» » » » Василий Аузан - Стимулы, парадоксы, провалы. Город глазами экономистов (сборник)


Авторские права

Василий Аузан - Стимулы, парадоксы, провалы. Город глазами экономистов (сборник)

Здесь можно купить и скачать "Василий Аузан - Стимулы, парадоксы, провалы. Город глазами экономистов (сборник)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика, издательство Литагент «Стрелка пресс»f3fd0157-a4ca-11e1-aac2-5924aae99221. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Василий Аузан - Стимулы, парадоксы, провалы. Город глазами экономистов (сборник)
Рейтинг:
Название:
Стимулы, парадоксы, провалы. Город глазами экономистов (сборник)
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Стимулы, парадоксы, провалы. Город глазами экономистов (сборник)"

Описание и краткое содержание "Стимулы, парадоксы, провалы. Город глазами экономистов (сборник)" читать бесплатно онлайн.



Сборник статей авторитетных российских экономистов, который демонстрирует, как достижения современной экономической науки могут помочь в работе с темой городского развития. Широкий спектр явлений городской жизни – строительство, транспорт, развлечения, медиа, социальные взаимодействия – рассматривается в книге через призму классических и современных концепций – от агломерационного эффекта и конкурентных преимуществ до поведенческой экономики, транзакционных издержек и социального капитала.






Пока российские власти не осознают, что необходимо на федеральном уровне разрабатывать стратегию развития крупнейших городов. Можно сказать и более жестко: власти вообще не заинтересованы в развитии городов. Оно воспринимается как приложение, в лучшем случае, к чемпионату мира (который затронет с десяток городов), в худшем – к саммиту АТЭС и Олимпиаде. Системного понимания, что города – это мозги и квалификация, нет. Потому что государство, ориентированное на перераспределение нефтегазовой ренты и сохранение политического контроля в стране, в городах видит опасность. Именно в городах концентрируются люди с более высокими доходами, более высоким уровнем образования, более высоким человеческим и социальным капиталом. Именно в городах начались процессы новой интеграции – мы их видим, например, в волонтерстве. Это нормальное, здоровое интегрирующее начало родилось не в деревне Пупкино, а в крупнейших городах. Но пока в России государственная власть построена на приоритетах сверхцентрализации и жесткого авторитаризма, нормальных городов и нормального городского управления у нас не будет. Конечно, города все равно развиваются, но им приходится преодолевать жесткие институциональные барьеры. В результате агломерационный эффект слабо работает на развитие страны.

1.2. Завод в центре: искривление советской географии

Татьяна Михайлова

Базовая модель города, объясняющая, как располагаются фирмы разной отраслевой принадлежности относительно центра города, возникла еще 200 лет назад. С тех пор появились новые модели, но, так или иначе, агломерационные эффекты работают на то, что в большинстве городов с рыночной экономикой земля в центре пользуется наибольшим спросом, компании стремятся к пространственной концентрации, а плотность населения остается высокой. В советских городах, где рыночные механизмы до последнего времени не действовали, ситуация была иной и земля в центре могла быть занята заводами, что в постиндустриальную эпоху привело к созданию больших пустот. По мере развития рынка земли ситуация будет меняться. Как в этих условиях сохранить плюсы постсоветских городов – такие как социальное равенство и отсутствие гетто – и при этом избежать перегрузки инфраструктуры?

Экономика пространства

Где – в какой стране, в каком регионе, городе, районе – жить, открыть дело, производить продукцию, оказывать услуги, строить дома или инвестировать в капитал? Такого рода решения экономических агентов – людей или фирм – изучает наука экономическая география.

Она подразумевает, что поведение этих агентов рационально – подчиняется определенным экономическим законам. Человек действует, чтобы принести себе максимум пользы. Фирма – заработать максимум прибыли. То есть, согласно экономическим моделям, у агентов есть некая цель, ради которой они совершают те или иные поступки. И когда мы переходим на макроуровень – экономики, страны, региона или города, – то объясняем происходящее там совокупностью действий отдельных агентов.

Экономическая модель – это любая формализация представлений о поведении экономических агентов. Например, простое описание того, что человек делает под влиянием своих стимулов, или совокупность сложных уравнений, которая трактует действия множества агентов.

Базовую модель для формализации того, что происходит в городской торговле, создал в 1826 году немецкий экономист Иоганн фон Тюнен. Он исходил из следующего: есть особое место, например рынок, в которое хотят попасть агенты, чтобы продать свой товар, и есть разные виды товара, например зелень, овощи и мясо.

Зеленщику нужно, чтобы его товар был самым свежим. Поэтому он должен прибыть на рынок рано утром, а значит, для него важно жить поблизости. И пусть участок земли, где он выращивает зелень, будет маленьким, главное – оказаться как можно ближе к рынку. И за это зеленщики готовы платить высокую цену. Они селятся вплотную к рынку – так формируется самый первый, ближний круг.

Фермеры, выращивающие овощи, скажем картошку, тоже хотят продавать свежий товар. Но за два-три дня картошка не испортится. А значит, они могут жить чуть дальше, за зеленщиками, чтобы не платить слишком много за дефицитную землю в центре.

Наконец, следующий круг образуют животноводы. Чтобы выращивать скот, им нужны большие пространства, причем пастбищам не обязательно быть рядом с рынком, ведь корова и сама дойдет до рынка. Эти люди будут селиться далеко от него, там, где много земли и где они могут выгодно купить или арендовать пастбище.

Так образуется структура из концентрических колец, в которых чем ближе к рынку, тем дороже земля и тем интенсивнее она используется. Это простое наблюдение за сельскохозяйственным рынком и легло в основу всей модели экономической географии города. Если мы посмотрим на современные города, то увидим, что центр занимают деловые кварталы: небольшой пятачок земли застроен высокими зданиями. Эта земля эксплуатируется очень интенсивно, ведь люди готовы платить огромные деньги за то, чтобы быть в центре. А чем дальше от него, тем меньше плотность населения и меньше фирм. Участки земли увеличиваются, многоэтажные дома исчезают, сменяясь одно-двухэтажными, жилая площадь домов или квартир становится больше. Вот характерная для Западной Европы или США картина: на окраинах города – просторные отдельные дома с лужайками, в центре – многоэтажные здания, где живут холостяки, для которых не обязательно иметь большую квартиру, главное, чтобы она была недалеко от клубов, ресторанов и работы. Так люди самоорганизуются в городском пространстве.

Если чуть изменить эту модель, добавив в нее больше вводных, то можно объяснить одно заметное различие между американскими и европейскими городами. Обычно в центре американских городов, в многоквартирных домах, обитают бедные люди, довольствуясь весьма ограниченным жизненным пространством, богатые же селятся в просторных собственных домах на окраинах. Европейские города устроены иначе: обычно жилье в центре стоит очень дорого, и там, часто весьма стесненно, живут богатые. При прочих равных они придают особое значение качеству городской среды, тем самым факторам, которые в зарубежной урбанистике называют amenities. Оно означает все, что не относится к самому необходимому, но очень украшает нашу жизнь: театры, музеи, архитектурные достопримечательности, облик города, парки. Можно обойтись и без этих излишеств, но, раз есть такая возможность, человек ценит ее. А поскольку европейские города обычно старше американских, подобных приманок в них больше, и богатые люди готовы переплачивать за жизнь в центре. Более молодые американские города обилием достопримечательностей похвастаться не могут, поэтому и богатых в них мало что прельщает. Возможно, это объясняется тотальной автомобилизацией американцев, из-за которой городская среда, ориентированная на автомобилистов, многое потеряла, о чем, в частности, пишет в своей классической работе «Жизнь и смерть больших американских городов» Джейн Джекобс. Хотя есть и исключения, например Нью-Йорк – город европейского типа, и богатые там живут в центре.


Рисунок 1

Сравнительная плотность населения урбанизированных территорий (нескольких городов)

Ось X – Расстояние от центра города / км

Ось Y – Количество человек / га

Источник: Bertaud A. Metropolitan Structures Around the World. Marikina, 2003. P. 14 http://alainbertaud.com/wp-content/uploads/2013/07/Metropolitan_Structures_around_the_World.pdf


Идеи фон Тюнена формализовали в 1960-х годах сначала Уильям Алонсо, затем Эдвин Миллс и Ричард Мут. В честь всех трех ученых формальную модель, объясняющую, почему градиент земельной ренты (стоимость аренды земли) и плотности населения снижается от центра города к периферии, назвали моделью Алонсо – Мута – Миллса. С тех пор и по сей день по ней изучают экономическую географию города. Секрет успеха модели прост: ей соответствуют почти все современные города. И если первоначальная версия фон Тюнена о функции центра города как рынка уже устарела, то теперь другие факторы точно так же делают центральные городские районы привлекательными.

Если фирмы находятся по соседству друг с другом, они пользуются рядом преимуществ: это общий источник трудовых ресурсов, удобный доступ к потребителям и поставщикам, единая инфраструктура и информационная база. Показателен в этом смысле кластер высокотехнологичных компаний Кремниевой долины.

Что мы знаем о Кремниевой долине? Во-первых, там высокая текучесть кадров, люди очень часто переходят из одной компании в другую, то есть внутри кластера идет интенсивный обмен знаниями. Понятно, что кто-то туда приезжает, а кто-то оттуда уезжает, но костяк профессионального сообщества остается неизменным. Во-вторых, большинство фирм находится на довольно ограниченной территории, в радиусе пяти километров друг от друга. Изучая другие кластеры, ученые обнаруживают такую закономерность: новые фирмы предпочитают обустраиваться как можно ближе к офисам старожилов, желательно – в пределах километра, но и не дальше расстояния, которое можно преодолеть за рабочий день. То есть если мы хотим быть лидерами, или среди лидеров высокотехнологической отрасли, то лучшее место для нас там, где, скажем, деловая поездка к коллегам из аналогичной фирмы заняла бы не больше одного рабочего дня.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Стимулы, парадоксы, провалы. Город глазами экономистов (сборник)"

Книги похожие на "Стимулы, парадоксы, провалы. Город глазами экономистов (сборник)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Василий Аузан

Василий Аузан - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Василий Аузан - Стимулы, парадоксы, провалы. Город глазами экономистов (сборник)"

Отзывы читателей о книге "Стимулы, парадоксы, провалы. Город глазами экономистов (сборник)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.