» » » » Александр Оришев - Культурология


Авторские права

Александр Оришев - Культурология

Здесь можно купить и скачать "Александр Оришев - Культурология" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Культурология
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Культурология"

Описание и краткое содержание "Культурология" читать бесплатно онлайн.



В настоящем учебном пособии, подготовленном в соответствии с требованиями ФГОС 3+, в краткой и доступной форме излагаются основные культурологические понятия. Пособие включает в себя темы курса, список актуальной литературы к каждой теме, глоссарий. Рекомендовано преподавателям и студентам-бакалаврам направлений и профилей подготовки, в учебные планы которых входит изучение дисциплины «Культурология».






4. Игра обособлена от повседневной жизни, имеет фиксированные пространственно-временные границы. Ее всегда можно повторить.

5. В игре есть определенные правила.

6. Игра представляет собой соревнование, соперничество с другими игроками, в ходе которого приходится бороться с трудностями, преодолевать препятствия. Для этого игроку приходится прилагать определенные усилия, хотя результат игры заранее не известен. В игре всегда есть некоторая неуверенность, игрок всегда рискует. Это напряжение придает игре остроту и зрелищность.

7. Развитая игра порождает стремление к объединению игроков в группу, содружество, которые продолжают функционировать и за пределами игры.

Все основные черты игры были сформированы до возникновения человеческого общества и присутствуют в игровом поведении животных. Возникновение человеческой культуры изначально происходит в форме игры, которая первоначально «разыгрывается». Все виды деятельности человека в архаическом обществе предпочитали игровую форму.

Культуроформирующие свойства игры проявляются в нескольких аспектах:

1. Игра, представляющая непринужденное, не ориентированное на получение пользы поведение, предоставляет человеку свободу действий, стимулирует воображение и вносит в жизнь смыслы, не связанные с повседневными материальными нуждами. Это приводит к возникновению духовной культуры.

2. Игра предполагает соблюдение определенных правил, которые предлагаются самим человеком, а не диктуются определенными условиями. Это рождает представление о необходимости ограничения существующей свободы ради жизни среди других людей, что невозможно без определенного порядка.

3. Результатом становится появление морали, а также других норм, регулирующих жизнь человека.

4. Игра способствует развитию общества и разнообразных форм общения между людьми.

5. Игра обычно связана с соревнованием. Поэтому она ориентирует человека на достижение лучшего результата, заставляет его стремиться к совершенству, прекрасному. Это, в свою очередь, стимулирует творчество во всех областях культуры.

6. Для изменения окружающей действительности посредством любой материальной деятельности человек должен был совершить предварительно аналогичную работу в своем воображении, т.е. «проиграть» деятельностный процесс.

7. Очень часто игра дает обществу социальные идеалы, исполняя роль драматургической основы в их реализации. Сами идеалы содержат много игрового, т.к. они связаны с областью мечты, фантазии.

Культурное значение игры заключается в том, что она:

1. Облегчает переход от манипуляции реальными вещами к употреблению знаков и символов;

2. Обеспечивает интенсивные формы коммуникации, вносит элементы новизны;

3. Способствует мобилизации и развитию способностей человека;

4. Сохраняет те изобретения, технические приемы и способы поведения, которые в реальной жизни отошли в прошлое;

5. Обучает поведению в чужих ролях и нестандартных ситуациях, формирует творческие способности;

6. Превращает трудовую и религиозную деятельность в искусство;

7. Выводит человека из-под прямой власти природной и социальной детерминации, делает его свободным, подчиняющимся только им самим установленным правилам.

Но роль игры в истории культуры не всегда была одинаково велика. По мере культурного развития игровой момент отступает на второй план, скрывается в сакральной сфере, научной и политической деятельности, поэзии, правовых отношениях. Но игровой инстинкт, по мнению Й. Хейзинги, может проявиться в любой момент, вовлекая в процесс игры, как отдельного человека, так и человеческие массы.

В культуре различают следующие типы игр:

1. Спортивные, тренирующие и развивающие физическую активность;

2. Стратегические, тренирующие и развивающие способность прогнозировать возможные результаты любой деятельности и оценивать вероятность этих результатов;

3. Стохастические, знакомящие индивида со случайными процессами, удачей-неудачей, неконтролируемыми обстоятельствами, риском;

4. Ролевые, в ходе которых человек осваивает те функции, которые ему придется выполнять в будущем.

Вытеснение игры началось в XVIII в., когда духом общества начало завладевать практическое понятие пользы. Это привело к убеждению, что экономические интересы определяют ход истории. Труд и производство стали сначала идеалом, а потом и идолом. Благородство и бескорыстие игрового поведения вступили в противоречие с безнравственностью и жестокостью поведения современного человека.


Пассионарная теория культуры Л. Н. Гумилева


Идеи о связи космоса, человека и биосферы легли в основу гипотезы Льва Николаевича Гумилева (1913—1992) о пассионарном толчке, рождающим к жизни новые этносы. Этносы Л. Н. Гумилев определяет как биофизическое явление. Этнос в момент своего образования получает заряд биогеохимической энергии живого вещества биосферы (поток солнечной и космической энергии), которая расходуется в ходе дальнейшего процесса этногенеза. Наличие особой составляющей в энергетическом потоке приводит к особой мутации в регионах, затронутых им. Появляются люди, способные воспринимать энергии из окружающей среды больше, чем необходимо для нормальной жизнедеятельности. Этот эффект выражается в особом свойстве людей, которое Л. Н. Гумилев назвал пассионарностью – повышенным стремлением к действию. Если такие пассионарные толчки проходят по территории, где существуют разные ландшафты и живут разные народы, становится возможным зарождение нового этноса, который будет отличаться от других особым, присущим только ему, стереотипом поведения и специфическим самосознанием. Таким образом, этногенез – процесс энергетический, связанный с расходованием энергии, полученной в момент пассионарного толчка.

Культура есть результат органического взаимодействия природной среды, этноса и мутационных космических влияний, вызывающих состояние пассионарности. Энергия пассионарности кристаллизуется в культуре, специфичной для каждого этноса. В ней отражается оригинальный тип мышления и особый стереотип поведения, свойственный этносу. При этом прослеживаются генетические связи с прежними культурами, народы-носители которых стали основой формирования нового этноса.


Литература


Гаспаров М. Л. Занимательная Греция: рассказы о древнегреческой культуре. 5-е изд. М.: Новое литературное обозрение, 2013.

Гумилев Л. Н. Евразия. М.: Рипол Классик, 2014.

Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М.: Delibri, 2015.

Фрейд З. Большая книга психоанализа. Введение в психоанализ. М.: АСТ, 2015.

Шпенглер О. Политические произведения. Серия «Научная мысль». М.: ИНФРА-М, 2015.

Глава 3. Понятие «культура». Типология культур

«Пришествие культуры совпадает с рождением интеллекта»

Клод Леви-Строс

3.1. Понятие «культура». Современные подходы в определении культуры

Что такое культура? Генезис понятия


В Древнем Риме, откуда пришло слово культура, под ней понимали возделывание земли и окультуривание почвы. Само понятие прочно вошло в лексикон социологов, психологов, публицистов, политиков, экономистов, в обыденную речь широких слоев населения в XIX в. и особенно XX в. Но уже в Древнем Риме Цицерон, отождествляя культуру души и культуру тела, рассматривал их как развитие умственных способностей, которые необходимо уважать и почитать. В определении Платона, культура – это руководство к изменению всего человека в его существе.

Впервые попытка дать научное объяснение феномену культуры была предпринята в XVII в. английским философом Т. Гоббсом и немецким просветителем и правоведом С. Пуфендорфом, которые высказали идею, что человек может пребывать в двух состояниях: естественном (природном) и культурном. Естественное состояние человека является низшей ступенью его развития, т.к. оно творчески пассивно. В XVIII в. культура приобрела духовный, аристократический оттенок. Термин «культура» стал обозначать совершенствование человеческих качеств. Культурным называли человека начитанного и утонченного в манерах поведения. Значительные успехи в развитии учения о культуре были достигнуты на рубеже XVIII – XIX вв. в трудах немецкого просветителя И. Г. Гердера (1744—1803). Он рассмотрел культуру в историческом аспекте, т.к. развитие культуры, по его мнению, составляет содержание и смысл исторического процесса.

И. Г. Гердер первым предложил употреблять слово «культура» во множественном числе, подчеркивая уникальность различных национальных культур. В это же время утвердилось мнение, что ядро культуры составляет духовная жизнь человека, его духовные способности.

Слово «культура» впервые зафиксировано в «Карманном слове иностранных слов» Н. Кириллова (1845), но широкого распространения в России в середине XIX в. оно не получило. Вместо него употреблялись близкие по смыслу понятия «образованность», «просвещение», «разум», «воспитанность». Они включали вопросы религии, науки, языка, государственности, образования. Только в 1860-е гг. новый термин входит в русские словари, а в 1880-е гг. утверждается в научной и художественной литературе. В современном русском языке он употребляется очень часто, преимущественно в двух значениях – широком и узком. В широком смысле к культуре относят все общепринятые, утвердившиеся в обществе формы жизни – обычаи, нормы, институты, включая государство и экономику. В узком смысле границы культуры совпадают с границами сферы духовного творчества, с искусством, нравственностью, интеллектуальной деятельностью.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Культурология"

Книги похожие на "Культурология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Оришев

Александр Оришев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Оришев - Культурология"

Отзывы читателей о книге "Культурология", комментарии и мнения людей о произведении.

  1. Иван13.10.2019, 21:58
    Книга очень помогла в изучении культурологии, очень благодарен автору!
А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.