» » » » Сергей Захарцев - Оперативно-розыскные мероприятия


Авторские права

Сергей Захарцев - Оперативно-розыскные мероприятия

Здесь можно купить и скачать "Сергей Захарцев - Оперативно-розыскные мероприятия" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство Литагент «Юридический центр»670c36f1-fd5f-11e4-a17c-0025905a0812, год 2004. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Захарцев - Оперативно-розыскные мероприятия
Рейтинг:
Название:
Оперативно-розыскные мероприятия
Издательство:
неизвестно
Год:
2004
ISBN:
5-94201-342-X
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Оперативно-розыскные мероприятия"

Описание и краткое содержание "Оперативно-розыскные мероприятия" читать бесплатно онлайн.



В монографии рассматриваются понятие, признаки, принципы, классификация и правовое регулирование оперативно-розыскных мероприятий в Российской Федерации. Освещаются актуальные проблемы практического применения оперативно-розыскных мероприятий и опыт использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам, даются рекомендации оперативным сотрудникам, следователям, прокурорам и судьям по применению норм Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

Книга предназначена для студентов, курсантов, слушателей, аспирантов, адъюнктов, преподавателей юридических вузов, практических работников, а также для всех, кто интересуется проблемами оперативно-розыскной деятельности.






Запросы составляются в письменном виде и содержат основания, указанные в статье 7 Закона об ОРД, необходимые для проведения мероприятий. Запрос должен содержать объем информации, достаточный для получения разрешения судьи на проведение некоторых мероприятий. Это необходимо, если предстоит проводить мероприятия, ограничивающие конституционные права граждан, например, на тайну почтовых отправлений. Впрочем, судебное решение можно получить и по месту нахождения органа, ходатайствующего о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Тогда судебное решение направляется для исполнения вместе с запросом.

Запросы органов разной ведомственной принадлежности, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, направляются в порядке, предусмотренном совместными приказами или межведомственными соглашениями. Запросы отраслевых или территориальных органов одного ведомства, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, исполняются в соответствии с установленными в этом ведомстве внутренними приказами[101].

Запрос международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств выделен законодателем в самостоятельное основание для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Обязательным условием для испол нения подобных запросов является соответствие их международным договорам Российской Федерации. В данном случае под международным договором понимаются межгосударственные, межправительственные и межведомственные соглашения о борьбе с преступностью, а также договоры об оказании правовой помощи. Примером таких международных договоров является Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, действующая среди стран – участников Содружества Независимых Государств. Одной из международных организаций, работающих на основе межведомственных международных соглашений, следует считать Интерпол, основной задачей которого является обеспечение широкого взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации с аналогичными органами государств – членов Интерпола в борьбе с преступностью[102].

Запрос международной правительственной организации или правоохранительного органа должен быть письменным и содержать в себе достаточные сведения. При этом проводимое по международному запросу оперативно-розыскное мероприятие должно осуществляться исключительно по законам Российской Федерации. Получение за границей судебного разрешения, например, на прослушивание телефонных переговоров в России в качестве основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий, недопустимо.

В самостоятельное основание для проведения оперативно-розыскных мероприятий законодатель выделил следующие ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения:

– о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

– о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

– о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

– о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

Источниками таких сведений, обычно, являются:

– оценка и анализ оперативной обстановки;

– изучение образа жизни лиц, предрасположенных, исходя из их прошлого поведения, к совершению преступлений;

– рассмотрение причин и условий совершения уже расследованных преступлений;

– анализ материалов уголовных дел;

– сообщения средств массовой информации;

– результаты оперативно-розыскных мероприятий;

– итоги деятельности других государственных органов (например, контролирующих органов) и т. д.[103]


При этом необходимо иметь в виду, что, например, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров являются оперативно-розыскными мероприятиями, ограничивающими конституционные права человека и гражданина. Для столь серьезного ограничения прав человека при проведении названных действий, не всегда достаточно информации, поступившей из какого-либо одного источника. На практике прежде чем принять решение о прослушивании телефонных переговоров, обычно стараются получить информацию из нескольких источников, оценивают ее и только после этого выносят соответствующее решение.

Интересное мнение об основаниях для проведения оперативно-розыскных мероприятий высказал В. Н. Осипкин. Он разделяет их на два вида:

– «от лица»;

– «от преступления»;

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности «от лица» орган, ее проводящий, проверяет без возбуждения уголовного дела ставшие известными сведения о лицах, подготавливающих, совершающих либо совершивших преступление. Этот вид оперативно-розыскной деятельности наиболее сложен, так как преступление носит латентный характер, достаточный для возбуждения уголовного дела информации в соответствующих правоохранительных органах нет, потерпевшие по различным причинам (из боязни за жизнь и здоровье близких либо из боязни уголовной ответственности за совершенные ими противоправные деяния) в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, не обращаются. Оперативно-розыскная деятельность «от лица» наиболее характерна для специализированных подразделений органов внутренних дел по борьбе с организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков, с экономическими преступлениями; для подразделений органов федеральной службы безопасности.

Оперативно-розыскная деятельность «от преступления» осуществляется когда возбуждено уголовное дело либо достоверно установлен и официально подтвержден факт безвестного исчезновения человека, обнаружения неопознанного трупа, либо имеются сведения о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия, суда или уклоняющихся от наказания. Оперативные подразделения в данном случае обладают фактическими данными о совершенном противоправном деянии, полученными в результате следственных или проверочных действий, вещественными доказательствами, показаниями, заключениями экспертиз, иными документами[104].

При внешней правильности рассуждения В. Н. Осипкина, такое его деление оперативно-розыскной деятельности вызывает критику. По нашему мнению, он значительно сужает указанную деятельность. Оперативно-розыскная деятельность проводится не только «от лица» и «от преступления», но и «от информации» о том, что в некотором месте или некотором объекте могут совершаться преступления. Кроме того, оперативно-розыскная деятельность носит характер предупреждения преступления. Например, само наличие нефтеналивного порта, атомной станции и т. д. является событием, фактом, создающим потенциальную опасность для экологической безопасности региона. Для предупреждения всевозможных преступлений на данных объектах оперативно-розыскные мероприятия не обходимы сами по себе, независимо от наличия фактов преступлений или лиц, их подготавливающих или совершивших.

Следующим основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий является постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, а также для обеспечения собственной безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Основанием для применения мер безопасности в такой ситуации, по мнению И. Н. Зубова и В. В. Николюка[105], следует считать наличие данных, свидетельствующих о реальной угрозе безопасности защищаемого лица либо безопасности органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Перечень лиц, в отношении которых могут применяться меры безопасности, в том числе и путем проведения оперативно розыскных мероприятий, дается в Федеральном законе от 20 апреля 1995 года «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»[106]. В соответствии с этим Законом меры безопасности применяются в отношении судей всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, народных заседателей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей и других лиц. Под безопасностью органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, понимается защищенность данного органа от внешних и внутренних угроз, минимальный уровень которых позволяет этому органу функционировать как элементу системы обеспечения безопасности России и решать возложенные на него законом задачи. Следовательно, проведение оперативно-розыскных мероприятий при таких обстоятельствах является необходимой мерой, направленной на предотвращение или пресечение угроз функционированию указанного органа.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Оперативно-розыскные мероприятия"

Книги похожие на "Оперативно-розыскные мероприятия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Захарцев

Сергей Захарцев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Захарцев - Оперативно-розыскные мероприятия"

Отзывы читателей о книге "Оперативно-розыскные мероприятия", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.