» » » » Николай Демидов - Основы социологии и политологии


Авторские права

Николай Демидов - Основы социологии и политологии

Здесь можно купить и скачать "Николай Демидов - Основы социологии и политологии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство ЛитагентКнорусc6af03c1-2809-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Николай Демидов - Основы социологии и политологии
Рейтинг:
Название:
Основы социологии и политологии
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-406-04319-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Основы социологии и политологии"

Описание и краткое содержание "Основы социологии и политологии" читать бесплатно онлайн.



Опираясь на концепции и подходы, выработанные отечественной и мировой социологией и политологией, авторы проанализировали этапы развития и основные течения социологического и политологического знаний, базисные элементы социальной и политической жизни.

Соответствует действующему Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования нового поколения.

Для студентов средних профессиональных образовательных учреждений. Может быть использовано студентами высших образовательных учреждений, интересующихся проблемами социологии и политологии.






Плюралистический подход к обществу в русской социологии получил обоснование в работах М.М. Ковалевского (1851–1916). Он был уверен, что при решении сложных социологических проблем необходимо учитывать совокупность и взаимодействие социальных факторов и элементов. Социология для Ковалевского является синтезом результатов, полученных конкретными общественными науками. Ковалевский указывает на роль многих факторов общественного развития: экономических, политических, демографических, психологических, нравственных, религиозных. Но ни один из них не имеет постоянного решающего значения. Все зависит от ситуации, когда любой фактор может выйти на передний план. В этом и заключается суть социологического плюрализма Ковалевского.

В обществе, по Ковалевскому, происходит непрерывный прогресс, начинающийся с образования круга людей, соединенных общей задачей – сохранить жизнь и продолжить род. Затем несколько объединений сливаются в одно на основании договора или путем завоевания. Такие союзы ведут к увеличению плотности населения и вызывают интенсификацию труда, что достигается путем его разделения. Разделение труда, в свою очередь, упрочивает зависимость отдельных групп друг от друга и является фактором дальнейшего развития солидарности и расширения круга объединенных союзов. Солидарность – это норма, а борьба и революции – отклонение от нее. Революции возникают как результат ошибок правительства, пытающегося задержать естественное развитие общества или насильственно ускорить его.

Важную роль в социологии М.М. Ковалевского играет историко-сравнительный метод, позволяющий выявить как некоторые общие законы исторического развития народов разных стран и эпох, так и специфические особенности эволюции их культур. Тем самым открывается возможность прогнозирования, что повышает практическое значение социологии.

Оригинальная концепция социального развития, получившая название «теория культурно-исторических типов», разработана Н.Я. Данилевским (1822–1885). Мировая культура есть поток, расчленяемый по горизонтальному и вертикальному измерениям. Мощные вертикальные образования получили название культурно-исторических типов. Под ними понимается совокупность психоэтнических, антропологических, социальных, территориальных и других признаков, по которым классифицируется мировая культура на ряд уникальных видов. На место однолинейной схемы Данилевский попытался поставить драму многих культурно-исторических типов, каждый из которых возникает, расцветает, имеет собственные представления и идеи, истощает свои силы и приходит к естественному концу.

К первой группе культур народов, выполняющих роль положительных деятелей истории, Н.Я. Данилевский отнес египетскую, китайскую, древнесемитскую, индийскую, еврейскую, греческую, римскую, арабскую, германо-романскую. Во вторую – культуры, развитие которых было насильственно прервано, в результате чего они не успели завершить свой жизненный цикл (перуанская, мексиканская). Сюда он отнес также молодой тип – славянский, который только вступает в полосу своего расцвета. Третья группа – варвары, не создающие, а разрушающие культуру (гунны, монголы). Наконец, последняя группа является сырым этнографическим материалом истории. Это племена, не достигшие исторической индивидуальности (например, эскимосы).

В ходе взаимодействия культур положительное влияние оказывает только усвоение того, что стоит вне сферы народности (наука, техника, технология). Механическая пересадка, перенос культуры с одной почвы на другую, насаждение чуждой культуры приводят к социальным болезням.

С.М. Соловьев (1853–1900) выделил три силы, которые управляли человеческим развитием. Первая сила пытается подчинить человечество во всех сферах и на всех ступенях одному верховному началу, смешать и слить все многообразие частных форм, подавить самостоятельность лица, свободу личной жизни. Один господин и мертвая масса рабов – вот к чему стремится эта сила.

Вторая сила в противоположность первой почти безгранично дифференцирует, атомизирует и индивидуализирует элементы общества. Под ее влиянием отдельные элементы человечества действуют исключительно для себя, общее теряет значение реального бытия, превращается во что-то отвлеченное, пустое, в формальный закон, а затем и вовсе лишается всякого смысла. Всеобщий эгоизм и анархия, множественность отдельных единиц без всякой внутренней связи – вот крайнее выражение этой силы.

Третья сила примиряет единство высшего начала со свободной множественностью частных форм и элементов, созидая тем самым целостность общечеловеческого организма. Необходимо ориентироваться именно на эту силу, поскольку только она способна дать человеческому развитию его «безусловное содержание». По мнению С.М. Соловьева, совместно существуют три культуры, различающиеся между собой преобладанием одной из трех сил: мусульманский Восток, западная цивилизация и славянский мир.

К.М. Тахтарев (1871–1925), исследуя историю развития социологии, выделил следующие основные теоретические школы: ранний позитивизм О. Конта, социальный дарвинизм, органицизм, исторический экономизм К. Маркса, психологическое направление и статистико-социологическую школу. Обосновывая необходимость развития последней, Тахтарев указывал на плодотворность «численного измерения» и эксперимента в социологии. Социология призвана быть особой естественной наукой об общественной жизни, изучающей особый класс социальных явлений. Только усваивая точные научные приемы массового наблюдения и исследования социальных явлений, численного их измерения и статистико-социологического выяснения их необходимых соотношений, социология может стать действительно точной общественной наукой.

Среди отечественных теоретиков, оказавших заметное влияние на развитие социологии, ведущее место занимает П.А. Сорокин (1889–1968). Завидная социологическая эрудиция, глубокое знание западноевропейской социологии, необычайно широкий диапазон научных интересов, стремление к синтезу всего ценного, что было накоплено социологией за всю ее историю, выдвинули его в число ведущих социологов мира.

Главная теоретическая работа русского периода деятельности П.А. Сорокина «Система социологии», опубликованная в 1920 г., позволяет судить о состоянии социологии на рубеже веков, какой она представлялась в русских социологических кругах. В этой книге сформулированы многие положения подхода к обществу как к социальной системе, определены понятия структурного анализа в социологии, развитых в дальнейшем Сорокиным.

Характеризуя предмет социологии, П.А. Сорокин ответил: социология изучает явления взаимодействия людей, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, – с другой. Если люди и их взаимоотношения, рассматриваемые с точки зрения физика как простые «центры сил» или «комплексы материи», изучаются физико-химическими науками; рассматриваемые как организмы, находятся в ведении биолога, то человеческие взаимоотношения в их собственном родовом значении дают основание для существования особой научной дисциплины, называемой социологией.

Объекты социологии и индивидуальной психологии различны. Последняя не изучает явления «междучеловеческие», а представляет дисциплину, исследующую состав, строение и процессы индивидуальной психики и сознания. Что касается отношений социологии к коллективной, или социальной, психологии, то объекты их в зависимости от того, что под социальной психологией понимается, или совпадают, или частично совпадают.

Взаимоотношения с другими социальными науками определяются тем, что социология есть наука, изучающая наиболее общие свойства явлений взаимодействия людей, отдельные виды или стороны которых анализируются специальными, т. е. социальными, науками. П.А. Сорокин иллюстрирует это теоремой Л. Петражицкого, гласящей: «Если есть  видов сродных предметов, то теоретических наук, вообще теорий должно быть • + 1». К числу частных социальных наук, изучающих • видов социального явления, должна присоединиться (• + 1) – я наука – социология.

Структуру социологии П.А. Сорокин считает наиболее целесообразно представить так:

• теоретическая социология, изучающая явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего. Она распадается на три основных отдела – социальную технику, социальную механику и социальную генетику. Предметом социальной техники является изучение строения (структуры) социального явления и его основных форм. Социальная техника имеет два подотдела, изучающих простейшее социальное явление, и сложные социальные единства. Социальная механика имеет своим предметом изучение не строения, а процессов взаимодействия людей, иными словами, поведения людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется. Социальная генетика основной своей задачей ставит формулировку исторических тенденций или линии развития и объяснение разных отклонений и отступлений от этих тенденций;


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Основы социологии и политологии"

Книги похожие на "Основы социологии и политологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Демидов

Николай Демидов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Демидов - Основы социологии и политологии"

Отзывы читателей о книге "Основы социологии и политологии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.