» » » » Гульнира Джамиева - Внешняя политика Туркменистана в конце XX – начале XXI веков


Авторские права

Гульнира Джамиева - Внешняя политика Туркменистана в конце XX – начале XXI веков

Здесь можно купить и скачать "Гульнира Джамиева - Внешняя политика Туркменистана в конце XX – начале XXI веков" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Историческая проза, издательство Литагент «Ридеро»78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Внешняя политика Туркменистана в конце XX – начале XXI веков
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Внешняя политика Туркменистана в конце XX – начале XXI веков"

Описание и краткое содержание "Внешняя политика Туркменистана в конце XX – начале XXI веков" читать бесплатно онлайн.



Автор анализирует внешнюю политику Туркменистана в условиях независимости, роль нейтралитета во внешней политике Туркменистана, участие страны в международных отношениях как в регионе, так и с государствами дальнего зарубежья. Также рассматриваются взаимоотношения Туркменистана в рамках международных организаций, интеграций и двустороннее сотрудничество с акторами международных отношений. В работе рассмотрена эволюция внешнеполитической концепции Туркменистана.






В следующем столетии Туркменистан намерен продолжать осуществление экономической стратегии «открытых дверей». Вызовы, с которыми столкнулось человечество на рубеже тысячелетий – углубляющийся энергетический кризис, непропорциональное распределение ресурсов, нехватка продовольствия, чреваты серьезными потрясениями, несущими в себе опасность подрыва безопасности и стабильности на национальном и региональном уровнях, иррационального и неадекватного восприятия целыми народами и континентами собственной судьбы. В этом контексте в своей внешнеэкономической деятельности Туркменистан видит основную задачу в выводе на международные рынки серьезных ресурсов, которыми он обладает, в первую очередь, энергетических.

Туркменистан последовательно выступает за многовариантный подход к развитию международной энергетической трубопроводной инфраструктуры, основанной на экономической целесообразности, за срабатывание принципа дополнения, а не замещения одного проекта другим. Вместе с тем, при рассмотрении любых проектов, Туркменистан является сторонником баланса интересов и взаимной выгоды всех вовлеченных сторон, создания международно – правового механизма, направленного на обеспечение интересов поставщиков, транзитных стран и потребителей. Туркменистан категорически не приемлет использования трубопроводов как инструмента политического давления и экономического диктата.12

Наши результаты исследования показали, что особое значение Туркменистан придает отношениям с соседними странами, с которыми его связывают исторические, политические, экономические и культурные связи. Отношения с ними, широкое сотрудничество во всех сферах Туркменистан рассматривает как важнейшую гарантию сохранения своего суверенитета и нейтрального статуса, успешного достижения своих внешнеполитических целей.

Внешнеполитическая ситуация Туркменистана такова, что его интересы сталкиваются с интересами не только стран – соседей по региону, но также и государств дальнего зарубежья.

При нынешней ситуации в Афганистане, Туркменистан не может стоять в стороне, так как вопросы ее безопасности напрямую связаны с ситуацией в Афганистане, с которым он граничит. В связи с этим, Туркменистан поддерживает все проекты, связанные с улучшением обстановки в Исламской Республике Афганистан, а также в целях улучшения экономического состояния Афганистана проектирует и пытается реализовать проекты в энергетической и углеводородной сферах. На сегодняшний день существует проект по доставке газа в Исламскую Республику Афганистан, а в дальнейшем по ее территории прокладки труб, для транспортировки туркменского газа в страны дальнего зарубежья. В этом случае Афганистан будет получать дешевый туркменский газ, а также появится возможность получения оплаты за использование афганской территории, то есть за транзит. Официальный Ашхабад предоставляет свои аэропорты для доставки гуманитарной помощи в Афганистан, а также для заправки самолетов, которые везут гуманитарную помощь.

С российской стороной Туркменистан связывает газовый вопрос, который является весьма важным для обоих государств. Свидетельством тому служат спорные ситуации, которые возникали в последнее время.

Глава II. Туркменский фактор в системе международных отношений Центральной Азии

К моменту распада Советского Союза Туркменистан из государствообразующих признаков обладал только определенной территорией и слабо развитой административной властью над ней. Все остальные важные государствообразующие признаки: единое социокультурное пространство, общегражданская самоидентификация, единое правовое сознание населения, самодостаточная экономическая и институциональная инфраструктура – отсутствовали и по сей день находятся в стадии формирования.

Территориальная целостность страны еще не была признана соседними государствами на официальном уровне, а на неофициальном к Туркменистану сразу же появились территориальные претензии. В частности, Узбекистан особо и не скрывал своих притязаний на приграничные территории Ташаузской и Чарджоуской областей, населенных в основном этническими узбеками. И этот далеко не всем известный факт в мае 1992 года стал предметом дискуссий на закрытой сессии парламента Туркменистана. Определенное беспокойство его руководства вызывала и политическая нестабильность в некоторых государствах СНГ, которая при определенных обстоятельствах могла бы перекинуться и на территорию Туркменистана.

Кроме того, по прогнозным данным, недра Туркменистана хранят почти треть мировых запасов углеводородного сырья.13

Сразу после распада Советского Союза было бы очень разумно подумать о Центральноазиатском регионе как о единой общности с единым комплексом проблем, которые можно было бы решить, используя скоординированный и интегрированные решения. Теперь, десять лет спустя, ситуация явно изменилась. Развитие Казахстана, Туркменистана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана шло разными путями, каждая из этих стран приобрела собственный облик и выработала уникальный стиль принятия решений.14

Появление новых государств на территории Центральной Азии коренным образом изменило политическую картину не только в регионе, но и за его пределами. Если в составе Советского Союза Центральная Азия была периферией единого геополитического пространства, то с его распадом она переместилась в центр политических процессов, проходящих на огромных просторах Евразии, и стала объектом геополитического противостояния между мировыми и региональными центрами сил.

Страны региона практически с нуля начали поиск своей новой идентичности и формы внутриполитического устройства, адекватно отражающие интересы общества. К тому же им следовало выработать приоритетные направления внешней политики, которые, прежде всего, должны были привести к созданию системы устойчивой государственной и региональной безопасности и определить место и роль каждого государства в сфере международных отношений.

Предпринятые в рамках СНГ, Центральноазиатского экономического союза, Шанхайского форума и других интеграционных образований попытки создать систему региональной безопасности, гарантирующую военно – политическую и социально – экономическую стабильность региона, пока не принесли ожидаемых результатов. Вероятность того, что такая система появится в ближайшей перспективе, крайне мала. Главные тому причины – взаимоконкурирующий экономический потенциал государств региона, взаимоисключающие тактика и стратегия достижения их экономического благополучия, что побуждает к самостоятельному поиску внешнеэкономических и внешнеполитических партнеров. При этом забывается о геополитическом единстве, игнорируется целесообразность консолидированных действий, направленных на обеспечение региональной безопасности. Более того, появляются расхождения в оценке угроз безопасности, со всеми вытекающими отсюда последствиями.15

Независимым Туркменистан, как и другие постсоветские страны, стал совершенно неожиданно: ни его руководство, ни население даже мысли не допускало о возможности такого поворота событий. Показательным в этом плане является результат Всесоюзного референдума 1989 года. Тогда свыше 90% населения республики голосовало за сохранение СССР и за пребывание в его составе.

При таких исходных условиях создания своей собственной государственности, любая нерасторопность политического руководства могла привести к тому, что страна стала бы яблоком раздора между региональными центрами сил или же превратилась бы в сырьевой придаток любого из этих центров сил.

Идея об афганском маршруте зародилась еще в мае 1992 года, в ходе деловых консультаций президента Туркменистана Сапармурада Ниязова с премьер – министром Пакистана Навазом Шарифом во время рабочей сессии глав правительств стран ЭКО в Ашхабаде. Итогом этой встречи стала договоренность о строительстве газопровода и автомобильной дороги, соединяющей две страны через территорию Афганистана. В дальнейшем на разных уровнях аналогичные обсуждения проходили в пакистанских городах 6 – 7 февраля в Кувейте и 28 ноября 1993 года в Исламабаде.

В апреле 1994 года в ходе визита в Ашхабад делегации военно – воздушных сил Пакистана, возглавляемой вице-маршалом Фаругом Усманом Хайдером, была достигнута договоренность о двустороннем военном сотрудничестве и пакистанская сторона взяла на себя организацию Академии ВВС Туркменистана. Кроме того, Пакистан обязался подготовить в своих учебных заведениях военных специалистов для Туркменистана16.

В марте 1995 года в Исламабаде премьер – министр Пакистана Беназир Бхутто и президент Туркменистана Сапармурад Ниязов подписали меморандум о строительстве газопровода из Туркмении через Афганистан в Пакистан и о восстановлении автомобильной дороги от пакистанского Хамана до города Тургунди на афганско – туркменской границе.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Внешняя политика Туркменистана в конце XX – начале XXI веков"

Книги похожие на "Внешняя политика Туркменистана в конце XX – начале XXI веков" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Гульнира Джамиева

Гульнира Джамиева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Гульнира Джамиева - Внешняя политика Туркменистана в конце XX – начале XXI веков"

Отзывы читателей о книге "Внешняя политика Туркменистана в конце XX – начале XXI веков", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.