» » » Алексей Михальский - Психология конструирования будущего


Авторские права

Алексей Михальский - Психология конструирования будущего

Здесь можно скачать бесплатно "Алексей Михальский - Психология конструирования будущего" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Ридеро»78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алексей Михальский - Психология конструирования будущего
Рейтинг:
Название:
Психология конструирования будущего
Издательство:
Литагент «Ридеро»78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология конструирования будущего"

Описание и краткое содержание "Психология конструирования будущего" читать бесплатно онлайн.



Монография посвящена психологии конструирования будущего: от процессов предвосхищения на индивидуальном уровне до социального конструирования. На чем основаны стратегии выбора будущего, в чем заключаются способности КБ, каким образом их диагностировать и развивать, как связано восприятие и отношение к времени с созданием собственного будущего? В книге также рассматриваются практические вопросы создания будущего в профориентации, менеджменте, рекламе, медицине и спорте, психотерапии, политике.






– коррекция и развитие способности конструирования будущего;

– изучение практических аспектов и прикладное применение ПКБ;

– развитие и распространение экологии конструирования будущего.

Некоторые проблемы, стоящие перед научным направлением:

– проблематика подбора соответствующих диагностических методик, сложность проведения исследований и измерений (в частности, необходимость использования лонгитюдных методов);

– проблема реальности психического образа для личности, для группы.

– проблематика конструктивизма (степень преобразования реальности силой внутреннего мира человека);

– проблема гармонизации коммуникации и экологичности конструирования будущего.

В предвосхищении вопросов, позволю себе поместить краткую таблицу соотношения основных принципов психологии конструирования будущего и актуальной в настоящее время «позитивной психологии» – отличия, как нам кажется, очевидны и не требуют дальнейших комментариев.


Глава 1. Проблематика конструирования будущего в философии

1.1. Эпоха модернизма

Модернизм нарушает существующий порядок. Он прежде всего свидетельствует о свободе человека, …а свобода заразительна. Напоминать человеку о том, какое он сложное явление, всегда значит выступать против власти.

Рудольф Баршай

Внутренняя свобода, выражение особого видения мира, символизм, пересмотр классических традиций – прекрасная La belle epoque – золотой век искусства и расцвета наук, новейших технологий медицины, расцвета социальных движений. Джойс и Кафка, Гауди и Фаберже, Малевич и Стравинский – всего лишь несколько имен – иллюстраций эпохи модернизма, в которую входит человечество в конце XIX века…

1.1.1. Начало ХХ века: Классическая философия передает эстафету

В конце XIX – начале ХХ века ученые задумываются о том, что изучить мир, не учитывая самого познающего (субъект познания) и те условия, в которых действует познающий, невозможно. Ведущая роль идеи вселенной как «часового механизма» сменяется специальной и общей теорией относительности (Альберт Эйнштейн, 1905 и 1916 годы). Фактически, за очень короткий период, за первую четверть ХХ века, фундаментально перестраиваются все науки. Свершается третья глобальная научная революция. В понимании мира происходит переворот.

В начале ХХ века происходит переход от классической к неклассической философии: здравый смысл и точный расчет – не всегда истинны, а предсказать всё на 100% – невозможно. Наша реальность зависит от того, когда, где и каким образом мы ее познаём – таков лейтмотив новой, неклассической философии начала ХХ века.

1.1.2. 1921: Логико-философский трактат Людвига Витгенштейна

То, что вообще может быть сказано, может быть сказано ясно, а о чем невозможно говорить, о том следует молчать

Людвиг Витгенштейн

Многие направления философии ХХ века развивались под влиянием «Логико-философского трактата», представленного Л. Витгенштейном в 1921 году, во многом под влиянием друга Витгенштейна, Бертрана Рассела, с которым они познакомились в 1911 году. Еще с детских воспоминаний Витгенштейна (род. в 1889 г.) интересовали проблемы языковой реальности. Он вспоминал: «Когда мне было 8 или 9 лет, я пережил опыт, который если и не был решающим в моей будущей жизни, то по крайней мере был в духе моего характера той поры. Как это произошло, я не помню. Вижу лишь себя стоящим у двери, и размышляющим: „Зачем люди говорят правду, когда врать гораздо выгоднее“. И я ничего не мог понять в этом».

Девиз Логико-философского трактата – упрощение: «Все что люди знают, а не просто восприняли слухом как шум, может быть высказано в трех словах» [84]. В спорах с Расселом рождалась его личная истина, философская система, ворвавшаяся в ХХ век и перестроившая современное искусство, да и всю общественную жизнь… Рассел пишет в дневнике: «Витгенштейн – ужасный спорщик… Я попросил его принять, что в этой комнате нет носорога, но он не принял». Язык и реальность строятся по одному принципу, изоморфны. Предложения языка – это отражения фактов, затемнённые, нагромождённые друг на друга. Если захотеть, мы можем выразить одну и ту же вещь совершенно разными способами, однако истина таким образом только скроется от нас, и так возникает непонимание. Цель философии – вскрыть эти лабиринты и повторы, «логически прояснить мысль». Все, что может быть выражено, должно быть сказано ясно. А о том, что выражено не может быть – лучше не говорить вообще. Витгенштейн дает понимание того, что поведение людей подвержено тем же правилам «языковой игры»: приписывание значений (сигнификация), эмоциональные отношения, поведенческие модели (шаблоны, паттерны) строятся и обусловлены системой языка.

Люди моделируют свою (индивидуальную) психическую реальность неосознанно, а психика человека напрямую связана с системой языка. Выйти из привычной системы жизни-языка весьма затруднительно. Например, Витгенштейн упоминал: «Когда я говорю: „У меня не болит желудок“, то это уже предполагает возможность наличия боли в желудке. Мое нынешнее состояние и состояние при наличии боли в желудке лежат, так сказать, в одном и том же логическом пространстве. (Так, как если бы я сказал: „У меня нет денег“. Это высказывание уже предполагает ту возможность, что деньги у меня появятся. Оно указывает на точку отсчета денежного пространства). Негативное предложение предполагает позитивное, и наоборот». Другой пример: в обычной жизни человек жалуется, что у него депрессия. Если подвергнуть эти слова пристальному анализу, не окажется ли, что человек имеет в виду под депрессией совершенно не то, что мы имеем в виду (например, сегодня он просто не выспался). И второе – упоминание о депрессии несет в себе совершенно четкое понимание того, что ее может и не быть. «Мир счастливого совершенно другой, чем мир несчастного» – напоминает Витгенштейн. Отметим этот важный акцент.

С второй половины 20-х годов Витгенштейн часто обсуждает философские проблемы в Венском кружке. Перед встречей с ним члены кружка готовились быть «осторожными, задавая вопросы, потому что Витгенштейн очень чувствителен и его легко можно вывести из себя прямым вопросом. Лучше всего было бы дать Витгенштейну говорить, о чем он хочет, а потом с осторожностью задать вопросы, необходимые для дальнейшего прояснения проблемы». Интересный факт: в 1935 году Витгенштейн, решив навсегда переехать в СССР и выучив русский язык, хотел устроиться рабочим на завод им. Лихачева (!), но не был принят. Предлагаемую ему кафедру философии в Советском Союзе он не принял сам, и поэтому возвращается в Англию. Во время Второй мировой Витгенштейн работал санитаром в госпитале, а после тяжелой болезни, в 1951 г., скончался.

Наследие его, измеренное в страницах текста, не так велико, однако дальнейшее развитие современной философии и проникновение философских идей в сферу психологии и в частности, психологии конструирования будущего, немыслимо без работ Людвига Витгенштейна.

1.1.3. 1929: Манифест Венского кружка. Логический позитивизм

Предложение – это модель действительности, как мы ее себе мыслим

Людвиг Витгенштейн

Истоки философского подхода к изучению психологии конструирования будущего прослеживаются в философии позитивизма, а более всего – в одной из его школ – в логическом позитивизме. Это философское направление было создано группой мыслителей, объединившихся в Вене в конце 1920-х годов (Венский кружок). Они, в частности, опирались на классические идеи Д. Юма (1711—1776) о том, что:

1) познание основывается на опыте, им начинается и заканчивается (эмпиризм);

2) мир представлен в сознании каждого человека – мы можем познать наше восприятие явлений, которые происходят вокруг нас, но сущность мира скрыта от нас. Человек не в силах ответить на такие вопросы как существование Бога, изучить, бессмертна ли душа (агностицизм).

В «Манифесте» Венского кружка (1929), указывалось «Мы охарактеризовали научное миропонимание в основном посредством двух определяющих моментов. Во-первых, оно является эмпиристским и позитивистским: существует только опытное познание, которое основывается на том, что нам непосредственно дано… Во-вторых, для научного миропонимания характерно применение определенного метода, а именно метода логического анализа» [172]. Последователи логического позитивизма задались вопросом: «Стоит ли считать осмысленными утверждения, которые не могут быть проверены на опыте?».

Оказывается, нет: «Если кто-либо утверждает: „Существует Бог“, „Первоначальной причиной мира есть бессознательное“, „Существует энтелехия, которая является основой жизни существ“, то мы не должны говорить: „То, что вы говорите, ошибочно“, а должны скорее спросить: „Что вы имеете в виду под этими предложениями?“ По-видимому существует четкое разделение между двумя типами утверждений. Один из типов включает утверждения в том виде, как они высказаны в эмпирической науке, их значение может быть определено логическим анализом, или, более точно, сведением к простым предложениям об эмпирически данном. Другие утверждения, включая вышеупомянутые утверждения, оказываются полностью бессмысленными…» Мир логичен постольку, поскольку логичен язык описания. Через язык описывается прошлое, настоящее и будущее, «предложение – картина мира», любое описание можно подвергнуть проверке (в том числе, и описание будущего?)


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология конструирования будущего"

Книги похожие на "Психология конструирования будущего" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Михальский

Алексей Михальский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Михальский - Психология конструирования будущего"

Отзывы читателей о книге "Психология конструирования будущего", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.