» » » » Альвин Каспари - Покоренный Кавказ (сборник)


Авторские права

Альвин Каспари - Покоренный Кавказ (сборник)

Здесь можно купить и скачать "Альвин Каспари - Покоренный Кавказ (сборник)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентЦентрполиграфa8b439f2-3900-11e0-8c7e-ec5afce481d9, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Альвин Каспари - Покоренный Кавказ (сборник)
Рейтинг:
Название:
Покоренный Кавказ (сборник)
Издательство:
неизвестно
Год:
2016
ISBN:
978-5-227-05777-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Покоренный Кавказ (сборник)"

Описание и краткое содержание "Покоренный Кавказ (сборник)" читать бесплатно онлайн.



Книга «Покоренный Кавказ» впервые увидела свет в Санкт-Петербурге в 1904 г. Альвин Андреевич Каспари – выходец из Германии, русский издатель и книготорговец. Он издавал журналы «Родина», «Новь», «Всемирная новь», серии книг «Библиотека романов», «Дешевая библиотека русских классиков» и такие научно-популярные труды, как «Всемирная история Каспари».

В книгу «Покоренный Кавказ» входит 14 очерков, рассказывающих о природе, народонаселении и истории Кавказа с древних времен до конца XIX века. Главное внимание уделено драматическим событиям Кавказской войны, завершившейся пленением предводителя горцев Шамиля. Авторы очерков – известные в свое время историки и публицисты. Несмотря на то, что впервые книга вышла в свет более века назад, другого подобного труда, дающего столь полное и разностороннее представление о Кавказе, не издано в России до сих пор.






Упомянем также о сванетах «вольных» и «княжеских», небольшом горском племени, живущем в котловине по верхнему течению Ингура, у южного подножия Эльбруса, и по реке Цхенис-Цхали, притоку Риона. Сванеты известны со времен глубочайшей древности под наименованием сванов и сазаков, представляют собою помесь грузинских племен с некоторыми черкесскими. Это очень быстро вырождающееся племя, христианское по внешности, но держащееся и поныне многих языческих верований. Занимаются они земледелием, скотоводством, охотой и, как все дегенераты, очень склонны к пьянству, которое влечет за собою общую их порочность. Когда-то в древние времена сванеты были культурным народом, но постоянные войны и разорения низвели этот народ на степень полудикарей.

В заключение обзора горных народцев остается сказать еще о древних яссах, или оссах, то есть о современных осетинах. Это горское племя испокон веков занимало самую середину Кавказа, то есть Большого Кавказского хребта. По характеру местности Осетия делится на горную и равнинную, то есть, другими словами, горные осетины длинною узкою полосою живут в первой на 3 тысячи футов выше по горному хребту, а равнинные – ниже 3 тысяч футов, в предгорьях подошв и на равнинах. В Предкавказье на востоке соседями осетин являются чеченцы, на западе – горские татары-балкарцы и кабардинцы, на севере – русские казаки; затем в ущельях хребта осетины соседствуют с хевсурами и пшавами (на горных перевалах).

В Закавказье, на южном склоне, осетины живут в долине Арагвы, а также в долине Лиахвы и Риона, вперемежку с грузинами, на западе Осетия примыкает к Имеретии и на юге в Закавказье она граничит с Грузией.

Осетины по обществам делятся в Предкавказье на дигорцев, алагирцев, курташинцев, тагаурцев; в Закавказье они называют себя иронами, грузины же называют их племенем туалте. По внешнему своему виду осетины очень красивы, но в силу того, что живут они среди чуждых и всегда враждебно относившихся к ним племен, они почти утратили свой собственный тип и племенные особенности своего характера; они приниженны, льстивы, ленивы, живут, даже наиболее зажиточные из них, бедно и грязно и одно время даже начали было под давлением воинственных кабардинцев вымирать, но Россия, отбросив кабардинцев и уничтожив скученность населения, дала тем самым возможность осетинам быстро плодиться, что и повело теперь к возрастанию этого угасавшего было народца. Большинство осетин – христиане, но христианство их только внешнее. В действительности осетины исполняют только обряды, а сущность христианства совсем темна для них; и до сих пор, наряду с христианскими, они исполняют и некоторые языческие обряды, сохранившиеся у них со времен самой седой древности: обращаются с мольбами о покровительстве к разным духам, значение которых соответствует некоторым христианским святым (например, Уацылла по своему значению среди осетин соответствует вполне святому Илии-пророку).

Чтобы закончить характеристику этих горцев Кавказа, особенно важных для истории сношений и столкновений Руси с народами, населявшими когда-то и населяющими ныне Кавказские горы, потому что они были первыми вошедшими в соприкосновение с Русью, следует отметить здесь, что осетины – большие мечтатели; они склонны к поэзии, к музыке, обладают известною долею природного вкуса и наравне со своими западными соседями, кабардинцами и черкесами, и западными кумыками представляются наиболее симпатичными из народцев и племен, населяющих Кавказский хребет и его отроги.

Ради полноты настоящего обозрения скажем также здесь вкратце и о других народах, населяющих этот прекрасный край, но уже по ту сторону Кавказа.

Конечно, прежде всего придется сказать о грузинах. О происхождении этого народа сказано было выше; здесь же ограничимся тем, что укажем на деление этого народа, которого он не избежал точно так же, как и все племена Кавказа.

Ядро народности – собственно грузины – ничтожно, их нет и полумиллиона, и, главным образом, они живут около Тифлиса и в пределах Тифлисской губернии. Те из природных грузин, которые, оставив христианство, перешли в магометанство, называются ингелойцами. Далее следуют грузины-горцы – вышеупомянутые хевсуры, пшавы, тушинцы. Отдельная ветвь грузинского народа – имеретинцы, населяющие страну, составлявшую лет около ста тому назад Имеретинское царство; к ним могут быть присоединены гурийцы и аджары; последние – те же гурийцы, но оставившие христианство для ислама. Упомянем также и о мингрельцах, присоединяемых к племенам картвельской группы. Все вообще картвелы, то есть грузины, в своей целокупности как народ одного корня, – один из красивейших народов не только Кавказского края, но, пожалуй, и всего мира. Они прекрасно сложены, стройны, статны, сильны, ловки, подвижны. У большинства из них темные, несколько жестковатые волосы, часто с чуть синеватым отливом; глаза голубоватые или зеленоватые, с веселым выражением и блеском; нос, загнутый на конце, с небольшой, не портящей впечатления горбинкой, лицо смуглое, но не настолько, чтобы не считаться белым. Женщины грузин очень красивы, но в умственном отношении недалеки. По своей наружности грузины напоминают семитов, что, впрочем, подтверждается и легендою об их первоначальном происхождении; но в характере этого народа нет или очень мало отрицательных качеств этого племени. Грузины честны, впечатлительны, способны к самопожертвованию, доверчивы, добродушны, откровенны, гостеприимны, эгоистическая жилка как бы совсем отсутствует в их характере. Они общительны, веселы, склонны ко всяким удовольствиям, легковерны до легкомыслия, но, как и все народы этого благодатного края, где природа как бы сама заботится о человеке, грузины порядочно ленивы, мало энергичны, недостаточно предприимчивы, мало склонны к прогрессу в проявлениях общественной жизни и потому попали в экономическую, и притом очень тяжелую, зависимость от армян, которые по обилию всевозможных отрицательных качеств в своем характере называются иногда «евреями Востока». Эта экономическая зависимость грузин тем сильнее, что у них почти не существует торгового класса, зато «князей» – таводов – у грузин видимо-невидимо. Последнее объясняется тем, что получение княжеского достоинства во время существования грузинского царства было очень легким делом. В те времена, чтобы стать князем, грузину-азнауру, то есть дворянину, достаточно было иметь поместье с церковью да несколько дворян в подчинении. Купцов же и мещан при таком изобилии высшего сословия почти не было; единственными работными классами являлись амкары – ремесленники – и члехи, или кма, – крестьяне. Амкары делились на бесчисленное множество цехов, главою каждого из которых был выборный усти-баши; члехи, или кма, – крестьяне-земледельцы, находились в крепостной зависимости от азнауров – дворян, таводов – князей-помещиков и церковников. Зависимость эта помимо правовой стороны выражалась в массе унижающих человеческое достоинство подробностей, в силу которых грузинский крепостной мало чем отличался от домашнего животного.

Впрочем, у грузин во все времена были хизаны, то есть свободные земледельцы, жившие на помещичьих землях в качестве арендаторов и во всем остальном не зависимые ни в чем от землевладельцев.

Следует сказать, что грузинское крестьянство, так же как и русское, выделяло из себя маджалобе (дворовых) и массахури (служителей).

Имеретию, Гурию и Мингрелию в историческом отношении следует до некоторой степени обособить от Грузии. Вышеупомянутые при обозрении горцев Кавказа Сванетия, Гурия, а также Мингрелия и Абхазия первоначально входили в состав Имеретинского царства. У византийских историков Имеретия известна под наименованием Лазики, где происходила борьба между византийским императором Юстинианом и персидским шахом Хозроем (VI в.). Уже в это время историки отмечают существование Кутаиса. С VIII века по конец X Имеретия была самостоятельна, и здесь царствовала Абхазская династия. Потом Имеретия воссоединилась с Грузией, и лишь в половине XIII века появляется вновь самостоятельное Имеретинское царство с столицею Кутаисом и династией Багратидов на царском престоле. В половине XV века эта самостоятельность упрочилась, но зато началась отчаянная междоусобица, и в XVII веке имеретинцы и гурийцы уже испрашивали сперва у русского царя Михаила Феодоровича, потом у его преемника, царя Алексея Михайловича, позволения вступить в их подданство. Эти ходатайства не имели успеха, и затем Имеретия подпала под власть турок, от которых освободилась лишь с помощью русских. История представляет Имеретию страной еще более несчастною, чем Грузия. Эта последняя, по крайней мере, страдала от внешних врагов, Имеретия же – от внутренних междоусобиц. Главною причиною последних можно считать изобилие высших классов при полной обезличенности в правовом отношении классов работных.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Покоренный Кавказ (сборник)"

Книги похожие на "Покоренный Кавказ (сборник)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Альвин Каспари

Альвин Каспари - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Альвин Каспари - Покоренный Кавказ (сборник)"

Отзывы читателей о книге "Покоренный Кавказ (сборник)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.