» » » Эрик Берн - Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп

Эрик Берн - Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп

Здесь можно купить и скачать "Эрик Берн - Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Бизнес, издательство Литагент «5 редакция»fca24822-af13-11e1-aac2-5924aae99221, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Эрик Берн - Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп
Рейтинг:

Название:
Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп
Автор:
Издательство:
Литагент «5 редакция»fca24822-af13-11e1-aac2-5924aae99221
Жанр:
Год:
2016
ISBN:
978-5-699-84481-4
Скачать:
fb2 epub txt doc pdf
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп"

Описание и краткое содержание "Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп" читать бесплатно онлайн.



Одна из ключевых работ по психологии на тему лидерства, книга Эрика Берна доступно и наглядно описывает структуру различных групп – от таких крупных, как государство или трудовой коллектив, до крошечных – как семья. В книге собраны уникальные секреты эффективности существования групп, достижения личного и группового социального успеха, источники и механизм становления лидерства. Открыв мир взаимного влияния, описанный Эриком Берном, вы посмотрите на себя со стороны и научитесь по максимуму использовать те уникальные свойства, которые вам даны от природы, – оптимизируете все свои навыки, таланты, энергию. Методы автора помогут вам проанализировать свое положение в обществе и занять достойное место в жизни.






«История философии» А. Швеглера и «История английской литературы» Лонга рассматривают почти исключительно мирную деятельность. В труде «О заговоре Катилины» Саллюстий рассматривает внутреннюю революционную интригу, касающуюся главной внутренней границы; а его же «Югуртинская война» относится к аналогичной интриге, связанной с главной групповой структурой. Интересно отметить, что борьба в Африке между нумидийским царем Югуртой и его двоюродными братьями вначале непосредственно не затрагивала Рим, но впоследствии стала выходить из-под контроля. Это хороший пример того, как трудности во второстепенной структуре могут угрожать дезорганизацией всей группе, если позволить им развиваться бесконтрольно. «История» Фукидида, посвященная междоусобной Пелопоннесской войне (431–404 гг. до н. э.), почти тридцать лет сотрясавшей Грецию, – классический пример истории внешней борьбы. Геродот, «отец истории», по-видимому, имел дело одновременно со всеми тремя аспектами: созидательными силами, внутренними конфликтами и внешней борьбой[5].

Групповая работа (энергия, которую тратят члены) может быть посвящена либо созиданию, либо поддержанию собственной структуры. Когда группа занята преимущественно работой и находится в среде, которую не считает враждебной, – ее можно назвать деятельной или рабочей группой. Когда она занята сохранением своей структуры, преодолевая внешнее давление, она называется боевой группой. Когда она имеет дело с внутренним брожением, ее можно назвать процессуальной группой.

Конституция группы обычно формулирует ее цель, и эта цель становится смыслом групповой деятельности. Все в окружающей среде, что может служить объектом умственной или физической работы или удовольствия, может быть названо материалом групповой деятельности. Однако некоторые группы заняты главным образом телом и душой своих членов. Например, мышцы, голос, манеры и симптомы являются материалом спортивных групп, классов обучения красноречию, школ хороших манер и психотерапевтических групп. Большинство рабочих групп заняты такой деятельностью, как сельское хозяйство, наука, религия, промышленность, торговля. Все это разновидности конструктивной деятельности. Другие группы, например подростковые банды, больше заинтересованы в распространении беспорядка. Это деструктивная деятельность.

Одна из главных забот специальных подразделений, обеспечивающих морально-психологическую подготовку группы («аппарат морали»), – сохранение эффективности группы, т. е. достижение максимума количества работы или удовольствия, что во многих случаях зависит от силы сплоченности группы. Если силы сплоченности отвлечены давлением или возбуждением, деятельность приносит меньше результатов. Поэтому считается правильным скрывать от членов или аудитории внутренние конфликты, чтобы не распылять силы и не допустить вмешательства в групповую деятельность.

Когда среда становится угрожающей или воспринимается таковой, группа готова встретить угрозу на внешней границе. Такая группа, которая противопоставляет свою сплоченность внешнему давлению и сражается во имя самосохранения, показана на рисунке 4А. Подобная работа группы составляет внешний групповой процесс. В обычных условиях ведение внешнего группового процесса – обязанность внешнего аппарата группы, но по мере усиления давления все больше энергии группы изымается из деятельности и уделяется отражению угрозы. И группа переходит от рабочего состояния к боевому, как бывает с государством во время войны.

В особых случаях – при эпидемиях, землетрясениях или пожарах – опасность может не встретить сопротивления, пока не внедрится в групповую структуру, потому что застает аппарат врасплох. Однако как только аппарат приходит в действие, с этими катастрофами справляются так же, как с любыми другими вторжениями. С большими пожарами, с полчищами крыс и комарами сражаются так же, как сражались бы с армией вторжения.

Нужно хорошо понимать, что члены группы видят внешнюю среду не такой, какой она кажется постороннему наблюдателю, а такой, какой ее представляет аппарат морали. Если членам сообщают, что среда не угрожает, они будут вести нормальную деятельность. Если сообщают, что среда угрожающая, – предполагается, что они поведут себя соответственно. Всякий несогласный с аппаратом может ожидать неприятностей. К нему могут отнестись как к сеятелю смуты. Поэтому недействительное состояние среды играет решающую роль при определении, будет ли группа сохранять рабочее состояние или перейдет в состояние боевое; обычно это решает лидерство: оно определяет, каким представлять среду членству. Например, лидер может преувеличить угрозу или исказить представление о внешней среде, чтобы мобилизовать членов для борьбы.

Групповая деятельность и внешний групповой процесс вместе составляют внешнюю групповую работу, т. е. всю работу, проделанную группой над внешней средой или ее эквивалентом. Внутренняя групповая работа включает все аспекты внутреннего группового процесса, а также работу, проделанную членами над внутренней групповой структурой, организационную, индивидуальную и частную. Если эта активность непосредственно затрагивает лидерство, так что нарушается главная внутренняя граница, как бывает при выборах, заговорах, восстаниях, изменениях конституции или возбуждении, – такая деятельность является частью внутреннего группового процесса. Если она затрагивает только второстепенную групповую структуру, как бывает со спорами или интригами в членстве или с интригами и дворцовыми переворотами в лидерстве, – это часть второстепенного группового процесса. Группа, которая в данный момент преимущественно занята такой деятельностью, может быть названа процессуальной. Как показано на рисунке 4Б, главный групповой процесс – это конфликт между индивидуальными склонностями и групповой сплоченностью под управлением лидерства, второстепенный групповой процесс включает конфликт только между индивидуальными склонностями, как показано на рисунке 4В. Как уже отмечалось, внутренний групповой процесс проходит под присмотром «аппарата полиции».

И боевая, и процессуальная группы имеют дело с конфликтом между динамическими силами. Но эффективность группы возрастет, если силы будут действовать совместно, а не конфликтовать. Поддержание духа сотрудничества, в особенности между индивидуальными склонностями и групповой сплоченностью, – такова задача аппарата морали. Индивидуальная склонность, которая вступает в конфликт с групповой сплоченностью, может быть названа дистонической, а та, что усиливает сплоченность, – синтонической. Разница между ними хорошо видна на примере отношения к финансам. Задача внутреннего аппарата – получить средства членов в виде налогов, различных обложений, займов и пожертвований. Уплата налогов или пожертвований означает синтоническую склонность, а неуплата – дистоническую склонность.

До сих пор ничего не говорилось о внешних вкладах в психологическую и материальную силу группы. Такая поддержка часто приходит от материнской группы, если таковая существует, или достигается путем усилий внешнего аппарата. Если существует соперничество между группами, обеспечение внешней поддержки есть часть внешнего группового процесса и относится к ведению боевой группы. Если такое обеспечение является нормальным или представляет собой деятельность группы (как на рыбачьем судне), оно относится к групповой работе.

Одно из преимуществ систематического подхода в том, что он позволяет кратко формулировать полезные истины. Например, освещение истории на предыдущих страницах можно подытожить таким образом: Грин уделяет большее внимание групповой деятельности, чем групповому процессу; Швеглер и Лонг занимаются групповой деятельностью (рабочими группами); Саллюстий – главными и второстепенными групповыми процессами (процессуальными группами); Фукидид – внешним групповым процессом (боевая группа); Геродот – всеми тремя разновидностями.

Снова приведем в пример домохозяйку. Ее работу в семье можно проанализировать следующим образом: повседневная деятельность состоит в работе по дому; внешний групповой процесс заключен в таких проблемах, как обеспечение порядка не хуже, чем у других, и в борьбе с болезнями; второстепенный внутренний групповой процесс иллюстрируется дракой между двумя детьми или ссорой между матерью и отцом; главный внутренний процесс состоит в воспитании детей, – в том числе, например, в «усмирении» непослушного ребенка.

Первая цель любой группы – поддержание внутреннего порядка. Это главная забота процессуальной группы. Как только порядок установлен, группа может уделить внимание деятельности. Таким образом, эффективность групповой работы зависит от успеха процессуальной группы. Сказанное очень похоже на то, о чем так много говорят экономисты. Если изолированное общество не может в течение года производить больше, чем абсолютно необходимо для поддержания существования, члены такого общества не могут тратить время на создание механизмов, которые позволили бы увеличить производство. Если несколько человек решили бы потратить год на конструирование трактора, они задолго до окончания работы умерли бы с голоду, потому что никто не смог бы предоставить им необходимую пищу. Усовершенствования возможны только тогда, когда остаются какие-то излишки продукции. Назовем такое ограниченное общество «без излишков» обществом Тюрго[6] – в честь экономиста, высказавшего эту мысль.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп"

Книги похожие на "Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Эрик Берн

Эрик Берн - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Эрик Берн - Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп"

Отзывы читателей о книге "Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.