» » » Василий Кириллов - Княгиня З. И. Юсупова и её дворец


Авторские права

Василий Кириллов - Княгиня З. И. Юсупова и её дворец

Здесь можно купить и скачать "Василий Кириллов - Княгиня З. И. Юсупова и её дворец" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Русское современное, издательство Литагент «Ридеро»78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Княгиня З. И. Юсупова и её дворец
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Княгиня З. И. Юсупова и её дворец"

Описание и краткое содержание "Княгиня З. И. Юсупова и её дворец" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена истории жизни княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой – знатной даме из «высшего света» Петербурга. В ней анализируется декоративное убранство дворца на Литейном проспекте, по мнению автора, связанное с фактами личной биографии его владелицы.






Ученическая доска, как я вскоре замечаю, опирается на низкий камин, увенчанный большим прямоугольным зеркалом. Из-под нее, с одной стороны, «выглядывает» маленькая скульптурка, изображающая шаловливого амура с гроздью винограда.


«Нелепая картина! – покачиваю я головой. – Камин старинной филигранной работы итальянского или еще какого-то европейского мастера и эта облупившаяся, грубая доска – характерный атрибут современности, наших десятилетий, с их тягой к утилитарности и пренебрежением к эстетическому вкусу».

Начинаю любоваться камином, подхожу то справа, то слева. Над очагом мне бросается в глаза «козломордая» маска античного бога веселья Бахуса.

«Тонкое ручное исполнение, – прихожу к выводу я, – качественная отделка камнем. В свое время, такие камины делали по специальным заказам именитых владельцев городских дворцов и особняков».

Мимоходом, подмечаю темные портьеры, висящие чуть поодаль. Чувство любопытства молодого исследователя невольно заставляет меня заглянуть туда, за пыльную материю занавески.

От неожиданности я чуть было не отшатываюсь в сторону. Из темноты чулана на меня пристально смотрят глаза бывшего Генерального секретаря ЦК КПСС. Кто-то, наверное, желая пошутить, разместил в вертикальном положении на заваленном папками с бумагами столе «картонку» с оттиском фотографического портрета Юрия Владимировича Андропова.

Проницательный взгляд деятеля ЦК Компартии отчасти показался мне грустным и потерянным.

«История порою так несправедлива, а иногда и просто жестока, – подумал я. – То, что еще совсем недавно считалось идеалом и могло служить объектом для поклонения, в одночасье, превращается в немой фетиш. Далеко не каждому суждено оставить неизгладимый след в памяти народа».

Одергиваю занавеску, и неспешно осматриваю пространство зала, некогда служившего владелице дворца парадным кабинетом. Кое-где сохранились остатки лепнины, позолоченной и стилизованной под резное дерево. Помещение в свое время выглядело слегка затемненным, как бы имитировало замковые интерьеры эпохи французского короля Генриха II. Стены были затянуты шпалерами и увешаны картинами с сюжетами из европейской истории и мифологии.10 На падугах выделяются монохромные медальоны и пары амуров, которые держат монограммы хозяйки дворца.

«Вполне рядовой антураж, – говорю себе я. – Все достаточно тривиально».

Мой взгляд просто не находит здесь интересных деталей.

«Нужно идти дальше, – понимаю я. – Не терять оптимизма. Пожалуй, Розовая гостиная больше порадует своим обликом. Во всяком случае, ее отделка на фотографии в книге о памятниках архитектуры Ленинграда меня некогда впечатлила».

Вхожу и, действительно, пребываю несколько минут в состоянии полной эйфории.

«Все в целости и сохранности, почти как в прежние времена, – мысленно нашептываю сам себе я. – Мифологические картины на тему Времен года на потолке, позолоченная люстра, рельефы, вычурные импозантные украшения и лепнина, выразительные фигуры сатиров с завивающимися хвостами возле очага камина».

«Просто чудо!», – признаю я и стараюсь выбрать наиболее удобную позицию для начала фотосъемки. Мне не терпится запечатлеть каждый отдельный фрагмент, рассмотреть детали украшения, оценить художественное мастерство исполнения.

…Последнее из помещений – Зеленая или Малахитовая гостиная. Чтобы попасть в нее, необходимо пройти через красивые стеклянные двери с фигурным узором деревянных рам, похожим по рисунку на соцветия тюльпанов или каких-то иных декоративных растений.

Далее, я оказываюсь в небольшом прямоугольном зале – своего рода, прихожей. По некоторым источникам, он служил в прежние времена помещением для прислуги или официантской. В наши дни, все это превратилась в приемную, а Малахитовая гостиная, соответственно, – в кабинет директора.


Малахитовая гостиная во дворце З.И.Юсуповой (с акварели В.С.Садовникова из фондов Русского музея в Петербурге)


На фоне лепных акантов замечаю скульптуры юношей с вазами. Обращаю внимание на мягкий поворот тел и изящество поз.11

Осторожно стучусь в дверь и слышу негромкий голос «Войдите!». Прохожу вовнутрь и вижу интеллигентного с виду мужчину, сидящего за столом.

– Очень приятно! Я из Москвы, студент исторического факультета МГУ, пишу диплом, интересуюсь вашим зданием, – быстро начинаю объяснять я. – Мне хотелось бы немного осмотреть интерьер, и если вы позволите, сделать пару фотографий на память.

– Что же такого интересного у нас можно найти? – удивляется директор и его лицо расплывается в благожелательной улыбке.

Я хорошо понимаю его. В Петербурге столько замечательных дворцов, что резиденция княгини З.И.Юсуповой на Литейном проспекте на их фоне кажется вполне заурядной постройкой, хотя и с определенной долей «шарма».

– Да есть кое-что, – кивая я головой и, одновременно, пожимаю плечами. – У вас частично сохранилась отделка стен и потолка, привлекающая меня как искусствоведа. Если вы не против…

Я, буквально, останавливаюсь на полуслове, так как ненароком перевожу взгляд с купольного свода помещения, оформленного позолоченной лепниной, чуть ниже и замечаю два изумительных по красоте камина.

– Пожалуйста, – соглашается директор. – Фотографируйте, если вам это так уж необходимо.

– Спасибо, – благодарю я и аккуратно навожу на цель уже заранее подготовленный фотообъектив.

«Какая прелесть, – мысленно оцениваю увиденное я. – Настоящие камины, исполненные в традициях „неорококо“, с низкими очагами, как бы ставшими подставками под огромные и чуть скругленные в завершении изящные зеркала».

Попутно любуюсь причудливыми завитками, воссозданными средствами живописи, которые, подобно растительным побегам, плавно и изящно перебегают на сферическую поверхность высокого потолка. Мысленно представляю это помещение в прежние времена, обставленное золоченой мебелью с шелковой обивкой, заполненное этажерками и китайскими вазами. Лишний раз убеждаюсь в том, что сам замысел гостиной мог быть откровенной репликой на один из знаменитых интерьеров отеля де Субиз в Париже.

Камины в сочетании с декоративной отделкой напоминают мне распускающиеся бутоны. Возможно, лилий или даже более экзотических орхидей… Невольно вспоминаю, что княгиня Юсупова была большой поклонницей цветов и прочей диковинной флоры. В третьей четверти ХIХ столетия немало лестных отзывов у современников получала застекленная оранжерея, находившаяся внутри дворца на Литейной. Ее наполняла яркая и благоухающая южная растительность. Устройство подобных садов во дворцах крупной дворянской знати на каком-то этапе превратилось в своеобразную моду в городе на Неве. Ощущение «вечной весны» было необходимо для тонких, романтических натур, обреченных на проживание в условиях северного климата, как, в некотором роде, психологическая разрядка от утомительных, серых дождей и, дующих с Финского залива, холодных и пронизывающих ветров.

Увы… Оранжерея во дворце З.И.Юсуповой, как и в других петербургских дворцах не сохранилась. Ее пространство на рубеже XIX – XX вв. приспособили под концертный зал с рядами сидений для зрителей. В бывшую резиденцию княгини переехал один из местных театров.


Оранжерея, или Зимний сад (с акварели В.С.Садовникова из фондов Русского музея в Петербурге)


…После посещения дворца на Литейном проспекте, я решил заглянуть в пельменную, которая находилась где-то неподалеку, а затем уже поспешил в здание Архива на набережной Красного Флота. Мне все хотелось успеть за 2—4 дня. Долгое проживание в Петербурге не входило в мои планы. Было как-то неудобно засиживаться в квартире у старых знакомых, излишне злоупотреблять гостеприимством, вынуждать людей потесниться.

Если вы никогда не посещали здание Центрального государственного исторического архива в Петербурге, то многое потеряли. Бывший особняк графини А. Г. Лаваль на бывшей Английской набережной, действительно, заслуживает внимания. Его вестибюль, по старой традиции, оформлен массивными дорическими колоннами, а купольный свод над парадной лестницей украшен кессонами, с розеттами и звездами. Неувядаемое и спокойное величие петербургского «ампира»! Читальный зал еще больше радует глаз. Он не только декорирован эффектными колоннами, но и перекрыт зеркальным сводом, с полихромной живописью героической античной тематики и гризайлью.

Я оказываюсь в настоящем храме русской истории. Шутка ли сказать, в ЦГИА собраны письменные и графические документы почти со всей России. Как тут не заблудиться несведущему человеку!

Вести поиски в каталоге по названию или адресу памятника, как выясняется, крайне затруднительно. Тогда, использую запасной вариант, пробую обнаружить что-то в делах на имя архитектора Л.Л.Бонштедта. Убиваю немало времени на перелистывание толстых архивных томов. Но ничего интересного для себя так и не нахожу. О дворце на Литейной улице ни слова. Есть только личное дело зодчего12, но меня одолевают сомнения насчет того, насколько целесообразно в нем копаться. Вероятно, там преобладают сведения общего характера, как я думаю, и они вряд ли будут полезны.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Княгиня З. И. Юсупова и её дворец"

Книги похожие на "Княгиня З. И. Юсупова и её дворец" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Василий Кириллов

Василий Кириллов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Василий Кириллов - Княгиня З. И. Юсупова и её дворец"

Отзывы читателей о книге "Княгиня З. И. Юсупова и её дворец", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.