» » » » Сергей Чухлеб - Лекции по истории западной философии Нового времени


Авторские права

Сергей Чухлеб - Лекции по истории западной философии Нового времени

Здесь можно купить и скачать "Сергей Чухлеб - Лекции по истории западной философии Нового времени" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Литагент «Пробел-2000»2cfcdc25-6757-11e5-b6ff-002590591ed2, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Чухлеб - Лекции по истории западной философии Нового времени
Рейтинг:
Название:
Лекции по истории западной философии Нового времени
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-5-98604-421-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Лекции по истории западной философии Нового времени"

Описание и краткое содержание "Лекции по истории западной философии Нового времени" читать бесплатно онлайн.



Издание содержит: Новое время: новая культура, новая философия; философия XVII века; философия XVIII века; философия XIX века и т. д.






Церковь же восприняла этот проект крайне враждебно. И это неудивительно, поскольку он ограничивал претензии церкви на монопольное владение знанием о мире. Но по прошествии нескольких столетий мы видим, что этот проект был воспринят и церковью, и обществом как совершенно очевидный и наиболее приемлемый вариант.


Декарт выписывает этот проект в буквальном смысле слова. Поясню. Культура – это набор программ, определяющих мышление и поведение представителей этой культуры. Если в культуре происходят изменения, то это означает изменение программ этой культуры – они меняются, появляются новые. Очевидно, что это не происходит автоматически. Новую ситуацию должен озвучить какой-нибудь человек или группа людей. Именно этих людей мы и называем гениями. Они становятся великими потому, что создают новый образец, новую парадигму, которая оказывается востребованной и принятой культурой. И уже все остальные движутся в рамках этой парадигмы, подчас даже не зная того, кто первый направил их по этому пути.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Мне тотчас могут заявить, что индустриальная цивилизация может быть оформлена не только в рамках капитализма, и приведут в качестве примера социалистические общества. К сожалению, это как раз тот самый случай, когда желаемое искренне выдают за действительное. Поэтому отвечу: 1. Индустриальная цивилизация возникает через капитализм и благодаря капитализму; 2. Многочисленные попытки в XX веке построить современную экономику в рамках некапиталистических общественных отношений на данный момент закончились полным крахом; 3. Ни одно из этих обществ не просуществовало больше столетия. И следовательно подобные кратковременные социальные эксперименты не могут быть предъявлены в качестве проверенной и жизнеспособной альтернативы.

Таким образом, нет никаких серьезных оснований противопоставлять успешной на протяжении нескольких столетий капиталистической формации кратковременные и неудачные попытки построить некапиталистическое индустриальное общество.

2

Тот же порох был изобретен именно в Китае на рубеже первого и второго тысячелетий н. э., но литью пушек и использованию артиллерии китайцы учились у португальцев в XVI веке. (См. комментарий № 2 в конце главы) Желая, во что бы то ни стало, заиметь современную артиллерию, китайский император поручил европейским монахам, прибывшим с миссионерскими целями, организовать производство пушек – видимо, он полагал, что все «белые варвары» искусны в этом проклятом ремесле (25. 140).

3

В действительности этот процесс не столь прямолинеен и гармоничен. Так, например, расцвет итальянских торгово-ремесленных городов в XIV–XV веках, ставший социально-экономической основой Возрождения, уже в XVI столетии сменился упадком – в итоге, здесь капитализм просто «не успел» сформироваться. Родиной капитализма стала Северная Европа (Нидерланды и Англия).

4

Коррупция – важнейшая характеристика бюрократии. «Коррупция (от лат. corrumpere – «растлевать») – термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам». (Википедия) Чем шире полномочия государства, тем масштабнее коррупция. Любопытен в этом отношении следующий пример.

В 1578 г. англичанин Френсис Дрейк прорвался со своими кораблями в Тихий океан и принялся грабить незащищенный западный берег испанских колоний в Америке. Добыча была фантастической. Единственный уцелевший корабль Дрейка увез в Англию 24 тонны серебра. Груз был столь велик, что корабль вполне мог затонуть под его тяжестью. Современные историки подытожили сумму убытков испанской короны, собрав и проанализировав отчеты испанских колониальных чиновников. Согласно этим отчетам Дрейк похитил 240 тонн серебра. Испанскому правительству почему-то не пришло в голову, что корабль Дрейка был в принципе не в состоянии увезти все эти сокровища. Суда по всему, рейд пирата стал для многих внезапно разбогатевших испанских чиновников настоящим подарком небес.

5

Прекрасный пример тому – российская патриотическая интеллигенция. Вся ее патриотическая идеология сконструирована по схемам и понятиям западного националистического романтизма XIX века (прежде всего, немецкого). Если бы эти понятия и схемы не были бы позаимствованы в свое время у Запада, то наша патриотическая интеллигенция просто не имела бы возможности осознать и выразить те прекрасные национальные идеи, на развитии которых она делает свою карьеру.

6

Секуляризация – процесс снижения роли религии в сознании людей и жизни общества; переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной традицией, к светской модели общественного устройства на основе рациональных (внерелигиозных) норм. Политика государства, направленная на уменьшение влияния и роли религии (например, секуляризация образования). (Википедия).

7

Эта идея весьма популярна среди нашей интеллигенции. Под финансированием она понимает, прежде всего, государственное финансирование. Но если культура финансируется государством, то это первый признак того, что эта культура имеет заимствованный, искусственный характер – она не востребована обществом и не нужна ему. Наилучшее финансирование – частное (когда человек покупает билет на концерт или книгу, он финансирует создателя этого артефакта культуры). Возможно, конечно, и государственное финансирование, но как вспомогательное. Финансирование означает управление. Управление же культуры чиновником малоэффективно, а иной раз и губительно.

8

Культурный фетишизм – это разновидность более общего постхристианского фетишизма. В качестве фетишей могут восприниматься не только элементы духовной культуры, но и политические, этические, этнические и прочие феномены.

9

Средневековый университет находился под тотальным контролем церкви. Большинство его преподавателей были представителями церкви. И мыслили они так, как если бы пребывали в монастырской келье.

10

Здесь Бэкон неявно отсылает нас к известному историческому эпизоду. Римский император Веспасиан обложил налогом общественные уборные. Сын упрекал его, указывая, что деньги, полученные таким образом, не чисты. На что император якобы ответил: «Деньги не пахнут». У Гая Светония Транквилла этот эпизод изложен следующим образом: «Тит упрекал отца, что и нужники он обложил налогом; тот взял монету из первой прибыли, поднес к его носу и спросил, воняет ли она. «Нет», – ответил Тит. «А ведь это деньги с мочи», – сказал Веспасиан». Светоний «Жизнь двенадцати Цезарей. Веспасиан. 23.3».

11

Эта смена культурных парадигм прекрасно исследована в замечательной книге Марии Оссовской «Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали». Соответственно отсылаю всех интересующихся именно к этой работе (см. в списке литературы № 31).

12

«Технократия (греч. τέχνη, «мастерство» + греч. κράτος, «власть» греч. τεχνοκρατία) – общество, построенное на основе концепции технократизма; меритократическое общество, где власть принадлежит научно-техническим специалистам». (Википедия) Часто под технократическим подходом подразумевают восприятие той или иной социальной проблемы лишь с технической стороны при игнорировании гуманитарных и прочих аспектов.

13

Этот род философии изобретен великими метафизиками Античности – Платоном и Аристотелем.

14

Классические примеры этому: теория Коперника или теория Дарвина. Последняя полностью дискредитирует все главы Библии, повествующие о создании Богом человека.

15

Охлократия (др. – греч. ὀχλοκρατία; от ὄχλος – толпа и κράτος – власть, лат. ochlocratia) – вырожденная форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов. (Википедия).

16

«Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках».

17

Это утверждение не является таким уж фантастичным, как может показаться на первый взгляд. Собственно, это даже не фантастика, а реальность. В самом деле, человек склонен считать содержание собственного сознания своим собственным, лично им творчески подобранным материалом. Более того современный человек очень озабочен желанием быть оригинальным. Любые сомнения в его оригинальности, индивидуальности, персональности рассматриваются им как личностные злобные нападки и вызывают довольно жесткую реакцию с его стороны. Но если исходить из данных современных социальных наук, то мы обнаружим, что содержание сознания человека производно от информации общества, частью которого он является. В этом отношении, все содержание сознания человека есть содержание, внушенное сторонней силой. Индивидуальность проявляется лишь в специфической комбинации этого материала, которая и составляет тот феномен, который мы называем словом «личность». Так что, если вы на место злобного и коварного демона Декарта поставите какое-нибудь фашистское тоталитарное государство, то вы вполне можете говорить о том, что содержание сознания члена этого государства полностью навязано ему чуждой силой.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Лекции по истории западной философии Нового времени"

Книги похожие на "Лекции по истории западной философии Нового времени" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Чухлеб

Сергей Чухлеб - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Чухлеб - Лекции по истории западной философии Нового времени"

Отзывы читателей о книге "Лекции по истории западной философии Нового времени", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.