» » » Гузелия Хузеева - Диагностика и развитие коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста


Авторские права

Гузелия Хузеева - Диагностика и развитие коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста

Здесь можно скачать бесплатно "Гузелия Хузеева - Диагностика и развитие коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство ЛитагентВладосdeb3a7bd-f934-11df-8c7e-ec5afce481d9, год 2014. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Гузелия Хузеева - Диагностика и развитие коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста
Рейтинг:
Название:
Диагностика и развитие коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста
Издательство:
ЛитагентВладосdeb3a7bd-f934-11df-8c7e-ec5afce481d9
Год:
2014
ISBN:
978-5-691-02074-2
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Диагностика и развитие коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста"

Описание и краткое содержание "Диагностика и развитие коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста" читать бесплатно онлайн.



В пособии дана методика формирования у ребенка младшего школьного возраста взаимоотношений с другими детьми и взрослыми. В издании приведены различные игровые ситуации способствующие формированию у младшего школьника положительного отношения к сверстнику; конструктивному сотрудничеству в школьном коллективе; умению выражать и достигать своей цели в общении, учитывая интересы других; закреплению навыков общепринятых культурных норм общения.

Пособие адресовано психологам и педагогам начальной школы.






Гузелия Хузеева

Диагностика и развитие коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста: психолого-педагогическая служба сопровождения ребенка

© Хузеева Г.Р., Быковская Е.В., Трошина А.А., 2014

© ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2014

© Художественное оформление. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2014

* * *

Введение

Одним из основных условий и факторов успешной социализации детей в школе является высокий уровень коммуникативной компетентности в общении со взрослыми и со сверстниками.

Выбирая общение объектом исследования, ученые осознают, что в современных условиях оно приобретает иное качество. Стремительное развитие информационных технологий, транзитивность современного общества предъявляет высокие требования к коммуникативным аспектам развития детей. Однако проблеме развития общения уделяется недостаточное внимание как в школе, так и в сфере научных исследований.

Учебный коллектив для младшего школьника является первой социальной группой, в которой дети объединяются общей учебной деятельностью. Именно в этом возрасте происходит глубокая перестройка всей структуры взаимоотношений между детьми. Развитие этих отношений идет в двух направлениях. В младшем школьном возрасте у ребенка впервые появляется обязательная общественно-значимая деятельность, формирование которой во многом определяется характером общения и взаимодействия с учителем, носителем норм, правил деятельности. Также, важнейшим условием развития остается общение со сверстниками и положение ребенка в группе. Удовлетворенность своим положением в группе сверстников является важнейшим показателем успешной социализации в школе. Сфера общения межличностных отношений требует особого внимания и целенаправленного формирования позитивных межличностных отношений со сверстниками.

Раздел I

Теоретические аспекты изучения коммуникативной компетентности

Коммуникативная деятельность детей младшего школьного возраста – центральная линия формирования коммуникативной компетентности

Коммуникативная деятельность имеет решающее значение в психическом развитии и в процессе социализации детей младшего школьного возраста.

В исследованиях М.И. Лисиной общение определяется как особый вид деятельности (коммуникативной деятельности), имеющий свои специфические структурные компоненты: потребности, предмет, мотивы и средства.

В рамках возрастной психологии можно выделить следующие основные направления изучения общения.

Первое – направлено на выявление значения общения в психическом развитии на разных этапах онтогенеза. Например, в рамках данного направления было изучено явление госпитализма. Многочисленные исследования этого явления показали, что недостаток общения ведет к нарушению всех сторон развития: физического, психического, социального.

Второе направление изучает условия и факторы, влияющие на общение на разных ступенях онтогенеза. Например, изучается, каким образом стиль общения взрослого с ребенком влияет на становление и развитие его потребности в общении. Также, в рамках данного направления изучается феномен популярности в группе сверстников как результат успешного общения. Выясняется, какие факторы способствуют, а какие мешают ребенку полноценно общаться и занять высокий статус среди сверстников.

Третье направление занимается изучением особенностей формирования общения на каждой стадии развития. Традиционно развитие общения рассматривают по следующим направлениям: общение со взрослыми и общение со сверстниками.

Остановимся на описании этих направлений поподробнее.

Значение общения в психическом развитии младших школьников.

Общение влияет на развитие всех сторон психического развития. Оно сказывается на развитии познавательной сферы (развитие высших психических функций), на эмоциональное благополучие человека и на познание себя и законов взаимоотношения между людьми. Если значение общения в познавательной и эмоциональной сфере с возрастом убывает, то общение в процессе познания себя и социальной действительности на протяжении жизни не теряет своей значимости.

В отечественной психологии общение рассматривалось, с одной стороны, как условие развития высших психических функций (Л.С. Выготский), с другой стороны, как особый вид деятельности, необходимый для познания себя и других (М.И. Лисина).

В рамках культурно-исторической концепции Л.С. Выготского общение рассматривается как одно из необходимых условий формирования высших психических функций. Согласно закону формирования высших психических функций, человек рождается с натуральной психикой, отличительными чертами которой является непосредственность, неосознанность, непроизвольность. Высшие психические функции, которые отличаются произвольностью, осознанностью, опосредованностью формируются в результате присвоения культурно-исторического опыта и проходят два этапа. Первый раз, с точки зрения Л.С. Выготского, ВПФ появляется в плане взаимодействия взрослого и ребенка, то есть в плане общения. Взрослый является носителем культурно-исторического опыта. Второй раз ВПФ появляется в плане внутреннем, то есть становятся частью сознания человека. Общение, по мнению Л.С. Выготского, предполагает не только воздействия взрослого как носителя знаковой функции, но и отношение ребенка к окружающей действительности. Л.С. Выготский определяет систему значимых отношений ребенка с окружающей действительностью на каждом возрастном этапе как социальную ситуацию развития. В каждом возрастном периоде, считает Л.С. Выготский, складывается своя особая социальная ситуация развития, которая, по его мнению, и определяет характер общения и взаимодействия ребенка со взрослым. Таким образом, общение рассматривается как необходимое условие развития познавательной сферы (Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Ж. Пиаже и др.).

Многочисленные зарубежные и отечественные исследования доказывают, что общение играет огромную роль в эмоциональной сфере человека. Прежде всего, это исследования, изучающие детей, которые по тем или иным причинам испытывали депривацию потребности в общении. Эмоциональные проявления детей, лишенных личностного общения были бедны, невыразительны, у таких детей отмечается менее точное различение эмоций взрослого, задержка дефференцировки положительных и отрицательных эмоциональных воздействий. На эмоциональное развитие также влияет характер общения. Зарубежные исследования доказывают, что дети, подвергавшиеся жестокому обращению со стороны взрослых, испытывали в дальнейшей жизни эмоциональные проблемы. Общения влияет на эмоциональное благополучие на протяжении всей жизни, но особое значение имеет именно в раннем возрасте и на протяжении детства.

Значение общения в процессе познания себя и законов социальной действительности (познание других людей, особенности взаимодействия, взаимоотношений между людьми) не уменьшается на протяжении жизни.

М.И. Лисина сделала деятельность общения предметом своих исследований. Она рассматривает общение как определенный самостоятельный вид деятельности и как условие формирования личности в целом. Целью общения, считает она, является познание себя и познание других людей. Взаимодействие с окружающими людьми является центральным компонентом целостного отношения ребенка к себе, к другим людям, к предметному миру в целом (М.И. Лисина, И.В. Дубровина, 1986).

Таким образом, общение имеет решающее значение для развития познавательной сферы (развитие высших психических функций), для эмоционального благополучия человека и для познания себя и познания законов взаимоотношения между людьми.

Младший школьный возраст определяется как важный этап социализации и развития коммуникативных способностей ребенка.

Роль общения усиливается с поступлением ребенка в школу, что обусловлено изменениями статусной позиции «ребенок – ученик», взаимоотношений в системе «учитель – ученик», в организации учебной и внеучебной деятельности, расширяющих контакты учащихся с окружающими людьми: родителями, учителями, сверстниками.

Посредством общения со взрослыми, в первую очередь учителя, идет воспитание основных достижений младшего школьного возраста. Прежде всего, согласно В.В. Давыдову, организации учебной деятельности школьника и основ теоретического мышления.

Общение со взрослым в младшем школьном возрасте определяет, согласно Л.И. Божович, формирование внутренней позиции школьника и произвольности всех психических процессов.

Исследуя роль сверстника в психическом развитии, Г.Г. Кравцов и Е.Е. Кравцова отмечают, что для овладения детьми новыми знаниями и навыками необходимы ситуации, в которых ребенок в коллективной деятельности с другими детьми выступает в роли носителя образцов и нормативов деятельности. Такая позиция позволяет ребенку реализовать максимально активное отношение к осваиваемой деятельности, что, в свою очередь, создает условия для перехода способности из «существующей» в «реально используемую».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Диагностика и развитие коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста"

Книги похожие на "Диагностика и развитие коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Гузелия Хузеева

Гузелия Хузеева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Гузелия Хузеева - Диагностика и развитие коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста"

Отзывы читателей о книге "Диагностика и развитие коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.