» » » Павел Тудвасев - Можно ли жить, не страдая?


Авторские права

Павел Тудвасев - Можно ли жить, не страдая?

Здесь можно купить и скачать "Павел Тудвасев - Можно ли жить, не страдая?" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Ридеро»78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Можно ли жить, не страдая?
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Можно ли жить, не страдая?"

Описание и краткое содержание "Можно ли жить, не страдая?" читать бесплатно онлайн.



Эта книга была написана около десяти лет назад, когда автор испытывал психологические страдания и боль из-за неурядиц на работе и в семье. Основой размышлений послужили книги индийского философа Джидду Кришнамурти. Окончив работу, почувствовал успокоение. Кое-чем из наработок пользуюсь и сейчас. Буду рад, если кому-то текст принесет пользу.






Американский менеджер Г. Куадрасси советует: «Не имейте дела с людьми, которые вам не нравятся. Вести дела и без того не легко. Зачем усложнять жизнь?».

Простота и эффективность этого способа очевидны. В самом деле: зачем вам иметь дело с людьми, которые говорят гадости вам или о вас? Правда, и этот способ не лишен недостатков. Ведь вы не можете гарантированно окружить себя лишь доброжелательными людьми. Да и вроде хороший человек может неожиданно сказать или сделать что-либо обидное, неприятное для вас.

Многие люди ограничивают поступление информации, которая могла бы их огорчить, просто физически прерывая восприятие факта: обрывая неприятный разговор, закрывая глаза во время наиболее «кровавых» сцен в фильмах и т. д. С глубокой древности в религиозных кругах запрещались и поныне пресекаются разговоры о женщинах, сексе; удовольствиях, связанных с чревоугодием.

Популярная российская актриса Анастасия Вертинская в одном из своих интервью заметила: «Когда я была влюблена в какого-то человека, а он, может быть, вполне сознательно заигрывал с другой женщиной, то я заставляла себя повернуться спиной к этой сцене. Мне было грустно, но я запрещала себе на нее смотреть».

Действительно, к чему вам, «кликать печаль на свою голову», выслушивая, к примеру, оскорбительные тирады в свой адрес? Повернитесь и уйдите. Вступать в ссору с супругом? Для нервов дешевле промолчать. Следить за неверным супругом – мучиться, проверять почту – да Бог с ним – пусть распутничает…

Однако, для современного человека, особенно городского жителя, поддержание душевного здоровья посредством механического ограничения воздействий окружающего мира (за счет того, что живешь в какой-нибудь глуши), представляется мало приемлемым. Ведь не всегда можно жить отшельником, нужно где-то работать, зарабатывать на жизнь и не каждый способен перенести одиночество.

Кроме того, полагая, что появление душевной боли связано с несовершенством окружающего мира, мы неизбежно сталкиваемся со следующим очевидным фактом. В истории человечества множество примеров, когда отдельные люди (цари, вожди, сверх-богачи) и целые социальные слои имели неограниченные возможности для удовлетворения своих потребностей, получали из окружающего мира исключительно благоприятные воздействия, но при этом они не были гарантированно счастливы.

Патриции Древнего Рима, например, во время пиршеств в огромных количествах поглощали кушанья, приготовленные лишь из одних только язычков (!) павлинов и соловьев; к услугам султанов были сотни наложниц гаремов, но ни те, ни другие не считали свою жизнь как-то особенно счастливой.


Пир римских патрициев.


В свое время в СМИ прошло сообщение, что в штате Колорадо, в США, двое школьников убили тринадцать своих соучеников и учителя. Между тем, оба юноши были из состоятельных семей, – родители одного из них владели домом за 600 тысяч долларов, другого – за 400 тысяч. Большинству россиян подобный уровень благосостояния даже и не снился. И, тем не менее, школьники убили товарищей и застрелились сами. Вряд ли они, в таком случае, были удовлетворены своей жизнью.

Мы не можем игнорировать и многочисленные случаи, когда один и тот же факт, одно и тоже воздействие внешнего мира вызывает противоположные реакции у разных людей.

Боль, казалось бы, явление однозначно неприятное.

Однако же есть и мазохисты или, например, боксер, выигравший поединок, способен испытывать необыкновенное чувство радости, хотя его тело ноет от пропущенных во время боя ударов. Гол, забитый футболистами одной команды, огорчит болельщика их соперников. А ведь болельщики обеих команд воспринимают один и тот же факт окружающего мира.

Вывод: окружающие нас люди, их слова и дела, степень нашего богатства или бедности, словом, то, что мы воспринимаем, не являются главным фактором, определяющим наше душевное состояние. Точно так же, не определяют нашу предрасположенность страдать или радоваться и испытываемые нашими органами чувств ощущения: запахи, шумы, фразы, ласки или удары, через которые воздействия этих предметов внешнего мира передаются нам. Страдание возникает при взаимодействии факта внешнего мира с нашим сознанием, устроенным, организованным определенным образом и появление страдания решающим образом зависит от этого устройства.

Боль (не физическая – душевная) и страдание, радость и счастье рождаются внутри нас.

Глава 2

Как особенности нашего внутреннего мира приводят к появлению страдания?

Известно, что красный цвет трамвая большинство людей воспринимает нейтрально. Полотнище же флага, окрашенное в такой же цвет, многих способно огорчить. В чем разница между механизмом и тканью? Какие условия необходимы, чтобы вид красной ткани на древке вызвал печаль?

Очевидно, что человек, который грустит при виде красного флага, чтобы огорчиться, должен обладать хотя бы минимумом знаний по истории России. То есть, знать, что красный флаг – символ коммунистической идеологии. Что во имя торжества идей, которые символизирует алое полотнище, были ликвидированы свободы граждан (право выбора органов власти, частной собственности, свобода слова), а миллионы людей убиты или же обречены на голодную смерть. Ведь, к слову, покажи этот же красный флаг какому-нибудь дикарю из джунглей, то вряд ли он будет огорчен, потому что для него знамя коммунистов – всего лишь тряпка красного цвета.


Большевик. Борис Кустодиев, 1920 год.


В годы учебы в университете моим соседом по комнате общежития был студент-якут. Разозлившись на кого-нибудь, он награждал обидчика эпитетом: «человек-ветер». С точки зрения северянина это являлось страшным оскорблением. Однако, обидеть оппонентов (ребят славянского происхождения), ему удавалось редко. В данном случае, русским студентам, для того, чтобы обидеться, недоставало этнографических знаний.

Итак, появление психологической боли связано с наличием в нашей голове определенной информации. Мы видим, что душевное страдание возникает в момент взаимодействия воспринимаемого нами события внешнего мира с этими знаниями, этой информацией.

Глава 3

Что же это за информация?

Вряд ли к сведениям, способным вызвать боль, можно отнести знание правил сложения или умножения, расписание движения автобуса. А вот если получить на уроке «двойку» за незнание этих математических правил или опоздать на автобус, то, вероятно, огорчишься. Что же за информация находилась в голове, которая, при взаимодействии с фактами нашего незнания правил и опоздания на автобус, породила страдание?

Очевидно, мы огорчились, потому, что в нашем сознании имеются знания о том, что на уроке мы должны получать хорошие отметки; наличествуют сведения, что своевременно сев на автобус мы успеем на встречу с хорошим другом или в театр, на концерт.

То есть, информация в нашем сознании организована в своеобразную идеальную и желаемую нами модель мира и, когда окружающая жизнь не соответствует этой модели, образцу, это несовпадение и вызывает психологическую боль.

В голове человека, огорчающего при виде красного флага, вероятно, имеются представления о том, что гражданские права и жизнь людей – великие ценности. И он опечален, что воспринимаемый им факт (события истории России большей части ХХ века) не совпадает, противоположен этим его представлениям.

Что необходимо, для того, чтобы обидеться в случае, если вас обозвали «человеком-ветром»? Во-первых, нужно знать, что этот эпитет является оскорблением. И, главное, в вашем сознании должна наличествовать модель желаемого обращения людей к вам и этот образец должен исключать возможность обзывания вас обидными кличками.

Известно, что большинство мужчин на измену жены реагируют болезненнее, чем на неверность любовницы или подруги. Дополнительное страдание, несомненно, связано с тем, что они знают, что такое нормы брачно-семейной жизни и как обязана вести себя женщина, будучи замужем. Если бы этих норм не существовало, или же мужчина их бы не знал (воспитывался, например, где-нибудь в джунглях, как Тарзан или Маугли), то он страдал бы в той же степени, что и неженатый мужчина, которому изменила подруга, любовница.


Отелло и Дездемона. Адольф Вайс, 1868 год.


Мусульманка к появлению у мужа новой жены относится лояльно. Почему? Потому, что её так воспитали. Вложили в ее голову информацию о том, что иметь несколько жен – естественно. Женщина же христианского вероисповедания может впасть в депрессию от мысли, что у ее мужа есть не то, что еще одна жена, а даже просто любовница. Она расстроена, потому, что подобное поведение супруга не соответствует имеющимся у нее знаниям о должных отношениях в семье, наличия которых она желала бы и в собственном браке.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Можно ли жить, не страдая?"

Книги похожие на "Можно ли жить, не страдая?" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Павел Тудвасев

Павел Тудвасев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Павел Тудвасев - Можно ли жить, не страдая?"

Отзывы читателей о книге "Можно ли жить, не страдая?", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.