Андрей Низовский - Величайшие музеи мира

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Величайшие музеи мира"
Описание и краткое содержание "Величайшие музеи мира" читать бесплатно онлайн.
В книге представлены около трехсот музеев из различных стран мира. Речь идет не только об известнейших музеях и галереях, но и редких, уникальных, – таких как Лондонский музей детства, где представлены игрушки всех времен и народов; Музей рок-н-ролла в Кливленде, который стал меккой для поклонников современной музыки; музей «Дом Корана» – единственный в мире, посвященный исключительно священной книге мусульман и произведениям искусства, вдохновленным Кораном. Живым, доступным языком рассказывается об истории музеев, а также о том, какое место занимают они в мировой культуре.
Следующая галерея носит название Галереи гобеленов. В 1814 г. в ее стенах была открыта выставка фламандских гобеленов XVI в. и итальянских гобеленов XVII в. Фламандские гобелены созданы в знаменитых брюссельских мастерских Питера ван Эльста; многие из них выполнены по рисункам великого Рафаэля и, возможно, его учеников. Из работ фламандских мастеров интересны также гобелен 1549 г., изображающий смерть Юлия Цезаря, и серия гобеленов «Времена года». Итальянские гобелены, созданные в 1600-х гг., изображают преимущественно сцены из жизни Маффео Барберни, избранного в 1623 г. римским папой под именем Урбана VIII (1623–1644).
Ватиканский Музей Кьярамонти основан папой Пием VII на седьмом году его понтификата при участии выдающегося скульптора Антонио Кановы и назван по имени основателя (светское имя Пия VII – Барнаба Луиджи, граф Кьярамонти). Это музей классической скульптуры. Ядро его собрания – главным образом римские статуи, некоторые из них – копии более ранних работ греческих мастеров. Помимо статуй, здесь собраны античные бюсты, алтари, архитектурные детали, урны, саркофаги – общим числом более тысячи, различные и по происхождению, и по художественной ценности.
Музей состоит из трех частей: Коридора, Нового крыла (итал. Braccio Nuovo) и лапидария. Коридор – большая арочная галерея, разделенная на 60 секций. По обеим ее сторонам тянется бесконечный ряд статуй, бюстов, саркофагов рельефов – всего около 800 экспонатов, относящихся к римской эпохе. Наибольший интерес представляют колоссальная голова Афины эпохи императора Адриана (117–138 гг. н. э.), рельеф I в. н. э., изображающий «Три Грации» (в XXXI секции), и два греческих подлинника: «Дочери Ниобы» – рельеф, изваянный из беотийского известняка, и голова бога морей Посейдона (Нептуна). Другая часть музея – лапидарий, где собрано более 3 тыс. каменных табличек, скрижалей и саркофагов с надписями. Это одно из самых больших в мире собраний подобного рода.
Новое крыло (Браччо Нуово), построенное в 1817–1822 гг., – жемчужина не только Музея Кьярамонти, но и всего ансамбля Ватиканских музеев. Его творцом является архитектор Рафаэль Стерн; после его смерти в 1820 г. работы возглавил Паскуале Белли. Выстроенное в духе неоклассицизма здание поражает своим почти абсолютным совершенством, строгой симметрией всех частей, гармоничными пропорциями и умело устроенной системой освещения. Интерьеры украшены позолотой, алебастром, египетским гранитом, полы выложены цветным мрамором. Весь этот антураж как нельзя лучше соответствует великолепной коллекции античных скульптур, собранных в стенах Браччо Нуово.
В просторном светлом главном зале, отделанном мрамором, в нишах вдоль стен расставлены двадцать восемь статуй, между нишами на мраморных консолях – двадцать восемь бюстов. Их дополняют двадцать настенных рельефов. Здесь собраны самые лучшие в эстетическом отношении произведения античной скульптуры. Особенно выделяются прекрасная римская копия статуи Демосфена с бронзового оригинала Полиевкта (III в. до н. э.), мраморная копия «Силен и Дионис» с оригинала Лисиппа (IV в. до н. э.), две копии с оригиналов Поликлета (V в. до н. э.): «Раненая Амазонка» и «Дорифор». Здесь хранится и прекрасная коллекция римской портретной скульптуры.
Этрусский музей занимает верхний этаж дворца Иннокентия VIII (1484–1492) и часть смежного здания времени Пия IV (1559–1565). В его залах сохранились фрески Федерико Бароцци и Федерико Дзуккари (1563), Санти ди Тито и Никколо Чирчиньяни делле Памаранче (1564). Григорианский Этрусский музей – таково его полное название – основан в 1837 г., в понтификат папы Григория XVI. Основой для его создания послужили археологические находки на территории Южной Этрурии в 1828–1836 гг., в те времена входившей в состав Папского государства.
В 1830–1840 гг. при раскопках были открыты важнейшие центры этрусской культуры – Вульчи, Тарквинии, Кьюзи. Античная Этрурия охватывала не только Тоскану, но и некоторые районы Умбрии и весь северный Лациум – территорию протяженностью в 200 километров с севера на юг, между рекой Арно и Тибром, до 1870 г. входившую в состав Папского государства. Этрусский город Цере располагался на месте современной деревни Черветери. Именно в Черветери был найден один из самых знаменитых некрополей этрусков. Этот «город мертвых» занимал более 350 гектаров.
В 1835 г. священник Алессандро Реголини и генерал Винченцо Галасси обнаружили в Черветери необычную гробницу. Она оказалась абсолютно нетронутой – за прошедшие двадцать пять веков покой мертвых не нарушил ни один человек: ни грабитель, ни ученый, ни искатель приключений. В дальнем углу первой погребальной камеры располагалось бронзовое смертное ложе. По-видимому, здесь был похоронен лукумон – этрусский князь. Останки усопшего давно истлели, рядом стояла совершенно не тронутая временем небольшая, почти игрушечных размеров бронзовая колесница – точная копия этрусской триумфальной колесницы, на которой в годы своей земной жизни разъезжал вождь этрусков. Рядом стояли конические бронзовые вазы с изображениями грифонов, небольшой жертвенник-треножник, бронзовые статуэтки… В ногах умершего лежал миниатюрный бронзовый щит. Такими же щитами была увешана противоположная стена гробницы.
Этрусский женский вотивный портрет
Небольшая, наполовину заделанная кирпичом дверь вела в следующую погребальную камеру. Со сводчатого потолка свисали бронзовые вазы, на полу – серебряные безделушки, множество флаконов из-под духов… Целая гора женских украшений безошибочно позволяла угадать место, где некогда лежала усопшая – очевидно, супруга вождя. Покрытая орнаментом золотая пластина покоилась на груди, золотые серьги и браслеты украшали уши и руки, ожерелье – шею. За двадцать пять веков от той, что когда-то носила эти украшения, не осталось и следа. Вещи лежали на месте…
Ныне все находки из гробницы «Реголини-Галасси», приведенные в порядок и отреставрированные, собраны в одном из залов Этрусского музея в Ватикане.
С ликвидацией Папского государства в 1870 г. музей лишился возможности пополнять свою коллекцию материалами раскопок, и в дальнейшем его рост осуществлялся только за счет случайных приобретений и нескольких крупных пожертвований. Важными событиями стали покупка собрания этрусских древностей Фалькони (1898), пожертвование коллекционера Марио Астарита (1967), покупка коллекции Гиачинто Гульельми (1987). В 1937 г. по завещанию маркиза Бенедетто Гульельми музей получил коллекцию произведений этрусского искусства из некрополя в Вульчи.
Экспозиция Этрусского музея размещается в двадцати двух залах и содержит материалы IX–I вв. до н. э., начиная от эпохи железного века до вхождения этрусских городов в состав Римского государства. О тысячелетней истории этрусков рассказывают многочисленные предметы, изготовленные из бронзы, серебра, золота, керамика разных эпох. Неотъемлемой частью экспозиции является большое собрание греческих ваз, найденных в этрусских некрополях, и италийских ваз, произведенных в эллинизированных городах Южной Италии. Смежная с Этрусским музеем секция посвящена римским древностям, найденным при раскопках в Риме и области Лациум.
Через два года после образования Этрусского музея, в 1839 г., в нижнем этаже того же здания был открыт Египетский музей. Как и Этрусский, он носит название Григорианского, так как был основан папой Григорием XVI. Основу собрания музея, у истоков которого стоял известный итальянский египтолог, священник-варнавит Луиджи Унгарелли, составила коллекция древностей, в свое время вывезенная из Египта римским императором Адрианом (117–138) для украшения своей виллы в Тиволи. Другая часть собрания сформировалась за счет частных коллекций, приобретенных в течение XIX в. В 1952 г. Египетский музей получил в дар коллекцию Грасси, состоящую из предметов искусства эпохи эллинизма.
Музей невелик – он занимает всего девять залов, однако собранное здесь большое число художественных произведений, начиная с амулетов и кончая колоссальными статуями фараонов, дает представление об искусстве периода расцвета и могущества Древнего Египта и времени его упадка. В экспозиции музея – драгоценные папирусы, включая знаменитую Книгу Мертвых, мумии людей и животных, богатейшая коллекция священных скарабеев, скульптурные изображения богов и фараонов. Экспозиции двух последних залов рассказывают о древней истории стран Ближнего Востока и Месопотамии.
Григорианский музей светского искусства (бывший Латеранский) основан папой Григорием XVI в 1844 г. С 1970 г. он размещается в специально построенном здании, расположенном параллельно зданию Ватиканской пинакотеки. В четырех секциях музея выставлены памятники греческой и римской скульптуры, барельефы и мозаики римского периода. В коллекции музея имеется несколько оригиналов греческих скульптур, среди которых три фрагмента из афинского Парфенона и голова Афины, датируемая около 460 до н. э. В музее есть также секция, посвященная римским копиям с греческих оригиналов; особенно выделяется бронзовая группа «Афина и Марс», сделанная с оригинала Мирона V в. до н. э., и копия эллинистической мозаики, изображающей пол зала с остатками обильного обеда. Об этой мозаике сообщал еще римский писатель Плиний.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Величайшие музеи мира"
Книги похожие на "Величайшие музеи мира" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Андрей Низовский - Величайшие музеи мира"
Отзывы читателей о книге "Величайшие музеи мира", комментарии и мнения людей о произведении.