» » » Юрий Супруненко - Большая Москва. От Троицка до Сколкова


Авторские права

Юрий Супруненко - Большая Москва. От Троицка до Сколкова

Здесь можно купить и скачать "Юрий Супруненко - Большая Москва. От Троицка до Сколкова" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Гиды, путеводители, издательство Литагент «Вече»e7ff5b79-012f-102b-9d2a-1f07c3bd69d8, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Юрий Супруненко - Большая Москва. От Троицка до Сколкова
Рейтинг:
Название:
Большая Москва. От Троицка до Сколкова
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-9533-6692-2, 978-5-4444-8180-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Большая Москва. От Троицка до Сколкова"

Описание и краткое содержание "Большая Москва. От Троицка до Сколкова" читать бесплатно онлайн.



В недавнем прошлом площадь Москвы выросла более чем в два раза. Присоединенные территории включают в себя 2 городских округа – Троицк и Щербинку – и 19 городских и сельских поселений эксклавы.

Новая книга российского географа и краеведа Ю. П. Супруненко знакомит читателя со всеми достопримечательными местами Большой Москвы. Особое место в путеводителе уделено старинным усадьбам, монастырским и парковым комплексам, музеям, памятным местам, связанным с жизнью и творчеством известных россиян, а также примечательным событиям в истории нашей страны.






В дальнейшем имение Никольское было продано Алексею Голохвастову, – одному из воевод, служивших в охранных войсках Троицкого монастыря, в 1744 г. ставшего Троице-Сергиевой лаврой. Во время польской интервенции монастырь выстоял благодаря стойкости гарнизона; осада продолжалась 16 месяцев; по одной из версий, осаждавших снабжали продовольствием и боеприпасами из Черниговского скита по подземному ходу. Недалеко от этих мест находится деревенька Голохвастово, также принадлежавшая хозяину Никольского.

Ныне существующую Никольскую церковь построил в 1692 г. следующий владелец имения – Потемкин, стольник Петра I, погибший в Азовском походе. Но подмосковное имение осталось на последующие века за его родом, вплоть до родного племянника знаменитого Г. А. Потемкина-Таврического.

Храм был сооружен в традиционных формах приходских церквей XVII в. – бесстолпное внутреннее пространство перекрыто сомкнутым сводом; в следующем веке возвели трехъярусную колокольню. Уникальной церковь делает тот факт, что с момента первоначальной постройки она не изменялась. Так, до наших дней дошли голосники – вмурованные в свод горшки для улучшения акустики, чудом уцелел иконостас времен первого освящения церкви: он представляет собой полки для установки икон. А вот древние иконы, а также часть наиболее ценной утвари были переправлены, якобы для лучшей сохранности, в столичный Центр древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Внимания заслуживает древний тип оконных рам с методом их крепления.

Во время нашего посещения храм был еще в строительном мусоре, везде стояли небольшие бетономешалки, полным ходом шла косметическая реставрация, но нам разрешили зайти внутрь и зычным голосом испытать акустические достоинства внутреннего помещения. Эхо ушло под купол, и сам человек был готов устремиться ввысь – такова сила культовых строений.


Алтарь местного храма


Храм даже после закрытия в 1930-х годах не подвергался полному разорению, хотя и использовался под зернохранилище, а большой колокол разломали на куски. Больший урон ему нанесла бесхозность, которая наступила с 1970 г. Кирпич и решетки ограды растаскивались по окрестным деревням. Часть кирпичекованой ограды пошла на строительство моста через Пахру. Ныне церковь действует, об этом свидетельствует и табличка: «Храму Святителя Николая 320 лет»; значит, основные реставрационные работы закончились в 2012 г.

Еще одно село, но уже более длительное время принадлежавшее роду Колычевых, – это Ворсино, где потомки древних бояр правили в течение трех веков. Начиная с XVI в. здесь в каждом веке воздвигался новый храм. Вначале была деревянная церковь во имя мученика Андрея Стратилата, потом деревянный же храм Пресвятой Богородицы Федоровской с приделом Святого Филиппа. В документах начала XVIII в. в селе уже значится церковь Святого Филиппа Митрополита, того самого, замученного по приказу Ивана Грозного. Через пару десятков лет был построен новый деревянный храм Федоровской иконы Богоматери, простоявший около ста лет.

В начале XIX века владелица села, коллежская советница Карина, вместо обветшалого деревянного сооружения строит каменную церковь (1834–1837 гг.). При строительстве соблюдается стиль ампир со скромным белокаменным декором и оригинальным обрамлением. В плане церковный ансамбль представляет собой четверик с алтарем и притвором, в него же входит колокольня. Рядом стоял усадебный дом и простирался липовый парк. Именно эта церковь и просуществовала до 30-х годов прошлого столетия. После закрытия использовалась под колхозный склад и более-менее поддерживалась от разрушения. В вырытой подземной части хранили картофель, на верхних этажах – зерновые. Содержалось и клубное хозяйство с деревянным полом, новым входом и завешанными плакатами стенами. Потом наступили времена почти окончательной разрухи, к моменту передачи здания верующим в 1998 г. на крыше храма росли деревья.


Федоровская церковь в селе Ворсино


А род Колычевых продолжался до конца XIX века. После смерти последнего представителя наследник, правда, получил разрешение носить фамилию и герб Колычевых. До революции храм неоднократно подновлялся. Сейчас внешние отделочные работы Федоровской церкви завершены, выглядит она нарядно, с ухоженным садом и журчащими ручейками вокруг. Храм достаточно обеспеченный, в приход жертвуются немалые средства, имеется даже собственный транспорт в виде микроавтобуса (так же как, кстати, и у церкви Пучково).

На 60-м км Калужского шоссе расположено еще одно примечательное селение с церковью и усадьбой. Это Покровский храм в Юдановке, построенный в 1722–1726 гг., когда здесь располагалось имение стольника Стрешнева. Род этот примечателен тем, что из него происходила царица Евдокия, жена Михаила Федоровича Романова. Сам стольник был посланником царя Алексея Михайловича к гетману Украины Богдану Хмельницкому. А также уговаривал по царскому приказу смириться непокорного старообрядца Аввакума. Первая миссия была успешно выполнена, со второй получилась осечка, протопоп оказался несломленным и был сожжен заживо. Когда Стрешнев обустраивал свою усадьбу, ему приходилось крутиться и ловчить. Тогда строился Санкт-Петербург, и весь белый камень шел к берегам Балтики; за ослушание грозила ссылка и конфискация имущества. Стрешневу же удалось получить разрешение на возведение усадебного храма.


Часовня-купель в Юдановке


Восьмерик на четверике представляет собой образец петровского барокко, характерные черты которого сохранились и после перестройки. Даже трапезная и колокольня не нарушали первоначального гармоничного замысла. Больший урон нанесли нерадивость и гонения в XX веке. В 1937 г. церковь закрыли, настоятеля арестовали, в церковных помещениях разместили мастерские. В 1960-х годах начали разбирать колокольню и главный алтарь, снесли ограду. В 90-х пришло время возрождения, образована женская обитель Покрова Богородицы с приютом для девочек-сирот. Территория огорожена мощным кирпичным забором. Возведен сестринский корпус, построен монастырский погреб. Обитель имеет статус Патриаршего подворья. Это высокий статус, и есть за что. В церковном дворике от всего веет какой-то благодатью – фруктовый сад, цветочные клумбы, могилы над спуском к воде и тут же лавочка, чтоб посидеть и отдаться своим размышлениям о вечном. Живописности места добавляет вид на пруд с высокого берега. На самом деле это каскад прудов с местами для пикников и платной рыбалкой; от церкви идут деревянные настилы и ступеньки к водосвятной часовне – купели.

Усадьбы Новомосковии

Дворцы, усадьбы, парковые комплексы, несомненно, являются национальной гордостью. Создание дворцово-парковых ансамблей приветствовал Петр I, стремившийся «жить по-европейски». Среди построек, окруженных парками, проводились шумные праздники и гуляния, танцы и игры. До этого такой досуг был непривычен русскому духу. И вскоре не только в Петербурге, но и в Москве, а также в других городах появилось немало дворцово-парковых ансамблей удивительной красоты и облика. И формировались они вплоть до начала XX столетия. Дворцы-ансамбли и дворянские усадьбы всегда были связаны с конкретными историческими событиями и лицами. Все это мы наблюдаем в Подмосковье, в частности в Новой Москве.

Русская усадьба играла огромную роль в жизни не только окружающей сельской местности, но и в повседневности городского уклада. Сюда приезжали многие гости, останавливались для поиска вдохновения и спокойной работы труженики интеллектуального труда. Тем самым вовлекая в культурный оборот поместье и его ауру. Эти места становятся феноменами русской культуры, наиболее видные из них – очагами духовности.

После исчезновения собственника, кровно заинтересованного в судьбе имения, место начинает утрачивать признаки живого института. На грани XIX и XX веков на место насыщенной эмоциями и многообразной жизни приходят ностальгические настроения. После недолгого использования усадеб под дачи наступает время их сугубо утилитарной ценности. Поместья дробятся, в старых зданиях и парковых комплексах располагаются дома отдыха и дома творчества, санатории, а также дома престарелых, интернаты и больницы; не забываются и пионерские лагеря. Музеи остаются лишь в немногих усадьбах. Большинство передается трудящимся как профсоюзные здравницы. Невостребованные быстро разрушаются и приходят в запустение.

Лучше всего сейчас содержатся музеи-заповедники и музеи-усадьбы федерального уровня. На территории Новой Москвы таковыми могут быть названы только Вороново и Остафьево. Использование подмосковных усадеб в качестве домов отдыха и детских лагерей никогда не было щадящим. А что касается занятия исторических памятников колхозно-совхозными конторами и сельскими клубами, то именно эти усадьбы являются первыми кандидатами на уничтожение.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Большая Москва. От Троицка до Сколкова"

Книги похожие на "Большая Москва. От Троицка до Сколкова" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Юрий Супруненко

Юрий Супруненко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Юрий Супруненко - Большая Москва. От Троицка до Сколкова"

Отзывы читателей о книге "Большая Москва. От Троицка до Сколкова", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.