» » » » Коллектив авторов - Институциональные изменения в экономике российских регионов


Авторские права

Коллектив авторов - Институциональные изменения в экономике российских регионов

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Институциональные изменения в экономике российских регионов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Экономика, издательство ЛитагентЭкономический факультет МГУe39042c3-2327-11e6-9614-0cc47a545a1e, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Институциональные изменения в экономике российских регионов
Рейтинг:
Название:
Институциональные изменения в экономике российских регионов
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-5-7218-1329-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Институциональные изменения в экономике российских регионов"

Описание и краткое содержание "Институциональные изменения в экономике российских регионов" читать бесплатно онлайн.



В монографии представлены результаты анализа институциональных изменений, произошедших в экономиках субъектов РФ в течение последнего десятилетия. Исследуются изменения, имевшие место как в общих условиях хозяйствования (миграция, инвестиционный климат, частно-государственное партнерство, производство государственных услуг, муниципальное управление), так и в условиях ведения инновационной деятельности (региональное инновационное законодательство, координация предпринимательской деятельности, организационная поддержка инноваций).

Материалы, представленные в монографии, могут быть полезны как исследователям, занимающимся проблематикой институциональных изменений, так и учащимся экономических вузов при изучении курсов по национальной экономике и институциональной экономике.






Таблица 1.5. Динамика рождаемости и смертности в Республике Коми в 2006–2012 гг.[51] (человек)


Тем не менее, несмотря на рост рождаемости и снижение смертности, в Республике Коми в течение ряда лет наблюдалась естественная убыль населения и только с 2011 г. появился естественный прирост в регионе на 686 человек. В 2012 г. также наблюдался естественный прирост населения, который составил 1698 человек. Рождаемость в регионе по сравнению с 2011 г. увеличилась на 5,51 %, в то время как снижение общей смертности составило 2,96 %.

Благодаря реализации государственной политики по стимулированию рождаемости, проводимой в Республике Коми, удалось достичь стабилизации демографической ситуации. Среди основных мер государственной политики, используемых в регионе, необходимо отметить увеличение размера пособий по уходу за ребенком, введение системы «родовых сертификатов», выплата материнского капитала и регионального материнского капитала, ежемесячная денежная выплата в размере прожиточного минимума семьям при рождении у них третьего и последующих детей (с 1 января 2013 г.) и др.

Несмотря на улучшение за последние годы показателей рождаемости и снижение уровня смертности, в регионе сохраняется тенденция к сокращению численности населения за счет миграционного оттока, вызванного реализацией Региональной программы переселения граждан Республики Коми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 700[52].

В 2010 г. в Республике Коми переселение граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в регионы с более благоприятным климатом проводилось за счет следующих источников:

– средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»;

– средств государственной поддержки угольной отрасли[53].

Переселение жителей Республики Коми за счет средств федерального бюджета производилось посредством предоставления им государственных жилищных сертификатов, дающих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья на общую сумму 1298,2 млн рублей.

Закон Республики Коми от 1 декабря 2011 г. № 117 «О некоторых правах правительства Республики Коми по реализации Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установил очередность выдачи жилищных субсидий. В первую очередь субсидии предоставлялись гражданам, имеющим инвалидность, затем пенсионерам, далее безработным жителям и в последнюю очередь – работающим гражданам региона.

Для исполнения нормативных правовых актов и иных решений Правительства РФ по вопросам регулирования миграционных отношений Указом главы Республики Коми № 26[54] была создана Межведомственная комиссия. В сферу деятельности комиссии вошли вопросы, связанные с добровольным переселением соотечественников, проживающих за рубежом, легализацией трудовой миграции, а также с проведением мониторинга в этой области на всей территории региона.

Республика Коми является регионом-донором для остальных субъектов Российской Федерации, имея отрицательное сальдо миграции со всеми федеральными округами страны, кроме Дальневосточного федерального округа. Жителей региона привлекают такие города, как Москва и Санкт-Петербург, а также Московская, Ленинградская, Белгородская, Кировская, Ярославская области и Краснодарский край.

Так, с учетом миграции населения Республика Коми только за 11 месяцев 2012 г. потеряла 8,5 тыс. человек. Для сравнения: приблизительно столько же проживает в самом небольшом по численности Койгородском муниципальном районе республики[55].

Миграционный отток населения из региона не только снижает общую численность населения субъекта Федерации, но и оказывает влияние на качественный состав населения. В последние годы в республике наблюдается «старение» населения. Наиболее мобильными являются жители Республики Коми в трудоспособном возрасте. По данным территориального органа Росстата по Республике Коми, регион в основном покидают граждане трудоспособного возраста, составляющие около 80 % миграционных потерь, причем в основном квалифицированная часть трудового потенциала. Каждый четвертый мигрант трудоспособного возраста, уехавший из региона, имел высшее и незаконченное высшее образование, каждый третий – среднее специальное образование[56].

Основными причинами для смены места жительства трудоспособного населения являются климатические и социально-экономические различия уровня жизни в регионах. Их привлекают территории, способные обеспечить более высокий уровень и качество жизни: возможность найти достойную работу с высоким уровнем оплаты труда, предоставление социальных благ (обеспеченность жильем, детскими дошкольными и образовательными учреждениями, объектами здравоохранения, культуры, наличие развитой инфраструктуры).

В то же время, в 2011 г. почти во всех регионах Северо-Западного федерального округа наблюдалось увеличение объемов инвестиций, кроме Санкт-Петербурга и Новгородской области. Республика Коми заняла 1-е место среди регионов Северо-Западного федерального округа по темпам роста инвестиций в основной капитал.

В 2011 г. среднедушевые денежные доходы населения в Республике Коми составили 23,7 тыс. рублей в месяц и превысили средний показатель по России (20,7 тыс. рублей) в 1,14 раза. Уровень среднедушевых денежных доходов населения в Республике Коми остается одним из самых высоких в федеральном округе. В 2011 г. по уровню среднедушевых денежных доходов населения республика занимала 3-е место среди регионов Северо-Западного федерального округа после Санкт-Петербурга и Мурманской области.

В 2011 г. средний размер пенсии в Республике Коми составил 10 502 рубля, что выше среднероссийского уровня (8278 рублей) на 26,9 %. Реальный размер пенсии в регионе в декабре 2011 г. вырос по сравнению с уровнем декабря 2010 г. на 4,1 % (в Российской Федерации – 2,7 %).

Разработана долгосрочная республиканская целевая программа «Стимулирование развития жилищного строительства в Республике Коми (2011–2015 годы)», предусматривающая предоставление социальных выплат работникам организаций, которые финансируются за счет средств республиканского или местных бюджетов. Социальные выплаты предусмотрены также семьям или одиноким родителям при рождении или усыновлении детей, а также гражданам на компенсацию части затрат по выплате кредитов на строительство или приобретение жилья.

В 2012 г. в регионе было построено и введено в действие 85,5 тыс. кв. метров общей площади жилых домов, что на 26,1 % меньше уровня 2011 г. Ввод жилья на селе составил 27 тыс. кв. метров, в том числе 25,8 тыс. кв. метров – за счет индивидуального жилищного строительства. Однако среди регионов Северо-Западного федерального округа меньше, чем в Республике Коми, было построено жилья только в Мурманской области (22,7 тыс. кв. метров). В остальных регионах федерального округа наблюдалось увеличение объемов построенного жилья.

Распоряжением правительства Республики Коми от 1 февраля 2011 г. № 18 была утверждена Концепция кадровой политики[57], разработанная в целях реализации в республике единой кадровой политики и направленная на удовлетворение потребности экономики в профессионально подготовленных специалистах. Численность экономически активного населения в Республике Коми несколько выше, чем в среднем по Российской Федерации. В 2011 г. она составила 531,0 тыс. человек (70,1 % населения в возрасте от 15 до 72 лет), в целом по России эта цифра составляет 68,3 % населения.

Развитие малого бизнеса за последние 5 лет не смогло компенсировать сокращение числа рабочих мест в реальном секторе экономики. Сфера занятости населения региона в основном определяется деятельностью крупных и средних предприятий. Трудоспособное население проявляет интерес к свободным рабочим местам, использующим вахтовый метод работ или предоставляющим жилье. Все эти факторы оказывают существенное влияние на развитие рынка труда в регионе.

В конце 2011 г. численность официально зарегистрированных безработных в Республике Коми составила 10,7 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы на 1 января 2012 г. в среднем по региону составил 2,0 %, на 1 января 2013 г. – 1,6 %.

На территории Республики Коми в целом сохраняется значительная дифференциация уровня регистрируемой безработицы. Самый низкий уровень безработицы был зарегистрирован в городах Ухте – 0,5 % и Сыктывкаре – 0,7 %, самый высокий – в Троицко-Печорском районе – 6,7 %. В 2011 г. уменьшение численности безработных наблюдалось в 16 из 20 муниципальных образований Республики Коми. Это произошло за счет увеличения на 10,5 % по сравнению с 2010 г. потребности в работниках, заявленных предприятиями и организациями региона. В Ижемском, Усть-Цилемском, Койгородском районах и в городе Вуктыл зафиксирован незначительный рост численности зарегистрированных безработных граждан.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Институциональные изменения в экономике российских регионов"

Книги похожие на "Институциональные изменения в экономике российских регионов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Институциональные изменения в экономике российских регионов"

Отзывы читателей о книге "Институциональные изменения в экономике российских регионов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.