» » » » Николай Мерперт - От библейских древностей к христианским


Авторские права

Николай Мерперт - От библейских древностей к христианским

Здесь можно купить и скачать "Николай Мерперт - От библейских древностей к христианским" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство Литагент «Св. Фомы»aad2d1ca-1f0f-11e5-b4ea-002590591ed2, год 2007. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Николай Мерперт - От библейских древностей к христианским
Рейтинг:
Название:
От библейских древностей к христианским
Издательство:
неизвестно
Год:
2007
ISBN:
978-5-94242-036-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "От библейских древностей к христианским"

Описание и краткое содержание "От библейских древностей к христианским" читать бесплатно онлайн.



«Перед читателем, в сущности, две книги под одной обложкой. Это заметно по подходу к изложению материала и даже по форматированию. Есть и более глубокие различия, например, в понимании соотношения исторических и археологических источников, а также задач обзоров: первая половина книги (до начала эллинизма), в основном, суммирует позитивные результаты работ в области т. н. «библейской археологии»; вторая, перекрывающая период с эллинизма до начала византийской эпохи, сосредоточена на проблемах историографии и источниковедения, проблемах датировок, атрибуций, контекстуальных интерпретаций…»






Амман, Моав и Эдом ассирийского периода находились в прямой конфронтации с Израилем и Иудеей, что свидетельствуют тексты на остраконах последнего периода существования Иудеи, найденные в иудейском городе Ахаде в Северном Негеве. Часть их связана с военным конфликтом с Эдомом (ер. 2 Пар 21, 8–10; 28–17) из-за контроля над торговыми путями к Акабскому заливу и Красному морю. Тексты насыщены разнообразной информацией о конфликте и военных мероприятиях иудеев (Aharoni 1981; Mazar 1990, р. 441; Мерперт 2000, с. 304).

1–2. Археология Палестины вавилонского периода

Динамичные события последних десятилетий VII – нач. VI в. до н. э. резко изменили общую ситуацию на Ближнем Востоке. Бурный взлет Вавилона привел к новой расстановке сил: многовековое доминирование Ассирии прекратилось, а позиции Египта резко ослабли. Иудея, Финикия и Филистия привыкли веками зависеть от могущественных соседей и лавировать между ними, но теперь оказались перед лицом более грозного врага. Нововавилонская империя сформировалась ненадолго, но зато с поразительной быстротой, и стремилась к политическому господству на всем Ближнем Востоке. Едва вступивший на трон нововавилонский царь Навуходоносор II (605–562 гг. до н. э.) немедленно разгромил египтян при Каркемише и Хаммате, и в 604 г. до н. э. ворвался в Палестину, захватив почти все значительные города Филистии до границы с Египтом[11].

В том же году была подчинена Иудея, царь которой Иоаким признал себя вассалом Навуходоносора (Иер 31, 9). Попытки антивавилонских восстаний (599, 598, 588 гг. до н. э.) были решительно подавлены, и в 586 г. до н. э. вавилонский полководец Набузардан разрушил Иерусалим. Эта дата считается началом вавилонского периода, условно выделяемого в истории Палестины и длившегося 66 лет, до падения Нововавилонской империи и вхождения Палестины в состав Персидской державы Кира Великого. Столько же лет длилась депортация евреев, финикийцев и филистимлян в Вавилон[12].

В течение нескольких поколений ученые-библеисты активно обсуждали проблему «вавилонского пленения», особенно вопрос о масштабе и сущности депортации. Критики историчности Библии (С.С. Тоггеу; см.: Albright 1960, рр. 140–141) не признавали самого факта катастрофического нарушения жизни в Палестине, считая как массовый вывод людей, так и последующую отстройку Иерусалима мифическими. У. Олбрайт выступил с резкой критикой такого подхода, причем опирался, прежде всего, на археологический материал, в то время еще довольно скромный[13]. Его поддержала в этом К. Кеньон, писавшая: «…ни в один другой период столь значительное число поселений не утратило городского характера» (Kenyon, р. 299).

В то же время, у археологов не было оснований говорить о прерывании культурной традиции в Палестине и о тотальном выселении ее жителей. Они склонны были, так сказать, смягчить взгляд на нашествие вавилонян как на деструктивный фактор. «В отличие от ассирийцев», – писал А. Мазар, – «которые депортировали все население Израиля после захвата Самарии, вавилоняне выслали только представителей высших классов, более бедные были оставлены возделывать землю, более того, в регион не были введены группы нового населения. Поэтому для Иудеи вавилонское завоевание не было столь травмирующим, каким ассирийский гнет был для Северного Царства» (Mazar 1994, р. 548). Не отрицая захвата и разрушения Навуходоносором многих иудейских и филистимских городов, А. Мазар подчеркивал свидетельства продолжения жизни в городах севернее Иерусалима (Weinberg 1969), и сомневался в столь резком падении уровня заселенности, который потребовал бы три столетия для восстановления численности населения (Albright 1969, р. 142)[14].

Сегодня археология, как будет показано ниже, уже способна обосновать свою, источниковедчески отработанную, версию происходившего в Палестине после вавилонской экспансии. Но спор окончательно не решен, поскольку ни один период в древней истории Палестины не освещен в источниках столь скупо, отрывочно и непоследовательно. Библейские тексты в этой части носят хроникальный характер (более информативные книги Ездры и Неемии посвящены событиям Персидского периода). Эпиграфические источники единичны: это упомянутое саккарское письмо; «Вавилонская хроника»; три глиняные таблички с нововавилонской клинописью (одна, из Тель Насбех, бесспорно вавилонского периода – две другие относятся, скорее, к началу персидского периода); скромная коллекция печатей и их оттисков (чуть более 20, из которых к вавилонскому периоду относятся единицы – остальные ему предшествуют или наследуют). Эти источники освещают отдельные эпизоды, но не ключевые вопросы состояния общества, его структуры, организации, деятельности, духовной жизни. Э. Штерн справедливо связал такой вакуум с общей политической концепцией вавилонских властителей: в отличие от имперской системы Ассирии с ее сетью полунезависимых провинций, получавших поддержку центральной власти, все функции управления, политики, экономики и религии были теперь сосредоточены в Вавилоне и направлены лишь на его благоденствие. Интересы периферии, к которой относилась и Палестина, игнорировались, что обусловило как глубокий общий упадок в ее развитии, так и отсутствие информации о ней (Stern 2001, р. 203).

Понятно, что археологические источники приобрели решающее значение. Правда, они отражают, прежде всего, разрушительную деятельность завоевателей и упадок в организации управления, торговли, в строительстве и ремеслах. Они все еще не способны создать систему хронологических индикаторов для вавилонского периода Палестины (не исключено, что такая система вообще не может быть построена на основе анализа артефактов), и складывается впечатление, что вавилонское правление – это, так сказать, «политический» период, мало затронувший развитие материальной культуры в Палестине.

Однако, многочисленные и системные разведки и раскопки по всей Палестине позволяют пересмотреть хронологию и, широко использовав аргументы «от отсутствия», насытить условное понятие «вавилонский период» определенным содержанием, показать общее и особенное в развитии Побережья, центральных областей Палестины, долины Иордана и Трансиордании. Благодаря усилиям многих израильских ученых и появлению ряда обобщающих работ Эфраима Штерна возникла еще бледная, но все же цельная картина происходившего как в материальной культуре, так и в процессах заселения территорий Палестины. Рассмотрим его данные.

Вавилоняне получили от ассирийцев провинции Мегиддо и Самарии в хорошо организованном и сравнительно плотно заселенном состоянии. Однако депортация старого и размещение здесь нового населения нарушили эту картину. Города и селения (Дан, Тель Кинерет, Бейт-Шеан, Тель Кедеш) были разрушены и не восстанавливались вплоть до персидского периода; разведки в Галилее фиксируют резкое уменьшение размеров и числа поселений, из которых лишь немногие могут быть отнесены к вавилонскому периоду. В Асоре выше ассирийского слоя сохранилась лишь одна монументальная постройка: прямоугольная крепость (30 × 26 м), состоявшая из открытого двора, обрамленного помещениями в один ряд с трех сторон, а с четвертой, южной, – в два ряда. Рядом стояла башня. Дата постройки не ясна, но в конструкциях выделены две фазы (возможно, обе уже персидского периода, что подтверждает находка печати царя Артаксеркса III (358/9– 337/8 гг. до н. э.). В вавилонский период Асор, скорее всего, оставался пустым. Та же ситуация – в Тель Кинерете: его постройки была уничтожены, а сохранившаяся на одном из участков монументальная постройка принадлежала уже персидскому времени.

Столица провинции, Мегиддо, восстановленная и укрепленная ассирийцами, в кон. VII в. до н. э. была разрушена, а на ее месте воздвигнута крепость того же типа, что в Асоре и Тель Кинерете, с открытым двором месопотамского стиля. Находок очень мало, но в отдельных местах открыты небольшие жилые постройки с керамикой персидского периода. По-видимому, это слой восстановления начала персидского времени, когда Мегиддо вновь заселили. К тому же времени Э. Штерн относит остатки мощной и крупной (68 × 48 м) цитадели месопотамского стиля на восточном участке холма, непосредственно перекрывшей руины городской стены типичной израильской кладки («с нишами и выступами») ассирийского времени[15]. В вавилонский период Мегиддо, видимо, не восстанавливали.

Это подтверждает и стратиграфия двух ближайших к Мегиддо поселков, Тель Кири и Йокнеам, плотная массовая застройка которых уничтожена в кон. VII в. до н. э. Следующая фаза датируется уже персидским периодом, а свидетельств вавилонского времени нет ни в одном из поселений.

Итак, несмотря на большие разрушения, которые ассирийцы в свое время произвели в провинции Мегиддо, и на частичную депортацию населения, они же восстановили самые значительные объекты (Мегиддо, Асор, Айелет ха Шахар, Кири и Йокнеам), вторично уничтоженные в кон. VII в. до н. э. вавилонянами и вместе со многими другими восстановленные не ранее персидского периода (Stern 2001, р. 315).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "От библейских древностей к христианским"

Книги похожие на "От библейских древностей к христианским" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Мерперт

Николай Мерперт - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Мерперт - От библейских древностей к христианским"

Отзывы читателей о книге "От библейских древностей к христианским", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.