» » » Коллектив авторов - Социология


Авторские права

Коллектив авторов - Социология

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Социология" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Социология, издательство Литагент «АСТ»c9a05514-1ce6-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Социология
Рейтинг:
Название:
Социология
Издательство:
неизвестно
Год:
2010
ISBN:
978-5-17-067233-2, 978-5-8123-0739-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Социология"

Описание и краткое содержание "Социология" читать бесплатно онлайн.



Учебник подготовлен с учетом опыта чтения курса лекций по общей социологии в МГУ им. М. В. Ломоносова. Издание составлено в соответствии с современными программами по социологии для вузов. Учебное пособие рассчитано на студентов, абитуриентов и всех, кто интересуется социологией.






Он распространил свой план социологизации на теорию знания и логику, а также на нефилософские науки (историю, этнографию, экономику и т. д.). Философия ляется предметом для реконструкции на основе социологии и ее данных.

Социологизм Дюркгейма в методологическом плане характеризуется следующими чертами: принципом объективного научного подхода к социальным явлениям, требованием объяснять социальное другими социальными явлениями и в этой связи необходимостью критиковать биологический и психологический редукционизм.

Центральная проблема для Э. Дюркгейма – проблема социальной солидарности. Согласно его взглядам существуют два типа солидарности: механическая и органическая. Механическая солидарность присуща неразвитым, архаическим обществам. Она возможна посредством поглощения индивидуальности коллективом. Органическая солидарность соответствует так называемому реститутивному закону, чья функция – произвести обзор прошлого для того, чтобы привести его, насколько это возможно, к его нормальной форме. Коллективное сознание становится меньшим по охвату и лишь узкой частью развитых обществ. Коллективное сознание все более превращается по своему содержанию в секулярное, рационалистическое, ориентированное на индивида.

Э. Дюркгейм ввел и понятие аномии. Аномия – это негативное отношение индивидов к нормам и ценностям существующей системы, и проявляется она:

1) в состоянии общества, при котором у его членов утрачена значимость социальных норм и ценностей, что ведет к увеличению отклоняющегося и разрушительного поведения, вплоть до самоубийства;

2) в отсутствии у людей эталонов сравнения, социальной оценки своего поведения, что приводит их к «люмпенизированному» состоянию и потере групповой солидарности;

3) в несоответствии, разрыве между социальными целями и социально одобренными средствами их достижения, что, при недостижимости всех этих целей законными средствами, толкает многих людей на незаконные пути их достижения.

Дюркгейм видел причину аномии в недостаточном развитии правил, регулирующих отношения между различными социальными функциями, не согласованными друг с другом. Он считал, что аномальные формы разделения труда можно преодолеть мирным разрешением конфликтов, снижением борьбы и конкуренции до приемлемого уровня, установив кодекс правил, жестко регулирующих классовые отношения, и введением справедливости и равенства во внешних условиях, то есть равенства социальных возможностей и вознаграждения всех по их трудовому вкладу.

Специальная работа Дюркгейма посвящена самоубийству. Самоубийство зависит главным образом от внешних причин, а не от внутренних свойств индивидов. Уровень самоубийств в обществе – это функция нескольких социальных переменных – взаимоотношений в религиозных, семейных, политических, национальных и других группах.

Э. Дюркгейм применил технику доказательства методом исключения: он систематически проверял и отбрасывал такие несоциальные факты, как «психологическая предрасположенность» индивидов (психологическое состояние, расовые и наследственные факторы), черты физического окружения (климат, время года, время дня) и процесс подражания. После этого он проверял влияние социальных причин, то, как именно они воздействуют, а также отношение между социальными и несоциальными факторами.

Опираясь на официальную статистику, он выяснил ряд особенностей: уровень самоубийств выше летом, чем зимой, мужчины кончают с собой чаще женщин, старики чаще молодых, солдаты чаще гражданских, протестанты чаще католиков, одинокие и вдовые чаще женатых, степень самоубийств выше в городах, нежели в сельской местности и т. д.

Начав изучение социальных факторов и взяв для анализа религиозную принадлежность, Дюркгейм показал, что католицизм, будучи более старой традиционной системой верований и ритуалов, имеет значительно большее единство, силу убеждений, непримиримость к нововведениям, нежели протестантизм. Это обусловливает большую сплоченность и солидарность в религиозной группе католиков и, следовательно, меньший уровень самоубийств среди них. Протестантизм ассоциируется с упадком традиционных верований и отождествляется с духом вольномыслия и критицизма. Его возможности объединения верующих значительно меньше, и, следовательно, уровень самоубийств в этой среде соответственно выше.

Дюркгейм проложил путь количественному анализу в социологии, наметил способ выработки специфических социологических методов и техники исследования (например, метод последовательного включения факторов, участвующих во взаимодействии).

Концепция религии венчает развитие Дюркгеймовой идеи коллективного сознания как «высшей формы психической жизни» или «сознание сознания».

Идея сверхъестественного и идея бога не являются обязательными атрибутами религии. Все религии без исключения делят все объекты на два класса, один из которых освящен религией.

Церковь – это организация, регулирующая религиозную жизнь группы. «Церковь» есть даже у примитивных народов, то есть и здесь имеются люди, следящие за своевременностью и правильностью исполнения религиозных ритуалов и церемоний.

Низкая деятельность – труд – есть источник печали и скорби; высшая, святая деятельность – коллективные религиозные церемонии – дает радость и возвышенное состояние духа.

Главный признак религии – совершение ритуалов. Истинный источник религиозности – необходимость сплочения группы. Главное в религии – не догматическая часть, но религиозная деятельность в виде коллективного исполнения ритуалов, в ней воплощается позитивная социальная функция религии. Дюркгейм различает следующие главные социальные функции культовой практики:

1. дисциплинарная, или функция принуждения и контроля;

2. цементирующая, то есть функция усиления и консолидации общественного единства;

3. репродуктивная, с помощью которой социальное наследие переходит к новым исполнителям;

4. эйфорическая, состоящая в создании радостных чувств социального благополучия.

Э. Дюркгейм провозгласил религию вечной, так как всегда будет существовать потребность облечь отношения человека и общества в идеологическую форму.

Влияние этого ученого на развитие социологической науки общепризнано. В частности, на основе концепции Дюркгейма развилась весьма влиятельная в западной социологии школа структурно-функционального анализа. Сегодня многие социологические направления охотно обращаются к основным понятиям, впервые введенным в научный оборот Э. Дюркгеймом, таким, как аномия, меритократия, социальный эгоизм, социальный порядок, социальная солидарность.

Макс Вебер

Макс Вебер (Weber) (1864–1920) был не только социологом, но и социальным философом и историком. Наряду с Вильгельмом Дильтеем (1833–1911) он явился основоположником понимающей социологии и теории социального действия. Совместно с Генрихом Риккертом (1863–1936) и В. Дильтеем М. Вебер разрабатывал концепцию идеальных типов – определенных образов-схем, используемых как наиболее удобный способ упорядочения эмпирического материала. Эта концепция служила методологическим обоснованием научного плюрализма в социологии.

Социальное действие – этот термин, введенный М. Вебером, означает простейшую единицу социальной деятельности. Действие индивида сознательно ориентировано на прошлое, настоящее или будущее поведение других людей. Предметом социологического исследования, по Веберу, является действие с субъективно понимаемым смыслом.

Важнейшие работы М. Вебера: «Экономическая этика мировых религий» (1916–1919 гг.), «Политика как профессия» (1919 г.), «Наука как профессия» (1920 г.), «Хозяйство и общество» (1921 г., английский перевод вышел под названием «Теория социальной и экономической организации»).

М. Вебер широко пользовался понятием идеальный тип. Идеальные типы есть некоторые обобщения, с помощью которых исследователь анализирует действительность и классифицирует изучаемые социальные факты. Идеальный тип, по Веберу, это чистая модель целенаправленного действия, методологическое средство социального и исторического исследования. Примеры идеальных типов социальных явлений: социальные действия, инстинкты, отношения, формы общественной организации, историко-культурные феномены, экономические отношения и т. д.

Примерами идеальных типов, используемых как средство для описания индивидуальных исторических формаций, по Веберу, являются: хомо экономикус, ремесло, капитализм, церковь, секта, христианство, средневековая урбанистическая экономика.

Чистыми, идеальными типами господства, которые блестяще проанализировал Вебер, являются харизматический, патриархальный и рациональный.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Социология"

Книги похожие на "Социология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Социология"

Отзывы читателей о книге "Социология", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.