Сборник статей - Проблемы европейской интеграции: правовой и культурологический аспекты. Сборник научных статей

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Проблемы европейской интеграции: правовой и культурологический аспекты. Сборник научных статей"
Описание и краткое содержание "Проблемы европейской интеграции: правовой и культурологический аспекты. Сборник научных статей" читать бесплатно онлайн.
В сборнике осуществляется комплексный анализ современных проблем европейской интеграции. Основной целью являлось обеспечение диалога представителей юридической, филологической, философской, исторической наук, проживающих в разных странах и городах, и сочетание культурологического и правового подходов.
Особое место в сборнике уделено проблемам взаимодействия России со странами Европейского Союза, процессу перехода к рассмотрению России в качестве полноправного партнера европейского диалога.
Сборник предназначен для научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов юридических ВУЗов, а также всех, кто интересуется проблемами европейской культуры и права.
Европейский федерализм выстоял в споре со сторонниками конфедерации, выдержал националистические соблазны, отверг всевозможные утопические прожекты, отказался от фантазий и иллюзий. Федералисты были грамотными юристами и учеными, трезвыми политиками и честными прагматиками. И они приняли строгую и научно обоснованную программу интеграции. Правда, как уже говорилось, экономическая, культурная и социальная интеграция дались несколько легче, чем политическая и правовая. На этих сферах и идеологии паневропейской интеграции, политической и правовой системы и остановимся поподробнее.
Основополагающими принципами в ходе дискуссий были выдвинуты следующие идеи. Все члены федерального государства остаются автономными, то есть самостоятельными, в исконном смысле понятия автономия. Федеральный демократизм предполагает политическое и правовое равенство своих членов, сохраняющих свои интересы в равновесном состоянии.
В европейском федеральном государстве власть распределяется между центром и государствами – членами по принципу субсидиаритета, т. е. власть находится там, где существует проблема. Федеральная власть вступает в действие только в том случае, когда проблема не может быть решена на низших ступенях.
Федерализм – означает персонализм, то есть ценность индивидуальной личности его интересов. Поэтому он остерегается этатизма и авторитаризма.
Европейский федерализм не должен копировать национальный, и более того, он скорее должен иметь научные более прогрессивные формы.
Совершенно очевидно, что изложенные принципы федерализма приходили в противоречие с государственным суверенитетом объединяющихся стран. Но трезвое отношение к истинному, а не мнимому суверенитету, федералисты преодолели очень просто. Они согласились, что международные политические и правовые структуры несколько ограничивают автономию государств. И отнеслись к этому как к извинительной уступке ради благ, которые даст интеграция.
Кстати, сепаратисты всех мастей и противники единения наступают всегда на одни и те же «грабли». В их представлении дело обстоит таким образом, что принадлежащая им часть общего только дает, а остальные только поглощают. Обосновывая свои притязания, они считают только то, что вносят и оценивают, только то, что им могло бы принадлежать.
При этом совсем упускается из вида то, чем они пользуются в сообществе. Эти блага стали настолько привычными, что воспринимаются уже как естественные. Поэтому зачастую сепаратизм в истинном виде является ничем иным как политической близорукостью или осознанным стремлением к автаркии, что всегда чревато опасными последствиями.
В глубоких теоретических дискуссиях по форме интеграции и в успешной практической деятельности созданных ранее Европейских сообществ наступает 1986 год, когда была завершена колоссальная работа, которую, по словам нашего юриста Топорнина Б. Н., «можно с полным основанием сравнить с новой редакцией Конституции, посредством которой проводится серьезный пересмотр государственного строя». В феврале 1986 года был принят Единый европейский акт, по которому члены сообщества вышли за рамки экономической интеграции и обязались создать единый политический и правовой союз. Этим актом руководители стран европейского содружества подтвердили, что все усилия по интеграции Европы оказались продуктивными, доказали перспективность избранного направления и требуют углубления единения. Такой вывод означал победу идеологии содружества над идеями дезинтеграции. Стало очевидным, что сотрудничество в области экономики, культурной и социальной сфер станут еще более эффективными, когда они станут функционировать в рамках единого правового пространства и единого политического союза. Завершилась эта часть работы, подписанием в феврале 1992 года «Договора о Европейском Союзе». Нам следует рассмотреть деятельность таких наднациональных политических и правовых институтов, не имеющих в истории человечества аналогов, как: Европарламент, Европейский Совет, Европейская Комиссия, Суд, Счетная палата, Омбудсман. Но об этих органах европейского содружества вы сможете узнать и без меня, например, из книги «Европейское Сообщество право и институты», Москва, 1992 и других.
Я же продолжу рассматривать теоретические достижения правовой и политической интеграции в контексте противопоставления дезинтеграции как общественного явления.
Наиболее яркой и характерной особенностью интеграции явилось новое понимание сущности прав человека. Совершенно естественным было такое правовое воззрение, что национальное право регулирует все общественные отношения граждан данной страны. И права человека, гражданина и личности в том числе. Если таковые права признавались.
Однако со временем выяснилось, что наряду с гуманными, демократическими режимами, строго соблюдающими права своих граждан, существует множество государств, только декларирующих приверженность праву, лишь провозглашающих права человека, но не обеспечивающих их защиту. И правовые системы таких государств не имели реальных механизмов защиты прав своих граждан. Хуже того, в ряде стран преследовали своих граждан за критику, за инакомыслие, за свободолюбие, уголовные наказания и жестокости применялись к людям, не совершившим преступления, а за политические убеждения.
Граждане этих стран оказались в безвыходном положении, ибо их права попирались не отдельными чиновниками от права, а самой политической системой страны. Злоупотребления правом, издевательства и жестокости правоприменительных органов, превратившихся в свою противоположность, все мыслимые и немыслимые ужасы в местах заключения могли оставить равнодушным только бездушных людей.
Понятно, что в таких условиях, свободная совесть, демократическая и гуманная мысль могли апеллировать только к сообществу правовых государств. И только прогрессивная межгосударственная и человеколюбивая общественность восстала против человеконенавистнических режимов. Правовое сознание, трактующее, что права человека не должны быть предметом только внутригосударственных, национальных органов, стало завоевывать позиции, а вскоре сделалось реальностью для европейского сообщества.
И этому благородному делу защиты прав человека посвящены усилия Европейского суда и специального Омбудсмана.
Другая особенность правовых реалий европейского сообщества в том, что, вопреки распространенному представлению, в основе единого европейского правопорядка лежат нормы, отличные и от международно-правовых норм, и от национальных систем права.
Право европейского сообщества предусматривает создание специальных органов, к которым переходит часть суверенных полномочий стран содружества.
Кроме того, источником международного права продолжает оставаться межгосударственный договор, в то время как в сообществе формируется совершенно новая правовая система, которую можно назвать «интеграционным правом», которая развивается только усилиями самого сообщества. При этом интеграционное право, включая в себя принципы международного права охватывает и новые, дополнительные положения, рожденные интеграционными процессами.
Кроме того, право ЕС регулирует не только «поведение» государств, но включает поведение граждан в затронутых интеграцией сферах жизнедеятельности. При этом «европейское право» совершенно независимо от законодательства государств – членов ЕС. В силу последнего обстоятельства Суд Сообщества не может применять норм национального права, не правомочен выносить решения о Законности внутренних законодательных актов, не занимается толкованием внутринациональных норм права.
Политическая и правовая идеология европейской интеграции направлена на решение двух кардинальных задач человечества. В экономической сфере цель сообщества – создание общего рынка, характеризующегося свободным экономическим поведением всех членов; в политической – сближение политических систем, соединение усилий для достижения согласия и утверждения демократии, а также увеличение степеней свободы в личной жизни граждан.
Вот эти цели и легли в основу «интеграционного права», чтобы служить средством их реализации. Они и обусловили общие принципы европейского права: пропорциональность представительства во всех представительных органах сообщества; солидарность государств – членов, как высшее проявление самобытности, но и единодушия; «институционального равновесия» или равновеликости, как органов ЕС, так и стран содружества; отказ от дискриминации.
Чтобы понять истинную сущность ЕС, процитирую статью 6 (абзацы 1 и 2) Договора о Европейском союзе: «Союз основан на принципах свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод, а также принципе правового государства – принципах, которые являются общими для государств-членов. Союз в качестве общих принципов права Сообщества уважает основные права, как они гарантированы Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, подписанной в Риме 4 ноября 1950 г., и как они вытекают из общих для государств-членов конституционных традиций».[85]
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Проблемы европейской интеграции: правовой и культурологический аспекты. Сборник научных статей"
Книги похожие на "Проблемы европейской интеграции: правовой и культурологический аспекты. Сборник научных статей" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Сборник статей - Проблемы европейской интеграции: правовой и культурологический аспекты. Сборник научных статей"
Отзывы читателей о книге "Проблемы европейской интеграции: правовой и культурологический аспекты. Сборник научных статей", комментарии и мнения людей о произведении.