» » » » Юрий Храмов - Стратегии инновационного и производственного развития нефтегазохимического комплекса России


Авторские права

Юрий Храмов - Стратегии инновационного и производственного развития нефтегазохимического комплекса России

Здесь можно купить и скачать "Юрий Храмов - Стратегии инновационного и производственного развития нефтегазохимического комплекса России" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство ЛитагентБИБКОМd634c197-6dc9-11e5-ae5f-00259059d1c2, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Юрий Храмов - Стратегии инновационного и производственного развития нефтегазохимического комплекса России
Рейтинг:
Название:
Стратегии инновационного и производственного развития нефтегазохимического комплекса России
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-7882-1543-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Стратегии инновационного и производственного развития нефтегазохимического комплекса России"

Описание и краткое содержание "Стратегии инновационного и производственного развития нефтегазохимического комплекса России" читать бесплатно онлайн.



Рассмотрены современные прогнозы и концепции стратегического управления инновационной и производственной деятельностью нефтегазохимического комплекса России.






Стратегия импорта технологических компонентов. Предполагает стимулирование вывода за рубеж производства отдельных частей технологических процессов с последующим ввозом в страну промежуточных продуктов, являющихся результатами этих процессов.

Поддержка инновационных процессов со стороны государства может быть прямой и косвенной, ориентированной на различные стадии инновационного процесса (исследования, разработки, производство) и направленной в сферу как внутренних, так и внешних инновационных процессов. В табл. 2.2 приведены возможные стратегии, учитывающие взаимодействие направленности и характера поддержки в зависимости от стадии инновационного процесса.

2.2. Мезоинновационные стратегии

В контексте проблем технологического развития определение "региональный" звучит еще достаточно непривычно. В самом деле, правомерно ли вообще говорить о региональной специфике инновационного процесса? Элементарный здравый смысл подсказывает, что в условиях глобализации экономических отношений не должно существовать географических границ для новых плодотворных научно-технических идей и разработок. Тем не менее на страницах печати и в научных дискуссиях не только у нас в стране, но и за рубежом начиная примерно с 1980-х гг. все чаше встречаются выражения "региональный научно-технический (технологический) потенциал", "политика регионального технологического развития " и т.п. В чем же дело?

Ответ на этот вопрос, очевидно, кроется в возникшей по различным причинам (в том числе природного, исторического, демографического характера) неравномерности экономического развития отдельных территорий, которая стала особенно ощутима для населения в связи с повсеместным распространением современных информационных технологий, телекоммуникаций и средств транспорта.

Объективный характер существующих различий и вызываемые ими противоречия на уровне государства в целом заставляют органы федерального управления и местные власти искать дополнительные резервы для интенсификации процессов регионального экономического развития. Большое внимание уделяется при этом в индустриальных странах такому практически неисчерпаемому ресурсу, как использование достижений науки и техники.

Первое, что полезно отметить, – это многообразие целей регионального технологического развития.

Любое государство заинтересовано в выравнивании (в лучшую сторону) экономического положения входящих в него территорий, поскольку благодаря этому обеспечивается большая однородность общества и политическая стабильность. Однако далеко не каждое федеральное правительство имеет возможность выделить на нужды регионального развития необходимые и часто весьма немалые финансовые и материально-технические ресурсы. Сказываются как экономические трудности и наличие крупных проблем государственного масштаба, так и влияние сильного политического лобби со стороны более развитых регионов, интересы которых могут пострадать в результате необходимого для подобного выравнивания перераспределения ресурсов.

Ставка на повышение предпринимательской активности в сочетании с использованием для оживления экономики накопленного научно-технологического потенциала переносит центр тяжести усилий государства на оказание помощи в мобилизации внутренних резервов самих регионов, в том числе менее развитых. Иными словами, уменьшается удельный вес прямой поддержки со стороны государства, возрастает значение косвенных методов регулирования.

Разумеется, в рамках такой тенденции сохраняет свою роль прямая государственная поддержка самых отсталых в экономическом отношении регионов (территорий), столкнувшихся с острыми социально-экономическими проблемами и не способных в обозримом будущем решить эти проблемы самостоятельно.

Одной из основных целей регионального научно-технического развития является обновление традиционных и технологически отсталых или экологически вредных отраслей производства, сконцентрированных преимущественно в старых промышленных центрах.

Без этого в условиях рыночной экономики многим предприятиям указанных регионов рано или поздно грозит снижение конкурентоспособности из-за более низкой производительности труда, высокой себестоимости выпускаемой продукции, ее низкого качества, а значит, сами регионы ждет спад производства и неминуемый рост безработицы. В сочетании с загрязнением окружающей среды такие процессы в свою очередь рано или поздно приведут к увеличению социальной напряженности и оттоку трудовых ресурсов, что еще в большей степени обострит региональные проблемы.

Однако, как показывает мировой опыт, даже более благополучные в экономическом отношении регионы обычно нуждаются в активизации имеющегося научно-технического потенциала, так как это дает лучшие шансы на поддержание или повышение конкурентоспособности расположенных в них предприятии, создание дополнительных рабочих мест (за счет образования и расширения масштабов деятельности новых фирм), привлечение инвестиций частного, в том числе иностранного, капитала. Последнее обстоятельство имеет немаловажное значение с точки зрения возникающих на фоне процессов глобализации новых возможностей для изыскания дополнительных финансовых ресурсов регионального развития.

Серьезное внимание к проблемам научно-технического развитая и инновационной деятельности способствует диверсификации экономики регионов с высоким уровнем специализации производства, подверженных большему риску при изменении конъюнктуры рынка или наступлении экономических кризисов.

Таким образом, можно говорить о том, что обеспечение регионального научно-технологического развития – это не только экономическая, но и важная социально-политическая задача, требующая серьезного внимания со стороны федерального правительства и региональных (муниципальных) органов власти.

Эта задача является актуальной для России по многим причинам, в том числе в связи с формированием нового федерального устройства, передачей ряда важных функций управления из центра на места и повышением экономической самостоятельности регионов. Новые условия меняют сложившиеся стереотипы хозяйственного поведения, заставляют искать дополнительные ресурсы для регионального развития не только и даже не столько в Москве, как это нередко бывало раньше, сколько прежде всего у себя на местах, рассчитывая в первую очередь на собственные силы и еще не раскрытые возможности.

Региональная инновационная стратегия является стратегией промежуточного уровня (мезоуровня) между макро- и микроинновационными стратегиями. Ее роль обусловливается тем, что любой производственный и инновационный процесс имеет территориальную дислокацию. Определенная на государственном уровне макроинновационная стратегия реализуется посредством размещения централизованных ресурсов по предприятиям и организациям конкретных территорий. Эти предприятия и организации используют местные сырьевые, производственные и трудовые ресурсы, производственную, образовательную, научную инфраструктуру. Если какой-либо из указанных элементов недостаточно развит, то возможности реализации макроинновационной стратегии на данной территории, а также в целом существенно ограничиваются. Необходимость учета региональной проблематики на макроуровне связана и с тем, что любое государство должно быть заинтересовано в развитии своих территорий. Кроме того, каждый регион имеет собственные интересы, связанные с необходимостью социально-экономического и научно-технического развития.

Можно выделить четыре основных фактора, которые обусловливают необходимость формирования и реализации региональной стратегии:

– региональный аспект макроинновационных стратегий;

– государственная политика развития территорий;

– собственные социально-экономические и научно-технические цели развития регионов;

– микроинновационные стратегии предприятий, требующие наличия необходимого научно-технического, производственного и социально-культурного уровня развития регионов их дислокации. Возможные типы региональных стратегий приведены в табл.2.3.

Рассмотрим региональный аспект макроинновационной стратегии. Макроинновационная стратегия может быть реализована двумя путями: концентрацией ресурсов в высокоразвитых районах с целью максимально полного использования их потенциала и распределением ресурсов между значительным количеством регионов с целью увеличения суммарного территориального научно-технического потенциала. Второй путь более дорогой, так как требует создания на периферии научно-технических и производственных обьектов и соответствующей инфраструктуры, но он необходим, так как технологическая реализация многих макроинновационных проектов требует территориальной локализации (например, космические или ядерные проекты). В процессе реализации инновационных проектов необходимо межрегиональное взаимодействие, причем взаимодействие регионов, имеющих различные научно-технические уровни.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Стратегии инновационного и производственного развития нефтегазохимического комплекса России"

Книги похожие на "Стратегии инновационного и производственного развития нефтегазохимического комплекса России" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Юрий Храмов

Юрий Храмов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Юрий Храмов - Стратегии инновационного и производственного развития нефтегазохимического комплекса России"

Отзывы читателей о книге "Стратегии инновационного и производственного развития нефтегазохимического комплекса России", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.