» » » » Преподобный Анастасий Синаит - Вопросы и ответы


Авторские права

Преподобный Анастасий Синаит - Вопросы и ответы

Здесь можно купить и скачать "Преподобный Анастасий Синаит - Вопросы и ответы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство Литагент «Благозвонница»05f8fb0f-8952-102d-9ab1-2309c0a91052, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Преподобный Анастасий Синаит - Вопросы и ответы
Рейтинг:
Название:
Вопросы и ответы
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-91362-939-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Вопросы и ответы"

Описание и краткое содержание "Вопросы и ответы" читать бесплатно онлайн.



Преподобный Анастасий Синаит – известный святой подвижник и православный богослов, живший в VII веке, автор многочисленных произведений, среди которых предлагаемые ныне впервые на русском языке «Вопросы и ответы». Они касаются самой разной и по сей день весьма актуальной тематики: догматической, нравственно-канонической, борьбы с ересями, эсхатологической и др., – и потому, несомненно, будут интересны современному читателю.

Перевод «Вопросов и ответов», а также помещенных в Приложении «Различных повествований о святых отцах Синайской горы», выполнен профессором Московской духовной академии А. И. Сидоровым и сопровождается комментариями и примечаниями переводчика, в которых проблематика этих творений ставится в широкий контекст святоотеческого Предания Церкви.






26. Впрочем, [все это] сказано нами не в качестве четкого определения и не из желания поспорить, но в качестве предмета для обсуждения и предположительно120. И просим [людей] более сведущих восполнить наши недостатки, давая им на то наше согласие.

Вопрос 29

Что следует говорить нам об умерших насильственной смертью, о брошенных в пропасть, [заживо] похороненных в земле или утопленных в море?


Ответ

1. По сказанному в Писании известно, что непостижимы судьбы Божии и неисследимы пути Его (Рим. 11:33). Тем не менее нам следует знать, что не все погибшие насильственной смертью претерпели это за грехи [свои]. О том свидетельствуют сыновья праведного Иова, бывшие также праведными и погребенные [под развалинами] дома (Иов. 1:18–19). И Христос научает нас, говоря, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская, а также те, кровь которых смешал Пилат с жертвами их, не были грешнее всех, живущих в Иерусалиме (Лк. 13:1–4)121.

2. Поэтому отсюда мы узнаём, что праведники часто умирают насильственной смертью по неведомым и сокрытым судам Божиим, [которые осуществляются] тремя способами. Ибо Бог часто попускает праведным мужам подвергнуться погибели от диких зверей и землетрясений или [утонуть] в воде и [низвергнуться с] гор для того, чтобы остальные, будучи нерадивыми, устрашились и образумились, внушая себе [следующий добрый помысл]: если такой муж, бывший столь великим [праведником], подвергся этому, то что должны претерпеть мы, грешники? А иные святые мужи, также имеющие лишь малые прегрешения, умирают мучительной смертью: они, [мужественно] приняв страшную участь ее, окажутся совершенными пред Богом. Бывает еще, что некие могущественные [владыки], приняв на себя грех народа [своего], часто за это предаются пыткам, мечу и смерти, стяжав самим себе и народу [своему] высшее спасение, ибо и Христос принял смерть ради нас. Ведая это, мы не трепещем от [суеверного] ужаса, поскольку знаем и об усекновении главы Иоанна [Предтечи] (Мф. 14:10; Мк. 6:27), и о распятии [апостола] Петра122, и о перепиливании [пророка] Исаии123, и о побитии камнями [первомученика] Стефана (Деян. 7:59), а также о других бесчисленных святых мужах, ставших жертвами тяжких болезней, подвергшихся [многим] опасностям и испытавших насильственную смерть124.

3. Блаженные отцы [наши] выделяют три образа насильственной смерти [людей] злых. Первый – [такая смерть происходит] для того, чтобы, видя ужасную участь их, прочие образумились; второй – для того, чтобы сами умершие [подобным образом] обрели там участь более мягкую125; третий – по некоему Божиему гневу и Божией угрозе, как это случилось с фараоном (см. Исх. 14–15) и при потопе (см. Быт. 7–8). Ибо одни наказываются только здесь, [как это случилось] с Лазарем (Лк. 16:20–21); другие караются частично здесь, а частично там, как [это получилось] с содомитами, испепеленными в огне (Быт. 19:24–25); третьи же обретают наказание только там, как [произошло] с богачом, [умершим] после Лазаря (Лк. 16:21–26).

4. Кроме того, следует точно знать, что умершие горькой смертью и отделившиеся от тела в скорбях обретают там либо полное, либо частичное избавление [от адских мук]. Это проясняет Господь, сказавший о некоторых городах, не принимающих проповеди Его: Отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому (Мф. 10:15)126.

5. Поэтому, когда ты видишь кого-нибудь умершего горькой смертью, повешенного или удушенного, не исследуй и не спрашивай: почему он так умер? Разве не упредил он [смертный] час [свой]? Разве не претерпел он этого вопреки [положенному] времени? Наоборот, ты только веруй, что Бог все совершает ради [нашей] пользы.

Вопрос 30

Все сверженные в пропасть, утопленные в море и [заживо] погребенные в земле претерпели ли это по Божией воле и повелению или же вследствие действия ненавистника добра [диавола]?


Ответ

1. Поскольку Христос говорит: у вас и волосы на голове все сочтены (Мф. 10:30), то ясно, что сатана не обладает властью не только над людьми, но даже и над бессловесными [тварями, например] свиньями, как об этом свидетельствует Евангелие127. Стало быть, одни из умирающих подобной смертью гибнут по причине гнева Божия, как это случилось при [всемирном] потопе, другие – по [Его] попущению, как это произошло с чадами Иова, погребенными [под развалинами дома] (Иов. 1:18–19), третьи – только по ведению Бога, но притом Он и не соизволяет, и не препятствует [совершаться этому].

2. Равным образом часто бывает, что некоторые умирают горькой смертью ради их же спасения. Ведь когда царь Маврикий молился Богу, чтобы Он воздал ему [еще] в этом мире за соделанные им грехи, то во сне [Маврикий] увидел Всеславного Царя, повелевающего предать его воину Фоке, – это и произошло128.

3. Был также и некий отшельник, просиявший знамениями и чудесами; имел он и одного ученика, [жившего] с ним в пустыне129. Однажды случилось этому ученику оказаться в некоем городе, которым управлял один злой и безбожный правитель. [Когда ученик прибыл в город, правитель] умер и его с почестями, при зажженных свечах и воскурениях благовоний, хоронило множество народа. Вернулся ученик в пустыню и нашел своего богоносного наставника съеденного гиенами. Впал он в отчаяние и стал как бы обвинять Бога130, [рассуждая так: ] «Почему тот злой правитель обрел столь славную кончину, а сей святой и духовный [муж] претерпел столь [дурную] смерть, растерзанный дикими зверями?» И когда монах судил подобным образом, предстал пред ним Ангел Господень и сказал: «Тот правитель, будучи целиком злым, имел одно благое дело, и ради этого одного благого дела он и получил награду [здесь], обретя при кончине своей честь и славу; а туда он отошел полностью осужденным. Твой же наставник, всецело благоугождая Богу и будучи украшен всякой добродетелью [в этой жизни], имел, как человек, малое прегрешение, и за это прегрешение ему было воздано такой горькой смертью; но от жизни [сей] отошел [твой учитель] полностью очищенным».

4. Из этого, братия, мы научаемся, что нет ни одного [существа] на земле, которое было бы лишено попечения или Промысла [Божия]. Наоборот, на всей земле и на всем небе суды Божии и Промысл Его [распространяются] на все дела Его. О том некоторые, не обладающие ведением и болеющие безбожием, баснословят, будто мир управляется движениями, восходами и заходами звезд, говоря, что астрология является творящей [причиной] рождения, движения, жизни, смерти, бедности, богатства, благоденствия, власти и несчастия людей.

Вопрос 31

Что есть гордыня?131

Ответ

[Гордыня – это когда] человек считает, что [причина всякого] благого дела, творимого им, целиком находится в нем самом. Поэтому он не разумеет слов сказавшего: якоже порт нечистыя вся правда наша пред Богом (Ис. 64:6).

Вопрос 32

Если [какой-нибудь] человек согрешил в отношении другого великим прегрешением, а после этого согрешивший перестал [грешить] и получил прощение от обиженного, то получает ли он прощение и от Бога?

Ответ

1. Если прощающий есть [человек] духовный или достойный иерей, то, разумеется, согрешивший получает прощение и от Бога; если же нет, то прощающий получает великую [духовную] пользу, а получившему прощение надлежит приносить покаяние Богу. Ибо и Моисей простил собственную сестру Марию, которая порицала его132, но она подверглась проказе от Бога и была отделена [от людей на семь дней] – и [лишь] тогда прощена. Равным образом Моисей простил всему народу, согрешившему против него и не покаявшемуся, а Бог истребил их (Чис. 14:13–25). Кроме того, как было сказано ранее, в отношении прегрешения и покаяния согрешившего [можно еще добавить, что] если недостойно и не Богу приносит он покаяние, то не будет ему прощения. Предположим, кто-то совершил прелюбодеяние с женой ближнего и тот простил ему – разве он получает прощение от Бога? Никоим образом, если не покается.

2. Знавал я одного человека, который был благодетелем для народа и многих научал [доброму]. Также он получал от многих приношения, тратя [все эти деньги] на бедных и на [выкуп] пленников. Затем, по диавольскому наущению, его оклеветали и устроили так, что народ больше уже не получал от него пользу; прибыль его упала и бедные пострадали. После этого [недруги], раскаявшись пред ним, получили от него прощение. Позднее же они, вследствие осуждения народа, введенного ими в соблазн, стали одержимыми бесами.

3. Такие вещи следует знать, чтобы, прощая, мы прощали бы от всего сердца, ведая о том, что согрешившие против нас подвластны Богу, а также чтобы эти согрешившие не предавались нерадению, но, прощенные нами, принесли покаяние Богу.

Вопрос 33

Если кто-нибудь впал в [какой-либо] грех и потом покаялся, а затем опять впал в тот же грех и снова покаялся, и так много раз прекращал [грешить] и вновь падал до тех пор, пока его не постигла [внезапная] кончина, – что следует думать о нем?


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Вопросы и ответы"

Книги похожие на "Вопросы и ответы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Преподобный Анастасий Синаит

Преподобный Анастасий Синаит - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Преподобный Анастасий Синаит - Вопросы и ответы"

Отзывы читателей о книге "Вопросы и ответы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.