Коллектив авторов - Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати"
Описание и краткое содержание "Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати" читать бесплатно онлайн.
Книга «Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати» рассказывает об изменениях, которые происходят в жизни ребенка, когда он становится учеником. Читатель узнает, как помочь ребенку адаптироваться к школе, от чего зависит школьная успешность, что нужно знать об освоении математики, письма и чтения. Среди других важных вопросов – система оценивания в начальной школе, особенности изучаемой программы, роль сверстников и учителя в жизни ребенка, домашние задания и продленка, кружки и секции и др.
Отдельный раздел посвящен физиологическим, психическим и сексуальным вопросам накануне подросткового возраста, чувствам и увлечениям ребенка, а также тому, как родителям выбрать верную линию поведения с взрослеющими сыном или дочкой.
В свое время известный американский педагог и психолог Джон Дьюи призывал учителя не препятствовать «логике собственного ума» учащегося. Учет уникальности склада индивидуального ума важен не только как условие более успешного учения. Дело в том, что именно в индивидуальном своеобразии интеллекта заключен потенциал необычных, дерзких, «не таких, как у всех» решений. Одна из задач интеллектуального воспитания, таким образом, заключается в том, чтобы к окончанию школы не только сохранить, но и в максимальной мере укрепить индивидуальное своеобразие ума каждого ребенка.
Роль родителей в создании поддерживающей среды и в развитии интеллектуальных навыков, помогающих детям преуспевать в учении, чрезвычайно важна. Если ребенок происходит из семьи с напряженными отношениями между родителями или семьи, в которой родители вовлечены в криминальную деятельность, если мать ребенка страдает психическим расстройством, если ребенку негде заниматься из-за плохих жилищных условий или если ему приходится жить то в одной семье, то в другой, – велика вероятность того, что он будет плохо успевать в школе: такой ребенок лишен условий, необходимых для нормальной учебы.
Напротив, для родителей детей с хорошей школьной успеваемостью характерны некие общие формы поведения, вне зависимости от экономических условий.
Родители успевающих детей имеют реалистические представления о текущих достижениях своих детей, но при этом верят, что в будущем они обязательно преуспеют в своей карьере. Такие родители помогают детям развивать уверенность в себе, поощряя к выполнению соответствующих возрасту задач в школе и дома.
Отношения родителей и детей отличаются теплотой и любовью. Используемые родителями методы контроля и поддержания дисциплины характерны скорее для авторитетного, чем авторитарного стиля родительского поведения. Дети знают границы дозволенного, но при этом чувствуют себя в безопасности и не сомневаются в том, что они желанны и любимы.
И наверное, наиболее важно то, что родители успевающих в школе детей постоянно общаются с ними. Они читают детям книги, внимательно выслушивают их и регулярно разговаривают с ними. Родители поддерживают интерес детей к познанию и исследованию и сами служат ролевыми моделями для подражания.
СЕКРЕТЫ ПСИХОЛОГИИ
«В некоторых семьях чрезвычайные детские способности принимаются как готовый дар, которым спешат пользоваться и который сулит большое будущее. Здесь восхищаются успехами ребенка, необычностью его возможностей и охотно их демонстрируют знакомым и незнакомым. Так подогревается детское тщеславие, а на основе самомнения и тщеславия не так-то легко найти общий язык со сверстниками. В дальнейшем это может обернуться немалыми огорчениями, а то и горестями для растущего человека».
Н. П. Миронов«Интеллектуальный вундеркинд»В младшем школьном возрасте очень заметны индивидуальные различия по степени умственного развития, по уровню умственных возможностей. Сейчас мы поведем речь о детях, которые резко выделяются уровнем умственного развития. Таких детей называют интеллектуальными вундеркиндами.
Выдающиеся в умственном отношении дети иногда бывают настолько удивительными, их особенности указывают на такие огромные возможности детства, что и достовернейшие сведения о них могут казаться невероятными. Но они есть, эти «чудо-дети», далеко опережающие своих ровесников. Они обнаруживаются в каждом поколении. Основатель кибернетики Норберт Винер назвал свою автобиографическую книгу «Бывший вундеркинд» (он в двенадцать лет поступил в университет, а в четырнадцать уже имел первую ученую степень). Вундеркиндами современники называли великих математиков Паскаля, Лейбница, Гаусса. Вундеркиндом считался В. Гюго, который в пятнадцать лет получил почетный отзыв Французской академии. А. С. Грибоедов в одиннадцать лет поступил в Московский университет, а в пятнадцать – окончил два отделения (словесное и юридическое) философского факультета. У И. И. Мечникова любовь к природе проявилась с детских лет. Едва начав учиться, он писал «сочинения» по ботанике и «читал лекции» своим братьям и другим детям. Очень рано овладел микроскопом. Еще будучи гимназистом, стал печататься в научных изданиях, в том числе иностранных. Он за два года окончил с отличием Харьковский университет.
«Бывшими вундеркиндами» можно назвать и некоторых наших замечательных современников. Известный руководитель научного центра в г. Дубна академик Н. Н. Боголюбов в двенадцать лет окончил среднюю школу. Один из крупнейших математиков современности академик И. М. Виноградов вспоминает: «Писать и считать выучился в три года. Сам». В средствах массовой информации время от времени появляются сообщения не только об очень юных пианистах, дирижерах, художниках, ставших лауреатами, о рекордсменах школьного возраста – пловцах и гимнастах, но и о детях, которые выделяются своими умственными возможностями: за один учебный год проходят по два-три класса, оканчивают школу в двенадцать-тринадцать лет, имеют выдающиеся интеллектуальные достижения.
Издавна наряду с восхищением и любованием такими детьми сложилось и весьма критическое, недоверчивое отношение к ним. Само слово «вундеркинд» порой употребляется с ироническим оттенком. Получили распространение взгляды, согласно которым очень раннее умственное развитие – болезненное явление или результат «натаскивания». Не только в житейском представлении, но и для некоторых педагогов дети с необычайными для их возраста умственными проявлениями нередко кажутся чем-то сомнительным и как бы ненужным. Такое отношение нельзя считать оправданным. Конечно, повышенные умственные возможности ребенка, сколь бы значительными они ни были, не дают оснований для сенсаций, они еще не предопределяют свойств ума в будущем. Но имеются определенные основания считать, что ранний умственный подъем (если, разумеется, он обусловлен особенностями самого ребенка, а не давлением со стороны окружающих) является признаком, во всяком случае, благоприятным. Такие дети независимо от того, разовьется ли социально значимый талант в том или другом случае, конечно же, требуют к себе внимания.
Как отмечает известный отечественный исследователь одаренных детей Н. С. Лейтес, дети с высоким уровнем умственного развития чаще всего обнаруживают свою необычность с двух-трех лет. Они неудержимо тянутся к умственным занятиям. К трем-четырем годам (а некоторые и раньше) они умеют читать, считать, затем нередко увлекаются какой-нибудь областью знания, и одно увлечение прекращается, только сменяясь другим. Такой ребенок испытывает нужду в умственной нагрузке – он радуется получаемым знаниям больше, чем лакомствам или игрушкам. Бурное умственное развитие, чрезвычайность умственных возможностей такого ребенка могут вызвать у родителей, у дедушек и бабушек не только гордость, по и чувство тревоги. Н. С. Лейтес приводит такой отрывок из письма родственников одного юного вундеркинда.
«Внук Андрей… 9 лет. Он очень рано пристрастился к чтению. В 2,5 года он уже читал хорошо. К 7 годам прочел много книг по истории народов, истории искусств, истории живописи, литературе. Необыкновенная память. В этом году окончил 4 класса круглым отличником. Но беда в том, что он не любит игр и ими не интересуется. Из своих ровесников не имеет друзей. Из-за постоянных чтений испортил свое зрение. Если бы родители не воспрепятствовали, то готов сидеть круглые сутки за книгами. Много рисует. Но родители не в состоянии контролировать его постоянно. Он любит рассказывать, а поэтому его нередко приглашают для проведения разных бесед. Рассказы его содержательны. Я записал на магнитофонную ленту его рассказы по истории городов, о знаменитых художниках, писателях, о людях и нравах французской революции и т. д. Возникает вопрос: не слишком ли это преждевременно с его стороны, не приведет ли такая нагрузка к отрицательным последствиям?»
Определенную информацию о том, какие они, дети с признаками умственной одаренности, дало выполненное на большом материале исследование американских психологов, начатое еще в начале прошлого века под руководством Л. Термена. Тогда было отобрано около полутора тысяч учеников, мальчиков и девочек в возрасте от шести до двенадцати лет, выдающихся по общему умственному развитию и способностям к учению. Отбор производился как по результатам тестирования, так и по характеристикам учителей. Затем дальнейшая судьба детей прослеживалась на протяжении десятилетий. Оказалось, что такие школьники в большинстве своем, вопреки некоторым ходячим представлениям, не отличаются чрезмерной болезненностью, склонностью к нервным срывам; наоборот, они оказывались чаще всего рослыми, здоровыми, во всех отношениях полноценными детьми. Впоследствии они добились высоких достижений в профессиональной карьере и образовании.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати"
Книги похожие на "Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати"
Отзывы читателей о книге "Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати", комментарии и мнения людей о произведении.