» » » Михаил Ермолаев - Русская философия XXI века. Максимы


Авторские права

Михаил Ермолаев - Русская философия XXI века. Максимы

Здесь можно купить и скачать "Михаил Ермолаев - Русская философия XXI века. Максимы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Цитаты из афоризмов, издательство Литагент «ИОИ»77f366e0-7f11-11e5-b0d0-0025905b9d92, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Михаил Ермолаев - Русская философия XXI века. Максимы
Рейтинг:
Название:
Русская философия XXI века. Максимы
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-88230-312-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Русская философия XXI века. Максимы"

Описание и краткое содержание "Русская философия XXI века. Максимы" читать бесплатно онлайн.



Короткие формы в философии всегда были востребованы – в виде ли набора отдельных фраз, или с отдельными подзаголовками, в составе книги, как у Ницше, пронумерованные, как у Витгенштейна, в стихах, как у Омара Хайяма, устные, как у Кун Цзы и Лао Цзы. Когда мы совершаем попытку строгого систематического описания мира, центром нашего философского поступка стремится стать сама система. Когда мы создаем мифолого-поэтическое описание мира, центром становится описывающий. Но если мысль намеренно прерывается – не в том месте, где она исчерпана, то есть окончательно убита словом, и не в том, где, потеряв свою энергию чувственно воспринимаемой истинности, доползает до состояния, необходимого системе, – возникает тот самый необходимый зазор, в который и просачивается смысл. Ведь целое мира не поддается окончательной формализации. Обрывочный, фрагментарный текст о мире не означает фрагментарного его восприятия, просто автор не желает выпускать наружу ничего лишнего. Существующее в виде фрагментов само, без насилия складывается в некую картину, уступая миру приоритетное право перед текстом быть целостным. И тогда центром описания становится сам мир. Авторам предлагаемого сборника такой жанр «афоризмов», или «максим» кажется не только продуктивным, но и крайне актуальным для нашей интеллектуальной эпохи.






Опыт отношения к самому себе, воздействия на себя предшествует всякому другому опыту. Этот опыт невыразим в словах. О нем невозможна память. Невозможно воспоминание. О нем говорил Платон в мифе о человеке-кукле, когда говорил, что человек – единственное существо, которое может быть сильнее себя или слабее себя. В пространстве человека ничего не существует, но все становится. В этом доинтерпретативном нерепрезентируемом мире нет различия между чувственным и рациональным. Всякий опыт может быть редуцирован к эмоциональным пятнам мира или, как говорил Мах, к чувственной первооснове мира.

Субъект и объект являются вторичными образованиями опыта. Эмоциональное склеивание отдельных моментов нейтрального опыта, присоединение предыдущего к последующему дает нам предметность. Но предметность – это не комплекс ощущений. Если бы это были ощущения, то не было бы пространства и времени, ибо они не ощущаются. Предметность создается из алфавита мира, из цветовых пятен, линий и фигур. Из-за того, что наше мышление стало более предметным, мы, по словам Кречмера, не способны прочувствовать первобытные спаивания образов, как не способны понять проецирование эмоций аутистическим сознанием, работающим вне схемы «я-мир».

Промежутки

Аутизм открывает перед философией не мир чтойности, а мир промежутков. В этом мире ничто не имеет цели в себе самом, следовательно, в нем пресекаются претензии бытия быть бытием, быть наличным, присутствовать. Поэтому современная философия отказывается принимать бытие как присутствие. В человеческой реальности все ускользает, оказываясь промежутком какого-то глобального промежутка.

Классическое философское сознание ориентировалось на бытие, на предметы, а ему вместо предметов аутистический мир человека предлагает то, что между, нечто неустойчивое, а вовсе не то, что вечно, неделимо, предельно. В мире аутиста от предметности остаются следы, разломы и трещины. С точки зрения сущности, все выглядит одинаково, в ней все кошки серы. Аутизм открывает мир различия и случайности.

Другой

В горизонте аутистического сознания другой понимается не в качестве того, кто тебя завершает. Другой – это не тот, кто дает тебе смысл. Нет никакого резона искать себя на дне у другого. Меньше всего оснований усматривать другого в том, кто смотрит на тебя, равно и в том, кто тебя видит. Другой – это тот, кого ты объективировал в себе в качестве другого. А это значит, что в качестве другого ты рассматриваешь того, кто тебя ограничивает. Другой – это внутренне самоограничение, вынесенное вовне, объективированное. Обычно думают, что, относясь к другому, как к человеку, ты и к себе начинаешь относиться, как к человеку. Эта догма предполагает первичную выдвинутость в бытие другого. Но вот что пишет Беттельхейм: «Знание о другом человеке… возможно только как следствие постижения человеком самого себя»[7]. То есть мы узнаем о другом вследствие постижения себя.

Аутистическое сознание человека отказывается от доминирующей роли другого, отрекается от семьи, от отца. На него трудно распространить принципы психоанализа. Обращение к помощи внешней причины в образовании антропологического события переводит понимание этого события в трансцендентный план, в котором всегда уже есть другой. То есть человек всегда является следствием существования другого. Тем самым, антропологическое событие отодвигается, а его понимание откладывается. Именно поэтому нужно отказаться от трансцендентного измерения феномена человека и заменить его имманентным планом развертывания антропологического события. В этом смысле другой – это не другой из трансцендентной перспективы, это тот, кто заставляет тебя смотреть на себя с отвратительной точки зрения. Ведь аутист – это человек, который освобождает свое существование от существования, которое его ограничивает. Для того чтобы освободить себя от реальности, человеку потребовался предел наличного, в опыте преодоления которого создается мир человеческой реальности. Пределом наличного является Бог или, что одно и то же, первичное самоограничение человека.

5. Ф.М. Достоевский. Записки аутиста

1. В «Записках из подполья» Достоевский рассказал об одном забавном человеке. Было ему уже за сорок лет и хотя дольше сорока лет жить неприлично этот человек жил, ни с кем не общаясь, работая по необходимости. Себя он называл умным человеком. Его любимое занятие – это грезы наяву. В его жизни ничего не происходило. Один раз он стал свидетелем трактирной драки. Это событие очаровало его. Ему захотелось, чтобы и его кто-нибудь побил. Но его не побили. И тогда он стал мечтать о мщении тому офицеру, который проигнорировал его, поставил ниже себя на социальной лестнице, не побил. Через полтора года он намеренно столкнулся с ним на улице, полагая, что тем самым он поставил себя с ним на один социальный уровень.

Другой раз этот забавный человек за неимением друзей решил сходить в гости к бывшему школьному товарищу. У товарища были еще товарищи. Вместе они решили дать обед в честь их другого общего приятеля. Забавный человек напросился на вечеринку в ресторан. Вечеринка стала одним из главных событий его замкнутой подпольной жизни. На вечеринке его, конечно, третировали, ибо он был для всех чужой. К тому же он был беден и неуспешен в делах карьеры. Чтоб поправить свое реноме, человек из подполья решил вызвать обидевшего его сотрапезника Ферфичкина на дуэль. Но этот вызов всех насмешил. И только. Затем компания его бросила и уехала в публичный дом. Забавный человек обиделся и поехал за ними, чтобы им отомстить. Когда он приехал, никого уже не было. Все разошлись по номерам. И тогда он сам предался разврату. По утру он Лизе-проститутке стал объяснять, что иметь семью и любовь лучше, чем торговать телом. А пухленький розовенький ребенок, теребящий рукой грудь, не идет ни в какое сравнение с костлявой беззубой старухой, коей она непременно станет, если будет заниматься проституцией. Лиза полюбила его за благородство речей. Ментально соблазненная, она неожиданно приходит к нему домой и застает нашего героя в неприглядном свете. Совокупившись с ней, он дал ей деньги и как продажную тварь выгнал из дома. Вот и весь сюжет «Записок из подполья».

Герой «Записок из подполья» – аутист. Вот его кредо: «Я-то один, а они все»[8]. Они, бараны в стаде, похожие друг на друга. На меня, говорит герой подполья, никто не похож, и я ни на кого не похож. «Я привык думать и воображать все по книжке и представлять себе все на свете так, как сам в мечтах сочинил»[9]. К аутисту нельзя относиться серьезно, ибо он может только на словах поиграть и в голове помечтать. На самом деле ему нужно только спокойствие. «Да я за то, чтоб меня не беспокоили, весь свет сейчас же за копейку продам. Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить? Я скажу, что свету провалиться, а чтоб мне чай всегда пить»[10].

Вот с этого принципа, а именно: «чтоб свету провалиться», – начинается человек вообще. Этот принцип назовут депривацией, стадией пещеры, на которой реализм останется животным, а человек выберет грезы аутиста, т. е. человека, у которого са-мовоздействие доминирует над внешними на него воздействиями. Как начинаются «Записки»? Возьмем первый абзац. В нем слово «Я» употреблено 18 раз. Можно подумать, что Достоевский готовит чемпионов по проговариванию рефлексивных штампов. Но «Я» – это не штамп. Это прокол, дыра в бытии, изъян в структуре. Герой Достоевского отбивается от настигающего его миропорядка, завоевывая позиции для сознания. Содержание высказываний человека из подполья могло 18 раз подчиниться центробежным силам, могло отделиться от «Я» и объективироваться, то есть могло стать описанием упорядоченного мира. И не стало, не объективировалось, а растворилось в хаосе событий. А это значит, что герой подполья не может наблюдать за миром извне, сочиняя констатирующие формулы. Он не может просто сказать «идет снег». Он говорит: «Мокрый снег валил хлопьями… мне было не до него. Я решился на пощечину»[11]. В нем внутреннее доминирует над внешним.


2. «Я» у Достоевского – это разрыв в прочной ткани непоименованной реальности. Непоименованное бытие уколами пустого «Я» превращается в ничто, в пену, в скопище воздушных пузырьков, нечто неструктурное и безосновное. В результате этого превращения реальной для героя из подполья оказывается не реальность, а ее блики. Например, офицер, с которым столкнулся герой подполья, будучи на службе, сам по себе для него ничего не значит. Дело не в нем, а в его сабле. Но и сабля сама по себе тоже ничего не значит. Что-то значит не она, а стук, звуки, грохот, которые она вызывает. Все дело в звуках. А что такое звук? Нечто беспредметное, проникающее в душу, действующее на нервы. И вот человек из подполья тратит полтора года своей жизни на борьбу с грезами реальности, со звуком, фактически с самим собой.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Русская философия XXI века. Максимы"

Книги похожие на "Русская философия XXI века. Максимы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Ермолаев

Михаил Ермолаев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Ермолаев - Русская философия XXI века. Максимы"

Отзывы читателей о книге "Русская философия XXI века. Максимы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.