Александра Кудрявцева (Коробова) - Духовные стихи как жанр фольклора
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Духовные стихи как жанр фольклора"
Описание и краткое содержание "Духовные стихи как жанр фольклора" читать бесплатно онлайн.
Как и когда возникли духовные стихи, кто и о чем их пел? Единый ли это жанр фольклора? Что такое народная вера, согласно духовным стихам? Грех и добродетель, конец света и Страшный суд – как христианские понятия преломляются в духовных стихах. Эти и другие темы изложены в 17 лекциях. Книга написана по материалам специального курса, который в течение нескольких лет автор читала в Российском православном университете.
Лекция шестая. «Чудная Царице Богородице, приими наши слезы горючие…»:
Богородица в системе персонажей русских духовных стихов
Всматриваясь внимательнее в тексты духовных стихов, невольно продолжаешь задавать себе вопрос: «Но почему же, собственно, возникли, появились эти стихи? Какова была цель безымянных авторов и безвестных певцов? Восполнить „пробелы“ канонической божественной и житийной истории, одновременно сделав Священное Писание, Священное Предания и жития святых достоянием большего числа людей? Или же люди просто пели „о божественном“ своими словами, просто слагали стихи от полноты сердца, как рождается любая поэзия, как возникает любое настоящее творчество?» Мне думается, что, скорее, второе, нежели первое. И репертуар стихов о Богородице тому подтверждение.
Общеизвестно, что в Евангелии о Божией Матери говориться немного, а все сказанное, главным образом, связано с участием Богородицы в земной жизни Спасителя. В то же время в неканонических Евангелиях (от Никодима, например) и иных апокрифах более подробно говорится о земной жизни самой Богородицы. Есть и описания явлений неизвестных из Священного Предания – шествие Богородицы по аду… Так, на Руси были известны сказания/слова о Успении Богородицы, вопросы Варфоломея к Богородице (о тайне воплощения Сына Божия), житие Богородицы, хождение Богородицы по мукам и другие апокрифы63. Но существовали ли «житийные» стихи о Божией Матери, «восполняющие» канонические Евангелия? Нет. Целью создателей духовных стихов было не рождение полного «эпоса» истории Спасителя, Богородицы или святых, но ответы-подтверждения на животрепещущие вопросы веры. И ответы эти, порою, не совпадали с каноническими, были «приземлены» и ошибочны.
Богородица духовных стихов – это Матерь Божия, страдающая от земной смерти Сына (прежде всего, стих «Сон Богородицы»). Это всеобщая Матерь, Заступница и Просительница. Это Чудесная Помощница, Предсказательница и Нечаянная Радость мучеников и праведников (например, стихи о Егории Храбром64 и Алексее, человеке Божием65). Это одна из главных народных Ценностей и Святынь (стих «О трех гробницах»). И это суровая и неумолимая Обличительница грешников (эсхатологические стихи).
«Сон Богородицы» – один из самых известных в русской народной традиции сюжетов о Божией Матери66. Он известен и как апокриф – прозаическое повествование, бытующее в основном как рукописный текст, и как заговор, имеющий своей целью оберечь от дурного глаза или исцелить от недуга, и как духовный стих – поэтическое произведение, описывающее страдания Христа, провидчески приснившиеся Богородице.
В этом стихе Богородица обращается к Христу, чтобы Он подтвердил (или опроверг?) ее сон, который снится ей, по вариантам, в сакральных уголках света — в Вифлееме, в вертепе, в церкви Божией, у Христа за Престолом, или даже в раю. Христос на сон Пречистой отвечает, что так и будет: вначале Его будут мучить, и Он умрет, но потом воскреснет и Сам возьмет душу у почившей Богородицы. Крестные страдания и смерть Спасителя будут, по выражению стиха, как и по Евангельскому источнику, сопровождаться потрясением земли, разрушением престолов, разрыванием завесы…
Сюжет «Сон Богородицы», воплощаясь в разных жанрах и вариантах, отвечает одному из недоумений «простого верующего» – как могла Мать спокойно воспринять крестную смерть Сына. Казус в том, что из Евангелия мы знаем не о спокойствии Девы Марии, а, скорее, о Ее кротости, что не одно и тоже. В стихе же Богородица скорбит, словно обычная мать, необычно провидя, предвидя Крестные страдания Сына (по вариантам, еще находящегося в материнской утробе):
О Господи, Боже, Царь Небесный!
Нарекался жить-быть бессмертным:
Напрасную смерть получаешь,
Безвинную кровь проливаешь…67
Обычно этот вскрик материнского сердца остается риторическим. Однако встречается и ответ:
Я в муке не бывши свят (?) не буду,
Я в муке побывше свят (?) я буду.68
Скорбь Матери в стихе имеет и совсем земные очертания – скорбь одинокой старости:
Одную меня, матерь, покидаешь!
Хто же мою старость прибережует,
Хто мои мощи приспокоит,
Хто мою душу в царство вынет?69
Так же как и в священном Писании, Христос на Кресте поручает Божию Матерь заботам Иоанна Богослова (который в стихах иногда называется Иоанном Предтечей). Но тут Богородица не канонично отвечает:
Иван Предтечь мне не в надежды70
Иван Богослов мне не в начет71
Христос утешает Богородицу:
Сам к тебе, мати, с небес сойду,
Да Я Сам из тебя, мати, душу выну,
Погребу твои мощи со святыми /…/,
Положу Я твои мощи в плащаницу,
Напишу твой лик Я на икону,
Поставлю твой образ на престоле,
И будут на тебя Богу молиться,
И тебя будут, мати, поминати,
А Меня, Христа, прославляти72
Г. П. Федотов, комментируя похожий отрывок стиха, пишет: «по-видимому, народный певец совершенно не знает церковного предания, нашедшего выражение в апокрифах и в литургике о воскрешении Богородицы. Он совершенно отчетливо различает Ее душу и Ее «мощи»… И объяснение навязывается само собою. Народ не хочет уступать небу свое сокровище. Он хочет хранить на земле мощи Богородицы…»73. Не совсем в этом утверждении можно согласится. Думается, что ошибочное в народе мнение о наличии «мощей» Богородицы может быть, напротив, как раз связано с явлением, исходящим от литургической, точнее, иконописной традиции – каноном иконы Успения. В центре большинства Успенских икон расположен Христос, стоящий над телом Богородицы с запеленатым младенцем в руках – душою Пречистой Девы. Так, Христос берет Ее душу. О судьбе же тела икона не дает сведений… Второй момент – Плащаница Пресвятой Богородицы, стоящая во многих храмах. Возможно, в сознании средневековых верующих (и не только средневековых…) Плащаница соотносилась с покровом на раку святого, где покоятся его мощи. В то же время, праздник Успения не говорит явно о восхищении на небо тела Богородицы… И Плащаница Ее в течении определенного периода литургического года не износится в алтарь, подобно Господской…
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Современный заинтересованный читатель может познакомится с лучшими образцами духовных стихов по следующим сборникам: Стихи духовные / Сост. Ф.М.Селиванов – М.,1991. 336 с. и Голубиная книга: Русские народные духовные стихи Х1-Х1Х веков / Сост. Солощенко Л. Ф., Прокошин Ю. С. – М., 1991. 351 с. Среди классических собраний текстов духовных стихов необходимо сборники: Бессонов П. А. Калики перехожие: Сборник текстов и исследование. В. 1—6. М., 1861—1864 и Варенцев В. Сборник духовных стихов. СПб., 1860 или 1861.
2
Ф. М. Селиванов – ук. изд. С. 3.
3
Буслаев Ф. И. Русские духовные стихи //Его же. Избранное. О литературе – М., 1990. С. 294 – 349; Веселовский А. Н. * Разыскания в области русского духовного стиха / Сборник ОРЯ и С АН – СПб., Т. 20 1879, Т. 21 1880, Т7 28 1881, Т. 32 1883, Т. 46 1886, Т. 53 1891; Кирпичников А. И. О духовных стихах // Галахов А. История русской словесности древней и новой – М., 1894. Т. I; Порфирьев И. Произведения народной словесности, образовавшиеся под влиянием книжной. Духовные стихи //Его же. История русской словесности. Ч. I. Древний период. – Казань, 1876. С. 290—335; Соколов Ю. М. Духовные стихи//Его же. Русский фольклор – М., 1941. С. 284 —291; Сперанский М. Н. Духовные стихи //Его же. Русская устная словесность – М., 1917. С. 358 – 392; Яцимирский А. И. Духовные стихи //Христианство. Энциклопедический словарь. Т. I. М., 1993. С. 507—509 – Здесь приведены наиболее значительные работы общего характера с указанием последних изданий.
4
Федотов Г. П. Стихи духовные (русская народная вера по духовным стихам). Париж, l935. То же: М., 1991.
5
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Духовные стихи как жанр фольклора"
Книги похожие на "Духовные стихи как жанр фольклора" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александра Кудрявцева (Коробова) - Духовные стихи как жанр фольклора"
Отзывы читателей о книге "Духовные стихи как жанр фольклора", комментарии и мнения людей о произведении.