» » » » Владимир Руднев - Основы этики и эстетики


Авторские права

Владимир Руднев - Основы этики и эстетики

Здесь можно купить и скачать "Владимир Руднев - Основы этики и эстетики" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Литагент «Кнорус»c6af03c1-2809-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Руднев - Основы этики и эстетики
Рейтинг:
Название:
Основы этики и эстетики
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-406-01521-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Основы этики и эстетики"

Описание и краткое содержание "Основы этики и эстетики" читать бесплатно онлайн.



Даны методические указания и рекомендации для подготовки учащихся по предмету «Основы этики и эстетики». Рассмотрены основы культуры поведения, речевого этикета, проблемы художественного творчества. Включены планы семинарских занятий, список вопросов к зачету, тематика рефератов и контрольных работ, обобщающие тесты и ключи к ним.

Для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования РФ.






– Ну, желаю, чтобы все…

– И вам также, – с некоторой иронией отозвался Борменталь».

Такая уверенность, что этикет не нужен, что он только усложняет жизнь, нередко бытует в среде современной молодежи. Между тем российская императрица Екатерина II (1729–1796), собственноручно составившая «Наставление к воспитанию внуков» (речь идет о будущем императоре Александре I и его брате Константине), отмечала необходимость формирования учтивости в человеке: «Благоволение к роду человеческому, человеколюбие, уважение ближнего, почтение к человечеству, осторожность в поведении, чтоб не пренебрегать, не презирать никого, но показывать каждому учтивость и приличное уважение, бдение (внимательность. – Авт.), чтоб поведение никому не обратилось в тягость, и обхождение с людьми благовоспитанными да служат в основании учтивости». Увы, но мы, люди XXI в., забыли многие слова и понятия прошлого. Одно из них – это учтивость, т. е. почтительность, вежливость. Учтивость – также составляющая этикета.

Таким образом, этика – это философская дисциплина, предметом изучения которой является мораль и нравственность. Последняя понимается как реальная составляющая моральных норм и правил. Как и филология, которая не придумывает язык, так и этика не придумывает мораль. Этические знания представляют собой зеркальное отображение культуры социума. Если главным вопросом философии является смысл жизни, то этика ставит вопрос: что есть для человека хорошее и что есть плохое?

1.2. Специфика преподавания этики

Название параграфа может показаться читателю несколько странным, ибо уже было заявлено, что человек должен уважать себя и других, быть деликатным, применять на практике знания о морали и так далее. Воспитание человека и формирование его личностных качеств начинается в детстве и проходит под постоянным контролем семьи и школы. Что еще можно добавить к сказанному? Однако если вдуматься в положение современного преподавателя этики, то возникнут ситуации и вопросы, которые потребуют глубокого и всестороннего размышления. Авторы учебного пособия прекрасно понимают – проблематика огромна, и осветить ее можно только в серии специальных монографий и отдельных самостоятельных учебных пособий. Поэтому ограничимся несколькими, возможно субъективно подобранными, актуальными моментами преподавания этики как учебной дисциплины.

Хотелось обратить внимание на то, что этика несет в себе не только теоретическое и популяризаторское знание, сколько практические и прикладные навыки развития личности, ее сосуществования с другими полноправными представителями социума. Преподавателю этических дисциплин («профессиональная этика», «этика и эстетика», «этика и психология профессиональной деятельности» и др.) следует совмещать разъяснение философских основ духовно-нравственных категорий с примерами из реальной человеческой жизни. Это сделает процесс восприятия студентами аудиторного материала эмоциональным и запоминающимся. Тем более, что все понятия данного учебного предмета носят дискуссионный характер. Каждому знакомы такие современные проблемы этики, как эвтаназия, клонирование, аборты. Внутри самой медицинской общественности нет единства в оценке этих животрепещущих аспектов общества XXI в. Есть множество открытых тем для обсуждения и среди профессиональных нравственных кодексов поведения работников всех сфер занятости. Преподавателю целесообразно применять на занятиях метод исторического сравнения, чтобы учащиеся могли видеть динамику этических процессов, происходящих в обществе. Используя мультимедийные средства (телевизор, видеомагнитофон, компьютер и др.), можно наглядно с помощью художественных и научно-популярных фильмов показать нормативные образцы личности, идеалы той или иной эпохи. В контексте темы «Мораль и нравственность» есть смысл остановиться на вопросе, сущность которого была сформулирована еще А.С. Пушкиным: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». Об этом авторы учебного пособия хотели бы сказать несколько подробнее.

Прежде всего, следует с удовлетворением отметить, что этическая проблематика сегодня активно завоевывает учебно-методическое пространство. Много интересных, обстоятельных учебных изданий, представляющих собой серьезное подспорье нынешнему российскому студенту. Эта литература вызывает неподдельный читательский интерес со стороны не только учащейся молодежи, но и людей старшего возраста. Видимо, данное обстоятельство можно понимать как желание людей вновь обрести нравственные основы, которые были подорваны в конце 80—90-х гг. XX в. Человек устроен таким образом, что ему просто необходимо во что-нибудь верить. Надежда на лучшее, преодоление трудностей, исходя из перспективной программы дальнейшего развития, – вот что помогает людям выстоять, не опуститься до звериного состояния.

Иными словами, речь идет о государственной идее, которая была бы понятна и любима всеми, кто составляет это конкретное государственное образование. Эта идея опирается на такие важнейшие символы, как герб, флаг и гимн. А теперь задумаемся: многие ли знают слова национального гимна, понимают его значение? Как бы ни критиковали (и часто за дело) Соединенные Штаты Америки, но уважение к национальной символике для жителей этой сверхдержавы – на первом месте! И это при том, что история США невелика по своей продолжительности. Многие американские боевики имеют легко предугадываемый финал: после многочисленных перестрелок морской пехотинец вместе с женой и детьми приходит на Арлингтонское кладбище, чтобы навестить могилы своих товарищей. Или другой вариант: вся команда американского линкора на верхней палубе вместе с главным героем – спасителем мира – застыла при подъеме звездно-полосатого флага. Очень красиво и трогательно!

Почему же в нашей стране, история которой намного внушительнее, чем у США, такое равнодушное и часто грубое отношение к национальным памятникам, героям и событиям? Может быть, потому, что в конце XX века наше прошлое старательно хотели переписать и представить Великую Россию в виде «кровавой империи», «тюрьмы народов», «варварской страны». Уже не редкость, когда студент затрудняется назвать годы Великой Отечественной войны, не знает, чья могила находится в Александровском саду у Кремлевской стены, и даже считает, что между СССР и фашистской Германией нет никакой разницы! Тем более молодежь часто не знает о русских воинских традициях, кодексах офицерской чести как в императорской, так и советской армии. А откуда взяться такому знанию, если вокруг так много криков о советской и русской угрозе! Кстати, слово «патриот» не так давно считалось практически ругательным и рассматривалось как синоним слова «фашист» (коммунопатриоты, красно-коричневые, красный фашизм и т. д.).

Вот несколько цитат из книги А. Авторханова «Империя Кремля. Советский тип колониализма», появившейся в печати еще в 1990 г., до распада Советского Союза: «…большевики могут осуществить свою цель, только принося в жертву собственное население и осуществляя геноцид чужих народов, как это показал опыт Афганистана». «Преступный пакт Сталина с Гитлером развязал Вторую мировую войну…», «Россия всегда дорожила своим военным величием больше, чем своей социальной благоустроенностью. Когда после победы союзников в Крымской войне 1853–1856 годов Россия вынуждена была топить свой Черноморский флот, русские адмиралы и генералы плакали прямо на глазах у солдат»[4]. Время все расставляет по своим местам, и сегодня мирные жители Афганистана с ностальгией вспоминают советских воинов-интернационалистов, относившихся к ним по-человечески. Что касается сил, развязавших Вторую мировую войну, то авторы пособия придерживаются традиционной точки зрения, что началом конфликта стало Мюнхенское соглашение 1938 г. (Мюнхенский сговор) между Англией, Францией с одной стороны и фашистскими странами – Германией и Италией с другой. Согласно третьей цитате, выходит, что лучше бы у России вообще не было бы своего флота…

В 90-годы прошлого столетия сформировалась тенденция по замалчиванию достижений советского периода русской истории. А между тем страна смогла возродиться после братоубийственной гражданской войны, отразить и разгромить фашистскую армию (на которую работала практически вся Европа), осуществить первый полет человека в космос, вытянуть из мрака средневековья и благоустроить целые регионы. «Россия, в ущерб своей экономике, стала донором для национальных окраин <…> целые промышленные районы Средней Азии, Кавказа и Казахстана (добавим и в Прибалтике. – Примеч. авт.) под ключ построены на средства «Центра», то есть России. И руками в первую очередь – русских рабочих»[5]. Возникла опасность потери исторической памяти. Перед юбилеем Великой Победы в московской газете «Метро» за 4 мая 2010 г. появилась заметка с шокирующем заголовком – «Историю войны стали забывать». Оказывается, был проведен социологический опрос, где респондентам предложили вспомнить основные даты и сражения Великой Отечественной войны. Социологи с удивлением отметили, что 42 % молодых россиян не смогли вспомнить ни одной битвы. А среди взрослых (35–44 года) историческим беспамятством страдает каждый пятый! «… несколько участников опроса назвали главным сражением Великой Отечественной Куликовскую битву, – говорит Мария Вакатова, директор по маркетингу… – Хотя, наверное, это нормально, что со временем в сознании общества даже такая трагедия постепенно уходит в прошлое. Плохо, если с датами из памяти сотрутся и ее уроки»[6].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Основы этики и эстетики"

Книги похожие на "Основы этики и эстетики" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Руднев

Владимир Руднев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Руднев - Основы этики и эстетики"

Отзывы читателей о книге "Основы этики и эстетики", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.