» » » » Сергей Масленников - Самоукорение и терпение


Авторские права

Сергей Масленников - Самоукорение и терпение

Здесь можно купить и скачать "Сергей Масленников - Самоукорение и терпение" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство ЛитагентСтрельбицькийf65c9039-6c80-11e2-b4f5-002590591dd6. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Самоукорение и терпение
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Самоукорение и терпение"

Описание и краткое содержание "Самоукорение и терпение" читать бесплатно онлайн.



Всякий из нас хотел бы научиться терпению. Каждому понятно, насколько терпение важно для спасения. А значит, нам необходимо понимать: как оно рождается, воспитывается и укрепляется. Святые отцы открыли нам эту тайну, владея которой они сами претерпевали всевозможные нападения от бесов, от мира и от собственной плоти: для того, чтобы стяжать терпение, необходимо научиться самоукорению. Этому учит нас и святитель Игнатий (Брянчанинов) в своей статье «О терпении», помещенной в первой части книги. Яркие, потрясающие душу образцы христианского самоукорения читатель найдет в его «Плаче инока». Во второй же части сборника приведены примеры и плоды самоукорения из жизни уже современных нам христиан. Надеемся, что этот небольшой труд поможет многим из нас научиться одной из важнейших христианских добродетелей – самоукорению, от которого родится терпение.






Сергей Масленников

Самоукорение и терпение

Предисловие

Терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.

(Иак. 1, 4)

Как обрести терпение? Надо ли тренировать его в себе или просить его у Бога? А когда мы говорим страдающему человеку: «Желаю тебе терпения», – от этого оно увеличивается или нет? Иногда приходится слышать: «Нет больше терпения!» Опытные люди в ответ обычно говорят: «Проси терпение у Бога! Господь подаст!» А страдалец горько отвечает: «Просил, но терпеть больше не могу». Почему так? Может быть, просим неправильно? Откуда же оно все-таки берется?

А как мы сами терпим? Так ли, как советуем другим? Просим и получаем? А когда, в дни наших скорбей и неприятностей, кто-то пожелает нам терпения, то добавляется ли оно?

Оказывается, терпеть можно по-разному: с ропотом, с раздражением, по необходимости, ради выгоды, по страху, по хитрости… Всякое такое терпение исходит от естества, к которому примешиваются страсти, и спасительным оно не является. Но мы читаем в творениях святых, что бывает и терпение благодатное, являющееся даром Святого Духа, при котором мученики за веру претерпевали пытки с благодарением Богу и принимали смерть с радостью. Что это за особое состояние? Как его достичь? С таким даром всякие скорби и болезни можно было бы легко переносить!

Если бы мы сами точно знали, как обретается благодатное терпение и уже пользовались бы им, то не стали бы говорить такие нелепости, вроде: «Желаю тебе терпения», а точно и конкретно объясняли бы страдающему, как его приобрести. На деле же мы можем только советовать, а «приобретать» терпение сами не умеем, хотя, оказывается, сложного здесь ничего нет.

Очень точно, подробно и конкретно, как приобретается терпение, объясняет святитель Игнатий (Брянчанинов) в статье «О терпении». Всего несколько страниц, а такая глубина и значимость. Многие современные христиане читали это великое сокровище, но не поняли, не увидели его, значит, и последующие, более серьезные и сложные темы, останутся неусвоенными и применить их в жизни будет невозможно.

При внимательном чтении тайна легко открывается: для обретения терпения необходимо самоукорение. Научимся первому – и получим второе. Святитель Игнатий в деталях объясняет суть этого делания. А в «Плаче инока» он приводит яркие и потрясающие душу образцы правильного христианского самоукорения. Если же вдруг окажется сложным понять первоисточник, то читателю предлагается усвоить тему из второй части книги, в которой она изложена в более простой форме с примерами из жизни современных верующих людей.

Некоторые места в тексте подчеркнуты. Стоит обратить на них особое внимание.

Итак, поучимся самоукорению, чтобы иметь терпение.

Господь поможет!

Часть первая. Святитель Игнатий (Брянчанинов)

О терпении[1]

«Дом души – терпение: потому что она живет в нем; пища души – смирение: потому что она питается им», – сказал святой Илия Екдик.[2]

Точно: питаясь святою пищею смирения, можно пребывать в святом дому терпения. Когда же недостанет этой пищи, то душа выходит из дому терпения. Как вихрь похищает ее смущение, уносит, кружит. Как волны подымаются в ней различные страстные помыслы и ощущения, потопляют ее в глубине безрассудных и греховных размышлений, мечтаний, слов и поступков. Душа приходит в состояние расслабления, мрачного уныния, часто приближается к пропастям убийственного отчаяния и совершенного расстройства.

Хочешь ли неисходно пребывать в святом дому терпения? – Запасись пищею, необходимою для такого пребывания: стяжи и умножай в себе помышления и чувствования смиренные. Вид смирения, приуготовляющий к терпению скорбей пред пришествием их и способствующий к благодушному терпению скорбей по пришествии их, святыми отцами назван самоукорением.

Самоукорение есть обвинение себя в греховности, общей всем человекам и в своей частной. При этом полезно воспоминать и исчислять свои нарушения Закона Божия, кроме блудных падений и преткновений, подробное воспоминание которых воспрещено отцами, как возобновляющее в человеке ощущение греха и услаждение им.[3]

Самоукорение есть иноческое делание, есть умное делание, противопоставленное и противодействующее болезненному свойству падшего естества, по которому все люди, и самые явные грешники, стараются выказать себя праведниками и доказывать свою праведность при помощи всевозможных ухищрений. Самоукорение есть насилие падшему естеству, как служит ему насилием молитва и прочие иноческие подвиги, которыми Царствие Небесное нудится, и которыми нуждницы восхищают е (Мф. 11, 12).

Самоукорение имеет, при начале упражнения в нем, характер бессознательного механизма, то есть произносится языком без особенного сочувствия сердечного, даже в противность сердечному чувству; потом мало-помалу сердце начнет привлекаться к сочувствию словам самоукорения; наконец, самоукорение будет произноситься от всей души, при обильном ощущении плача, умалит пред нами и закроет от нас недостатки и согрешения ближних, примирит ко всем человекам и к обстоятельствам, соберет рассеянные по всему миру помыслы в делание покаяния, доставит внимательную, исполненную умиления молитву, воодушевит и вооружит непреодолимою силою терпения. Смиренными мыслями самоосуждения исполнены все молитвословия Православной Церкви. Но иноки уделяют ежедневно часть времени на упражнение именно в самоукорении. Они стараются при посредстве его уверить, убедить себя, что они – грешники: падшее естество не хочет верить этому, не хочет усвоить себе этого познания. Вообще для всех иноков полезно самоукорение: и для новоначальных, и для преуспевших, и для пребывающих в общежитии, и для безмолвников. Для последних опаснейшая страсть, потребляющая все делание их, есть высокоумие:[4] так, напротив, основная для них добродетель, на которой зиждутся и держатся все прочие добродетели, есть самоукорение. Потому-то авва безмолвников Нитрийских и сказал, что главнейшее делание их, по его усмотрению, есть постоянное самоукорение.[5] Самоукорение, достигнув полноты своей, искореняет окончательно злобу из сердца, искореняя из него совершенно лукавство и лицемерство, непрестающие жить в сердце, доколе самооправдание обретает в нем место. Преподобный Пимен Великий сказал, что ненавидение лукавства заключается в том, когда человек оправдывает ближнего, а себя обвиняет во всяком случае.[6] Изречение это основано на словах Спасителя: Спаситель наименовал всякого, осуждающего ближних, лицемером (см.: Мф. 7, 5). При самоукорении безмолвник увидит всех человеков святыми и Ангелами, а себя грешником из грешников, и погрузится, как в бездну, в постоянное умиление.

Превосходные образы самоукорения мы имеем в Рыданиях преподобного Исаии Отшельника[7] и в 20-м Слове святого Исаака Сирского. Святой Исаак, которого книга вообще содержит наставления для безмолвников, сделал такое заглавие своему Слову: Слово, содержащее в себе нужнейшее и полезнейшее повседневное напоминание безмолвствующему в келье своей и призволяющему внимать единому себе. «Некоторый брат, – говорит святой Исаак, – написал следующее и полагал это непрестанно пред собою в напоминание себе: «В безумии прожил ты жизнь твою, о посрамленный и достойный всякого зла человек! По крайней мере, охранись в этот день, оставшийся от дней твоих, принесенных в жертву суете, вне благой деятельности, обогатившихся деятельностью злою. Не вопроси об этом мире, ни о состоянии его, ни о монахах, ни о деятельности их, какова она, ниже о количестве подвига их, – не вдайся в попечение о чем-либо таком. Исшел ты из мира таинственно, вменился мертвым ради Христа: уже не живи более для мира, ниже для того, что принадлежит миру, да предварит тебя покой, и да будешь жив о Христе. Будь готов и приуготовлен понести всякое поношение, всякую досаду, и поругание, и укоризну от всех. Прими все это с радостью, как точно достойный этого. Претерпи с благодарением Богу всякую болезнь, всякую скорбь и беду от бесов, которых волю ты исполнял. Мужественно терпи всякую нужду и горесть, приключающиеся от естества. С упованием на Бога перенеси лишение потребностей тела, вскоре имеющего обратиться в гной. Это все восприими с благим произволением в надежде на Бога, не ожидая ни избавления, ни утешения иного. Возверзи на Господа все попечение твое (Пс. 54, 23), и во всех искушениях твоих осуди себя самого, как причину их. Не соблазнись ничем и не укори никого из оскорбляющих тебя: потому что ты вкусил от запрещенного древа и стяжал различные страсти. С радостью прими эти горести; пусть они потрясут тебя сколько-нибудь, чтоб ты усладился впоследствии. Горе тебе и злосмрадной славе твоей! Душу твою, исполненную всякого греха, ты оставил без внимания, как бы неосужденную, а других осудил и словом, и помышлением. Оставь эту пищу свиней, которою ты доселе питаешься. Что тебе за дело до человеков, о скверный! Как не стыдишься ты общения с ними, проведши жизнь безумно! Если ты обратишь внимание на это и все это будешь помнить, то, может быть, спасешься при содействии Божием. Если же нет, то пойдешь в темную страну, в селения бесов, которых волю ты исполнял бесстыдно. Вот! Я засвидетельствовал тебе все это. Если Бог праведно воздвигнет на тебя человеков воздать тебе за досады и укоризны, которые ты помыслил и произносил против них, то весь мир навсегда должен восстать против тебя. Итак, отныне престань (действовать, как действовал доселе) и претерпевай попускаемые тебе воздаяния». – Все это напоминал себе брат ежедневно, чтоб находиться в состоянии претерпевать, с благодарением Богу и со своею душевною пользою, искушения или скорби, когда они придут. Будем и мы претерпевать с благодарением попускаемое нам и получать пользу благодатью человеколюбивого Бога».[8] Самоукорение имеет то особенное, полезнейшее, таинственное свойство, что возбуждает в памяти и такие согрешения, которые были совершенно забыты или на которые не обращено было никакого внимания.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Самоукорение и терпение"

Книги похожие на "Самоукорение и терпение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Масленников

Сергей Масленников - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Масленников - Самоукорение и терпение"

Отзывы читателей о книге "Самоукорение и терпение", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.