» » » Владимир Мельник - Основы идеологии белорусского государства


Авторские права

Владимир Мельник - Основы идеологии белорусского государства

Здесь можно купить и скачать "Владимир Мельник - Основы идеологии белорусского государства" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, социальное, издательство ЛитагентВышэйшая школаdd258350-1b67-11e6-bded-0cc47a545a1e, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Мельник - Основы идеологии белорусского государства
Рейтинг:
Название:
Основы идеологии белорусского государства
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-985-06-2213-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Основы идеологии белорусского государства"

Описание и краткое содержание "Основы идеологии белорусского государства" читать бесплатно онлайн.



Рассматриваются эволюция понятия «идеология», его современное значение и роль данного феномена в жизнедеятельности общества. Дается краткое изложение содержания основных идеологий современности. Анализируется государственная идеология как социально-политический феномен. Излагаются культурно-историческая (цивилизационная), политическая, экономическая и социогуманитарная составляющие идеологии белорусского государства.

Предыдущее издание вышло в 2011 г.

Студентам учреждений высшего образования. Может быть использовано в системе повышения квалификации и переподготовки кадров, а также широким кругом читателей.






Таким образом, К. Маркс и Ф. Энгельс квалифицировали идеологию, понимаемую как совокупность саморазвивающихся и производящих мир идей, в качестве ложного, т. е. не соответствующего действительному положению, сознания. Такому подходу они противопоставили понимание идей как представлений людей, порождаемых их реальным жизненным бытием. Классическая формулировка данного положения содержится в следующих словах К. Маркса: «Не сознание людей порождает их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» [8]. Основанные на данном методологическом принципе представления людей об окружающей их действительности и о происхождении и сущности идей принято называть материалистическим пониманием бытия и сознания людей. Очевидно, что оно противоположно по своей сути идеалистическому объяснению бытия и сознания людей. Разумеется, что те формы сознания, включая и диалектико-материалистическую философию, которые основываются на данном подходе к пониманию происхождения составляющих их содержание идей, представляют собой не непременно ложные и превратные представления; напротив, именно они содержат достаточно верное объяснение существующего мира и положения в нем познающего и действующего субъекта.

Заметим, что, стремясь отмежеваться от идеалистического понимания мира, свою систему воззрений сами К. Маркс и Ф. Энгельс не определяли как идеологию. Они полагали, что между наукой и идеологией всегда можно провести четкую линию – грань между истиной и ложью. К. Маркс, например, свое собственное исследование капитализма считал наукой. Энгельс совокупность содержащихся в их произведениях представлений о будущем бесклассовом обществе – социализме – и закономерностях его утверждения также назвал наукой [9]. Однако это не означает, что их социально-политическое учение не является идеологией в современном смысле этого понятия. Объективно классический марксизм как выражение социально-преобразовательных задач, связываемых с исторической миссией рабочего класса, нес в себе типичные черты идеологического феномена в современном его понимании.

К. Манхейм: идеология – продукт мышления групп людей

Значительный вклад в разработку понятия идеологии внес немецкий социолог Карл Манхейм. Он издал книгу под названием «Идеология и утопия» (1929), которая, по мнению исследователей, представляет собой первый и самый полный научный анализ феномена идеологии.

Карл Манхейм (1893–1947)

Выдающийся немецкий философ и социолог, классик теории идеологии. Обосновывал положение, согласно которому продукты и формы мышления групп людей определяются характером этих групп и их местом в существующей действительности; в итоге возникают разные «стили мышления» с отличающимися представлениями, ценностями и нормами. Выделил две специфические системы взглядов, связанные со стилями мышления, и обозначил их терминами «идеология» и «утопия». Идеология складывается у господствующей группы и представляет собой апологию существующего социально-политического порядка. Утопия – это негативный вариант идеологии, она формируется в сознании угнетенных групп людей, которых не удовлетворяет существующая действительность, и потому они заинтересованы в ее разрушении или преобразовании. Однако отличить одно от другого, по его же признанию, чрезвычайно сложно. Основные сочинения: «Идеология и утопия», «Человек и общество в эпоху преобразования», «Диагноз нашего времени», «Консервативная мысль».

Источники: Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 54–55; Манхейм, К. Идеология и утопия /К. Манхейм //Диагноз нашего времени. М., 1994.

Как пишет Манхейм, толчком для его обращения к проблеме идеологии и утопии послужил тот поразительный факт, что один и тот же мир может представляться различным наблюдателям разным. Он поставил задачу описать мышление не так, как оно показано в учебниках логики, а как действительно функционирует в качестве орудия коллективного действия в общественной жизни и политике.

Результатом предпринятого им исследования стал вывод о том, что «конкретное положение субъекта, его социальное бытие является одним из конститутивных [т. е. определяющих. – В.М.] факторов в формировании мнений, утверждений и знаний субъекта» [10]. При этом он установил факт обусловленности мышления групп людей – образа, типа их мышления[2] – характером этих групп и их положением в окружающей действительности. Предметом такого мышления групп людей всегда являются ими же выделяемые элементы существующей действительности, которые имеют для данных групп реальную значимость, а результатом мышления – понимание и объяснение ими этой действительности, осознание своего положения в ней, выражение своего отношения к ней и обоснование отвечающего их интересам социально-политического порядка. Именно такого рода мысли, мнения и представления групп людей среди всего многообразия идей, согласно Манхейму, и составляют содержание той или иной идеологии. Иными словами, идеология есть продукт (идеи, понятия, представления, принципы, цели) такого способа мышления групп людей, при котором эти группы воспринимают, объясняют и оценивают явления окружающей их действительности с позиций своего положения в ней, своих жизненных потребностей и интересов.

Вполне вероятно, полагает Манхейм, что мысль о наличии феномена, названного им идеологией, возникла в сфере повседневного опыта политической практики. В подтверждение он ссылается на пример эпохи Возрождения, когда в среде соотечественников Макиавелли это же наблюдение получило свое выражение в поговорке: в palazzo (во дворце) мыслят иначе, чем на plazzo (на площади). Из этого факта Манхейм делает вывод о том, что индивиды, независимо от того, сознают они это или нет, воспринимают мир под углом зрения той группы, с которой они себя идентифицируют.

К. Манхейм о мышлении групп людей

«Люди, живущие в группах, сосуществуют не просто физически, в качестве дискретных индивидов. Люди воспринимают предметы окружающего мира не на абстрактном уровне созерцательного разума и не только в качестве отдельных индивидов. Напротив, они действуют совместно – друг с другом и друг против друга – в различных по своей организации группах и, совершая эти действия, мыслят друг с другом и друг против друга. Эти связанные в группы индивиды стремятся в соответствии с характером и положением группы, к которой они принадлежат, либо изменить окружающий их мир природы и общества, либо сохранить его в существующем виде. Направленность этой воли в сторону изменения природы и общества или сохранения их неизменными, эта коллективная деятельность и способствует возникновению проблем, понятий и форм мышления людей определенной группы. В соответствии со специфической коллективной деятельностью, в которой участвуют люди, они склонны различным образом видеть окружающий мир».

Источник: Манхейм, К. Идеология и утопия /К. Манхейм// Диагноз нашего времени. М., 1994. С. 9.

Как видно, К. Манхейм, вслед за К. Марксом и Ф. Энгельсом, признает наличие в структуре сознания социального субъекта (коллективного или индивидуального) идей – определенных мнений, утверждений и представлений, – обусловленных не присущими явлениям объективной действительности свойствами, а характером субъекта и его положением в системе общественных отношений. Такого рода идеи он также обозначает термином «идеология». Однако, в отличие от Маркса и Энгельса, он не отбросил их как «ложное сознание» и потому не представляющие по сравнению с позитивным знанием никакого практического значения, а, напротив, рассмотрел в них особый феномен, выполняющий важную функциональную роль в жизнедеятельности субъекта.

Таким образом, согласно К. Манхейму, идеология – это продукт мышления определенных групп людей, содержание которого, как и тип их мышления, обусловливается характером этих групп и их положением в существующей действительности. Предметом мышления определенной группы людей, которое можно определить как идеологическое мышление, являются те элементы действительности, которые представляют для нее практический интерес. В качестве результата данного мышления выступает определенное понимание и объяснение данной группой существующей действительности, осознание своего положения в ней и выражение своего отношения к ней. В этом состоит суть идеологии как социально-духовного феномена, ее родовой признак и «решающий критерий того, что во всей совокупности идей является идеологией» [11].

Данные положения так или иначе находятся в основе всех последующих интерпретаций феномена идеологии. Встречающиеся же отступления от него означают не что иное, как использование термина «идеология» для обозначения каких-либо иных социальных явлений. Поэтому не будет преувеличением сказать, что благодаря К. Манхейму понятие «идеология» заняло свое место в ряду важнейших категорий политической науки.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Основы идеологии белорусского государства"

Книги похожие на "Основы идеологии белорусского государства" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Мельник

Владимир Мельник - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Мельник - Основы идеологии белорусского государства"

Отзывы читателей о книге "Основы идеологии белорусского государства", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.