» » » » Коллектив авторов - Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями


Авторские права

Коллектив авторов - Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство ЛитагентВладосdeb3a7bd-f934-11df-8c7e-ec5afce481d9, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями
Рейтинг:
Название:
Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-691-01456-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями"

Описание и краткое содержание "Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие содержит теоретический и методический материал по одному из основных разделов коррекционной педагогики (дефектологии) – олигофренопедагогике – изучению, обучению, воспитанию, педагогической реабилитации и социальной адаптации детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.

Наряду с теоретическим материалом, в издании представлены современные концепции развития специальной коррекционной школы и высшего дефектологического образования как составной части государственной системы образования в процессе его модернизации, а также методики учебно-коррекционной работы с учащимися в процессе изучения общеобразовательных дисциплин.

Пособие адресовано студентам высших и средних специальных образовательных учреждений по специальности 050714 (031700) «Олигофренопедагогика», практических работников специальных (коррекционных) учреждений VIII вида.






Благодаря достижениям в области психиатрии в начале XIX века стали различать как два отдельных состояния «сумасшествие» и «умственную неполноценность». Впервые это было сделано французским врачом-психиатром Филиппом Пинелем (1745–1826) в опубликованной в 1800 году работе «Описание психических болезней». Для обозначения наиболее тяжелой степени умственной неполноценности Ф. Пинель ввел понятие идиотия. Эта работа является первым систематическим описанием психических заболеваний.

Проблемой идиотии как особого состояния, при котором «умственные способности никогда не проявлялись или же не развивались в течение жизни», занимался ученик Ф. Пинеля Жан Этьен Доминик Эскироль (1772–1840). Он ввел понятия аменция и деменция для обозначения врожденного или приобретенного слабоумия, а для обозначения одной из степеней последнего – термин умственная отсталость. Эскироль долгий период был директором приюта для престарелых и душевнобольных «Сальпетриер» и психиатрической больницы «Бисетр» в Париже. Первое из этих учреждений, бывший пороховой завод, было переоборудовано в госпиталь, где принудительно содержались всякого рода нищие и «отбросы общества». В начале XIX века это учреждение становится настоящей лечебницей, в которой особенно успешно велось неврологическое лечение.

Старая крепость Бисетр, которая находилась на расстоянии нескольких километров от Сальпетриера, считалась его отделением, где содержались, главным образом, сумасшедшие. Эскироль разделил содержание термина «идиотия» на 3 отдельных понятия: «тронутые», «помешанные» и «идиоты»[2].

Таким образом, работа Эскироля позволила сделать важный вывод: люди делятся не только на две большие группы – нормальных и с патологическим развитием, но и внутри второй группы определенная неоднородность, прежде всего, по степени выраженности дефекта.

В связи с тем, что отклонения от нормы в первую очередь проявляются в общении людей, а эта функция осуществляется через речь, то состояние речи больных (как один из симптомов) может быть основой для классификации слабоумия. Эскироль явился одним из основоположников симптоматической классификации слабоумия.

Впервые идею о том, что слабоумные дети нуждаются в особых формах обучения и воспитания, высказал швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827), однако широкой поддержки среди педагогов и врачей в то время его идеи не получили.

Одну из первых попыток обучения и воспитания глубоко умственно отсталого ребенка («Авейронского дикаря») предпринял французский психиатр Жан Итар (1775–1838). В 1801 году мальчик, выросший вне человеческого общества, был найден в лесах Авейрона. Он демонстрировался как экспонат на заседаниях Парижской Академии Наук. Ж. Итар составил подробный отчет о лечении, озаглавленный «Обучение дикаря». Лечение длилось пять лет и послужило основой для дальнейшего развития заботы и помощи умственно отсталым. Несмотря на то, что в спорах о том, был или не был мальчик умственно отсталым, не был дан однозначный ответ, а лечение, предложенное Ж. Итаром, не принесло желаемых положительных результатов, тем не менее, этот случай оказал позитивное влияние на развитие теоретических и практических методов работы с умственно отсталыми и теоретических исследований в этой области[3].

Ж. Итар выдвинул гипотезу о том, что медико-педагогическое вмешательство может оказать эффективную помощь при лечении идиотии. Будучи хорошим наблюдателем, он выработал правильную последовательность в подходе к решению этой проблемы, считая, что необходимо вначале развитие: элементов сенсорики, затем речи (по определению автора – языка) и лишь потом абстрактного мышления.

Ж. Итар испытывал на себе влияние Этьена Бонно де Кондильяка (1715–1780), основоположника сенсуализма. Это направление, в ту пору господствовавшее в педагогике, опиралось на убеждение в том, что всякое знание начинается с опыта. Идея возникает в результате суммирования опыта многих людей. Развитие сенсуализма привело к взгляду на слабоумие как на ослабление чувства здравого смысла. Считалось, что можно добиться улучшения состояния больного путем медикаментозного лечения и упражнений. Ж. Итар ввел естественно-научный подход в методику работы с умственно отсталыми. Важным успехом было признано тщательное наблюдение за пациентом. На основе результатов наблюдения разрабатывалась стратегия терапевтического и педагогического вмешательства.

Таким образом, было положено начало медико-педагогическому направлению в работе с детьми с глубокими интеллектуальными аномалиями. Характерная особенность этого направления – приоритет (особенно в Германии) медицинского подхода над педагогическим.

Работу Ж. Итара продолжил Эдуард Сеген (1812–1880), который основал школу для «идиотов» и разработал их методику обучения на основе стимуляции функций органов чувств. Работа Э. Сегена строилась на основе четко разработанного поэтапного плана.

Э. Сеген подверг значительной критике метод работы Ж. Итара. Сам он опирался на религиозно-философское учение К. Сен-Симона, научная школа которого стремилась к применению на деле заветов Евангелия. Э. Сеген был вхож в литературные круги, формировавшиеся вокруг таких крупных авторитетов, как В. Гюго. Эти люди боролись за общественные преобразования, прежде всего, пересмотра статьи уголовного права, улучшение участи безработных. Если Ж. Итар считал корнем зла при идиотии нарушение сенсорных функций, то Э. Сеген был убежден, что развитие мышц и элементарной сенсорики является лишь первым шагом в развитии глубоко умственно отсталых.

Интеллектуальное (разум) и нравственное развитие (душа) были для Э. Сегена целями более высокого порядка. Он считал, что Ж. Итар под влиянием материалистов выработал лишь основу для дальнейшей работы с глубоко умственно отсталыми. По его убеждению, конечным шагом должно было быть нравственное воспитание, необходимость которого обусловлена тем, что «наиболее характерным при идиотии является отсутствие нравственной воли, которая полностью подавляется негативной волей. Лечение “идиота” по сути своей сводится к обращению его негативной воли в позитивную; желание остаться одному должно уступить место стремлению к общественной пользе…»[4]. Таким образом, Э. Сеген перенес акцент с индивидуального на групповой подход. Лечение, в том числе путем регулярного приобщения к труду, должно было помочь превратить негативную волю в жизнеутверждающую, а стремление к самоизоляции преобразовать в контактность.

Первые учреждения медико-педагогического типа возникли приблизительно в середине XIX века в Европе и США. Многие из тех, кто их основывал, посетили швейцарского врача И. Гюггенбюля (1816–1863) и с энтузиазмом воспользовались его опытом. Он черпал вдохновение в немецкой натурфилософии и опирался на господствующие в ту пору в немецкой психиатрии воззрения, в соответствии с которыми психика индивидуума не может быть изначально больной, поскольку создана Богом, а отклонения физического порядка могут служить источником нарушения ее функций.

Учреждение Абендберг в Интерлакене, где работал И. Гюггенбюль, находилось в живописном месте среди сосновых лесов. Считалось, что живительный воздух и здоровый климат оказывают благотворное влияние на пациентов с нарушениями психики. Им предлагался питательный рацион, они принимали ванны с целебными травами, проводилось лечение электричеством, ставились эксперименты по применению лекарственных препаратов. Широкая известность И. Гюггенбюля поддерживалась многочисленными публикациями и выступлениями за рубежом. Тем временем лечебница хирела из-за частых отлучек своего основателя. Его натурфилософские взгляды приходили во все большее противоречие с новыми идеями в немецкой психиатрии, где психические нарушения стали рассматривать как «болезни мозга».

С середины XIX века ученых начинает интересовать не только психические заболевания и умственная неполноценность как таковые, но и причины этих состояний.

Среди американских ученых чаще всего упоминается имя Самюэля Хоуве. Вместе с эмигрировавшим в Америку Э. Сегеном он начал организовывать систематическую помощь людям с психическими отклонениями. С. Хоуве больше всего интересовали причины умственной отсталости. Исследуя их, он надеялся снизить вероятность проявления в следующих поколениях. Главные причины он видел в явлении, которое назвал «дегенерацией человеческого рода». Плохое состояние здоровья родителей, чрезмерное употребление алкоголя, родственные браки, попытки аборта… – все это часто обнаруживалось им при обследовании семей, где встречались те или иные психические отклонения[5].

Большой вклад в этиологию слабоумия внес французский психиатр Бенедикт Морель (1809–1872). Одну из причин слабоумия он видел в наследовании и «накоплении» вредных факторов, к которым относил сифилис, туберкулез, алкоголизм.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями"

Книги похожие на "Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями"

Отзывы читателей о книге "Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.