Авторские права

Альберт Елсуков - Социология

Здесь можно купить и скачать "Альберт Елсуков - Социология" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство ЛитагентВышэйшая школаdd258350-1b67-11e6-bded-0cc47a545a1e, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Альберт Елсуков - Социология
Рейтинг:
Название:
Социология
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-985-06-2398-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Социология"

Описание и краткое содержание "Социология" читать бесплатно онлайн.



Рассматриваются наиболее важные объекты научного исследования социологической науки: общество как социально-экономическая и социокультурная система, культура и ее аксиологические аспекты, личность и процессы ее социализации. Описываются первостепенные явления социальной жизни: стратификационная структура общества, институты и организации, общности и группы, социальные конфликты, специальные и отраслевые теории, виды и типы социологического исследования и др. Анализируются сущность и формы систем социального контроля и социального управления.

Для студентов учреждений высшего образования. Будет полезно магистрантам, аспирантам, преподавателям социогуманитарных дисциплин, научным работникам.






Люди, включенные в функционирование тех или иных структур, осуществляют свои функции не изолированно, а взаимодействуя друг с другом. Вследствие этого в пределах безличностных структур складывается определенная структура межличностных отношений. Именно посредством этих межличностных отношений, субъектами которых становятся реальные индивиды, приводятся в действие или, вернее, выполняются те или иные функции безличностной структуры.

Определенным видам общественных структур соответствуют и определенные виды общественных отношений – экономические, социальные, правовые, политические и идеологические. Каждая из структур социальной системы не только выполняет определенную функцию, но и придает этой системе в процессе ее отношений с другими структурами новое системное качество, не сводимое к качествам ее элементов. В то же время социальная система постоянно воспроизводит социальное качество своих структур и соответственно социальные качества индивидов и групп индивидов, включенных в их функционирование, т. е. субъектов социальных отношений.

Структура социальной системы как функциональное единство совокупности элементов регулируется присущими ей законами и закономерностями, обладает собственной детерминированностью. Вследствие этого существование, функционирование и изменение структуры не определяются законом, стоящим как бы «вне ее», а имеют характер саморегулирования, поддерживающего равновесие элементов внутри системы, восстанавливающего его при нарушениях и направляющего изменение этих элементов и самой структуры. Закономерности развития и функционирования данной социальной системы могут совпадать или не совпадать с соответствующими закономерностями социетальной системы, иметь позитивные или негативные социально значимые последствия для данного общества.

Определение основных закономерностей развития общества как системы приводит к значимым выводам[17]. Так, в истории человечества прослеживается определенная тенденция, суть которой в том, что на каждую последующую стадию развития общества уходит меньше времени, чем на предыдущую. Можно утверждать, что в эволюции общества существует закон ускорения социального развития, который гласит, что каждый последующий этап более краткий, сжатый во времени, чем предыдущий, а социальное время уплотняется, заполняясь все более новым и сложным содержанием.

История свидетельствует также о том, что различные страны и народы развиваются с неодинаковой скоростью: одни в своем развитии обгоняют своих соседей, другие отстают от них. Например, в условиях становления индустриальной цивилизации сначала вырвалась вперед Англия, затем – Германия, несколько позднее – Соединенные Штаты Америки. Причем в этот процесс истории человеческого развития различные подсистемы и структуры общества вступают не одновременно. В развитии человеческих обществ действует закон неравномерности экономического, политического, социального и духовного развития, вследствие чего одни страны и народы развиваются быстрее и интенсивнее, чем другие.

Наконец, наблюдение за развитием разных типов обществ приводит к выводу, что при всяких отклонениях от основного пути общественной эволюции существует определенная тенденция: восхождение от более низкой к более высокой ступени экономического, политического и культурного развития общества, которую определяют как социальный прогресс. Конечно, общество не развивается однолинейно; в нем действуют разнонаправленные социальные силы, общности, группы, преследующие разные, нередко противоположные, цели. От соотношения этих сил, их активности и организованности во многом зависит, пойдет ли общество по пути прогрессивного развития, остановится или двинется вспять, что называют социальным регрессом. Однако этот процесс более локальный, чем прогресс, он охватывает отдельные общества и небольшие промежутки времени. Что же касается социального прогресса, то это глобальный процесс, охватывающий все подсистемы общества во всех регионах, странах в их движении и развитии на всем протяжении исторического времени. Можно утверждать, что одной из важных закономерностей общества является присутствие в нем социальных прогрессивных течений.

1.2.2. Логика смены парадигм анализа общества

Вся история социологической мысли – это история поисков научных подходов и методов построения теории общества, отражающей реалии социальной жизни, которая сопровождалась разработкой различных концептуальных подходов к категории «общество». Представление об обществе развивалось по мере перехода от традиционного, предельно конкретного мышления к научным абстракциям. Традиционное мышление, имеющее конкретный характер, связывало понятие «общество» с государством, поскольку в течение многих столетий именно государство было основной формой, в которой развивалась жизнь людских сообществ.

С каждым новым этапом в теоретическом осмыслении общества социологическая мысль обращалась к его пониманию как sui generis («нечто своеобразное»). Такое понимание является исходным, несмотря на существенные концептуальные различия основных социологических парадигм теоретического мышления. В общем и целом признавая, что общество есть продукт взаимодействия людей, социологи как в прошлом, так и сегодня по-разному отвечают на вопрос о том, что конкретно служит первоосновой объединения людей в нем. Так, французский социолог Э. Дюрк-гейм видел ее в надындивидуальной общности коллективных представлений, чувств, верований, солидарности как «коллективном сознании», противостоящем природному эгоизму; американские социологи Т. Парсонс и Р. Мертон – в общности тех фундаментальных норм и ценностей, которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности; американский социолог Э. Шилз – в общности центральной власти, территориальной целостности и согласии центра и периферии; немецкий экономический историк и социолог М. Вебер – в ориентированных на других (т. е. социальных) действиях; английский социолог Э. Гидденс – в увязывании внутренних и внешних, субъективных и объективных параметров социального действия в рамках концепции действующего субъекта; польский социолог П. Штомпка – в концентрации внимания на движении и изменчивости общественных структур.

Логика смены парадигм (появление доминирующей парадигмы) в связи с новыми вызовами со стороны общества и необходимостью адекватных ответов на них наилучшим образом отражена П. Штомпкой в книге «Социология. Анализ современного общества» (2005). В процессе теоретического осмысления феномена «общество», продвигаясь по пути повышения абстрагирования в анализе общественного устройства, он выделяет семь ступеней в развитии абстрактного понимания общества[18].

Современное теоретическое мышление опирается на абстракции, возникающие в процессе отхода от конкретности. Первой ступенью теоретизирования является рассмотрение общества не как конкретной людской группы, а, скорее, как вида действительности, заявляющего о себе самыми разнообразными способами в различных общностях, формирующихся на разных уровнях и в разных формах (класс, общественный слой, этническая группа, ассоциация и др.).

Вторая ступень – понимание того, что нужно учитывать наличие между членами общества связей, зависимостей, отношений, соединяющих людей в нечто целостное как общественный организм. Основоположники эволюционизма О. Конт и Г. Спенсер пользовались при этом аналогиями с устройством организма. Поскольку биологический организм – это не просто сумма клеток, тканей, органов, а некая целостность, основанная на взаимосвязях и общих функциях, постольку и общество следует рассматривать не как простую сумму, совокупность отдельных людей, а как единый, функционирующий как нечто цельное общественный организм.

Философы О. Конт и Г. Спенсер исходили из того, что общество можно рассматривать как организм, который непрерывно растет и дифференцируется. Рост социального организма заключается в постепенном выявлении изначально заложенных в нем тенденций развития и идет от простого к сложному, от хаоса к упорядоченности, от одномерности к многомерному измерению, от расплывчатости к организации. Рост означает также прогресс – дифференциацию, совершенствование функционирования, более глубокую внутреннюю интеграцию, лучшую приспособленность общественного организма к окружению.

Таким образом, в середине XIX в. эволюционисты вводят в социологию понятие «социальное развитие». Рост социального организма рассматривается как разновидность развития, как процесс эндогенный, направленный и прогрессивный, представляющий собой реализацию потенциальных, присущих организму тенденций, ведущий через ряд этапов к все более совершенному состоянию общества. Критерием данного процесса выступает степень дифференциации структур и функций, а также связанная с этим растущая способность к адаптации.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Социология"

Книги похожие на "Социология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Альберт Елсуков

Альберт Елсуков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Альберт Елсуков - Социология"

Отзывы читателей о книге "Социология", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.