» » » » Коллектив авторов - Что нужно знать о Северном Кавказе


Авторские права

Коллектив авторов - Что нужно знать о Северном Кавказе

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Что нужно знать о Северном Кавказе" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Литагент «Пробел-2000»2cfcdc25-6757-11e5-b6ff-002590591ed2, год 2006. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Что нужно знать о Северном Кавказе
Рейтинг:
Название:
Что нужно знать о Северном Кавказе
Издательство:
неизвестно
Год:
2006
ISBN:
5-98604-052-X
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Что нужно знать о Северном Кавказе"

Описание и краткое содержание "Что нужно знать о Северном Кавказе" читать бесплатно онлайн.



О Северном Кавказе как в отечественных, так и в мировых СМИ, публицистической и научной литературе уже воздвигнут целый Монблан сведений. Но именно сведений. На самом же деле о регионе, его истории, национальных традициях, менталитете северо-кавказских народов мы знаем ничтожно мало. Особой «терра инкогнито» он остается для Запада, хотя Северный Кавказ постоянно присутствует в его политической жизни.

В какой-то мере этот пробел решили восполнить авторы предлагаемого издания. Значительное внимание они уделяют этноэтикету.

Авторы сознательно ушли от анализа социально-экономических и политических процессов. Это – тема особого разговора.






Вместе с тем к XV в. постепенно восстанавливает силы Табасаран, разделившийся на северное майсумство и южный казият. В Нагорном Дагестане появляются новые крепкие мусульманские государства – Аварское нуцальство, Кайтагское уцмийство, Казикумухское шамхальство, Дербентский эмират. Первое возникло на развалинах Серира и охватывало земли современной Аварии. Кайтаг и Казикумух (на месте Гумика) поделили между собой не только горы, но и плоскость Центрального и Северного Дагестана. Дербент контролировал равнину Юждага. Наиболее сильным государством стало Казикумухское шамхальство, заставлявшее остальные владения платить себе дань. Правившие в Казикумухе, Кайтаге и Аварии наследные князья возводили свои роды к потомкам пророка Мухаммеда, пришедшим на Кавказ с легендарным арабским полководцем Абу-Муслимом. Арабские генеалогии этих владык в большинстве своем фиктивные. О них нет известий в раннесредневековых источниках, а сами титулы – уцмий, нуцал, кроме шамхала, майсум – появились только в послемонгольское время.

Во внутренних районах Нагорного Дагестана и Чечни началось усиление сельской общины или джамаата. К XV–XVI вв. тут появилось несколько десятков союзов сельских общин, такие, как Акуша-Дарго, Цудахар, Салатавия, Ункратль (аварск. ункъ ракь – “Четырехмиземье”), Нохчмахчкой, Галгай и др. По традиции, идущей от дореволюционных ученых, в литературе такие союзы обычно называют “вольными обществами”. Не все из них были самостоятельны. Большинство дагестанских “вольных обществ” зависело от казикумухских шамхалов, другие – от кайтагских уцмиев или аварских нуцалов. Они выплачивали им ежегодный поземельный налог (харадж) и выставляли ополчение из всех взрослых мужчин в войско своих сюзеренов на случай войны. Укрепление общины и некоторая стабилизация политической обстановки происходили на фоне подъема экономики региона. В эту эпоху восстанавливается волго-каспийская торговля. Растут старые и появляются десятки новых селений в горах и на плоскости.

Организация позднесредневекового общества

Начиная с XIV–XV вв. внутреннее устройство местного мусульманского общества хорошо известно по источникам. В позднее Средневековье оно делилось на ряд сословий. Основное население региона было представлено сословием узденей. Как и на Северо-Западном Кавказе, в Дагестане, Чечне и Ингушетии этим тюркским словом называли не только горских дворян, но и свободных общинников. Они делились на богатых, средних и бедных; родовую знать и менее родовитых; коренных и пришлых и т. д. Все уздени участвовали в народном собрании общины, служили в ополчении своих джамаатов. В районах, зависевших от шамхалов, нуцалов или более мелких князей (беков), предводителями ополчений выступали ханы. Последние стояли на самом верху сословной иерархии. Беки и потомки от браков беков с узденями, носившие имя чанков, считались ниже их по положению. В период наибольшего могущества Казикумухского шамхальства беки и чанки из Казикумуха проникли в ряд высокогорных джамаатов. Только в Северо-Западном Дагестане, Чечне и Ингушетии так и не сложилось ханско-бекского сословия.

В положении крепостных пребывали райяты, прикрепленные к землям, находившимся в частной собственности (мульк) или пожалованным на условии несения военной службы бекам и служилым узденям (икта). На плоскости на землях ханов находились целые райятские поселения. В приморском Дагестане весь тюркский народ терекеме считался райатами кумыкских беков. В горах Чечни и Северного Дагестана райатов было немного. Низшую ступень сословной иерархии занимали рабы (лаги, кули, караваши). Они принадлежали отдельным кланам (тухумам, тейпам). Источниками формирования лагского сословия были военные походы и работорговля на невольничьих рынках. В высокогорной части региона рабов было немного. Зато в центральной, предгорной Аварии, в Лакии, у даргинцев и кумыков лагское сословие занимало видное место и играло большую роль в хозяйственной жизни общины. Описанное выше социально-политическое устройство региона с незначительными изменениями просуществовало до присоединения региона к России.

Северо-Восточный Кавказ и великие державы в XVI–XVII вв.

В XVI–XVII вв. Северо-Восточный Кавказ стал предметом ожесточенной борьбы между Османской империей и Ираном, оспаривавших друг у друга господство в Передней Азии и на Ближнем Востоке. Эпоха иранских завоеваний в Закавказье и на Северо-Восточном Кавказе связана с деятельностью иранских шахов из династии Сефевидов (1502–1723). Их главной опорой были воинственные тюркские кочевники Закавказья, принадлежавшие к военно-религиозному братству сефевийя, созданному предком Сефевидов шиитским шейхом Сефи аддином Исхаком Ардебили (1252-1334). Члены братства носили остроконечные шапки с нашитыми на них двенадцатью пурпурными полосами в память 12 шиитских имамов, за что получили название кызылбаши (тюркск. “красноголовые”). Походы на Северный Кавказ проходили под лозунгом распространения шиизма. Потомки насильно обращенных в шиизм дагестанцев до сих пор живут в Дербенте и горных селениях Мискинджа и Лгар.

В свою очередь, турецкие султаны вели завоевания на Кавказе под предлогом обращения в ислам еще не ставших мусульманами горцев Кабарды, Чечни и Северо-Западного Дагестана, а также борьбы с шиитской “ересью”. Они использовали войска крымских ханов из династии Гиреев, еще в 1475 г. признавших себя вассалами Османской империи.

Борьба турок с иранцами шла с переменным успехом. Основатель династии Сефевидов Исмаил I (прав, в 1502–1554) совершил в 1510 г. поход на Азербайджан, во время которого покорил Дербент. Турецкий султан Селим I Явуз (прав, в 1512–1520) разбил Исмаила в Азербайджане в 1515 г., но вскоре вынужден был отступить в Малую Азию. При султане Сулеймане II Кануни (прав, в 1520–1566) турки несколько раз вторгались в иранский Азербайджан, опираясь на поддержку шамхала казикумухского и других дагестанских правителей. В свою очередь, Аббас I Великий (прав, в 15861628) смог отвоевать у турок не только захваченные ими у Ирана западные области, но и большую часть Грузии и Армении.

Правители и “вольные общества” Северо-Восточного Кавказа вынуждены были лавировать между двумя державами. Кайтаг традиционно придерживался проиранской ориентации. При поддержке уцмия Ахмед-хана (прав. в 1698–1735) Аббас I занял в 1607 г. Дербент. Чеченские и ингушские тейпы, аварский хан и кумыкские беки признавали над собой власть крымских Гиреев. Казикумухское шамхальство обычно поддерживало турок и крымцев. Так, во время очередной ирано-турецкой войны 1549 г. одновременно с походом против Ирана турецких войск из Малой Азии, в Закавказье из Дагестана двинулась армия шамхала. К концу XVI в. шамхалы все больше отходят от союза с Османской империей и Крымским ханством. Когда брат крымского хана Адиль-Гирей в 1578 г. попал в плен к иранцам, шамхал позволил своим подданным ограбить его мать, ехавшую к иранскому шаху для выкупа сына. Позднее шамхальство отказалось выступить вместе с крымцами на войну с Ираном, за что Кази-Кумух был разрушен турками. В конце XVI в. шамхал Сурхай (Суркай) признал себя вассалом Аббаса I. В 1642 г. шамхальство распалось на Казикумухское ханство и Тарковское шамхальство. Шамхалы перенесли свою столицу в кумыкское с. Тарки.

Со 2-й половины XVI в. на политической арене Северного Кавказа появилась еще одна сила – Московское царство. После захвата Иваном IV Грозным (прав. в 1533–1584) Казанского (1552) и Астраханского ханств (1556) южная граница России стала проходить по Северному Кавказу. В 1556 г. хан Большой Ногайской орды Исмаил (Измаил) принял русское подданство вместе с большинством ногайцев. Ногайцы, не пожелавшие оказаться под русским владычеством, ушли в Приазовье с ханом Казыем, образовав тут Малую Ногайскую орду (Казыев Улус, присоединен к России в конце XVIII в.). Иван IV попытался передвинуть русскую границу за Терек, построив в 1567–1568 гг. при впадении в Терек р. Сунжи крепость Терки. В 1571 г. из-за противодействия турецкого султана Селима II (прав. в 1556–1574), дагестанских и кабардинских князей ее пришлось срыть. Но уже в правление Бориса Федоровича Годунова (1584–1605, царь с 1598) были построены крепость на притоке Терека Тюменке (1588), Койсынский острог в устье р. Койсу-Сулака и Сунженский острог (1589).

Начались частые столкновения России с шамхальством. В 1593 г. воевода А. Хворостин выбил шамхала Андия из Тарков, но был разбит и отступил за Терек.

Следующий поход в Дагестан совершил в 1604–1605 гг. воевода И. М. Бутурлин. Он захватил у шамхала Али-султана кумыкские селения Эндирей и Тарки, но вскоре был разбит соединенными силами турок, дагестанских и кабардинских князей. Русские крепости на Тереке и Сулаке были сожжены, а гарнизоны их частью выведены в Россию, а частью погибли. Несмотря на военные неудачи России, местные властители все чаще стали посылать посольства в Москву за посредничеством и поддержкой в случае военных столкновений и споров с соседями. В XVII в. многие государственные объединения региона не раз вступали в союз или вассальную зависимость от православных правителей России, видя в ней противовес частым нашествиям на Дагестан турок и персов. Так поступали шамхалы Тарковские, Аварские нуцалы, некоторые и южнодагестанские ханы и чеченские, ингушские “вольные общества”.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Что нужно знать о Северном Кавказе"

Книги похожие на "Что нужно знать о Северном Кавказе" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Что нужно знать о Северном Кавказе"

Отзывы читателей о книге "Что нужно знать о Северном Кавказе", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.