Коллектив авторов - Философия

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Философия"
Описание и краткое содержание "Философия" читать бесплатно онлайн.
Излагается полный курс философии, структурированный в соответствии с государственным образовательным стандартом и новыми требованиями экспериментальной типовой программы интегрированного модуля «Философия». Содержит информацию о ведущих разделах философского знания: онтологии (учение о бытии), гносеологии (учение о познании), философской антропологии (учение о человеке), социальной философии и философии истории. Использованы новейшие достижения мировой философии. Авторы обращают внимание на трансформацию проблем современной научной и философской мысли в связи с процессами глобализации экономики, политики и культуры на рубеже XX–XXI в.
Первое издание вышло в 2013 г.
Студентам учреждений высшего образования, магистрантам, преподавателям высшей школы, всем, интересующимся актуальными проблемами философии.
Постмодернисты отмечают, что наука и научное знание перестали быть самоценностью. Сегодня показателем их успешного развития является не истина, а польза. Изменилось не только отношение общества к науке – изменились сущность и содержание самой науки. Современная наука все чаще предлагает теории, имеющие высокую степень абстракции. Такие теории являются семиотическими (знаковыми) системами, не имеющими соответствующей чувственно-образной интерпретации, т. е. относительно их нельзя ответить на вопрос, какие явления или фрагменты реальности они описывают. Многие из таких теорий, отмечают постмодернисты, появляются не благодаря творческой активности субъекта, а благодаря системе связей, которая возникает в результате взаимодействия существующих теорий в зоне их контактов, поэтому процесс научного познания можно рассматривать как взаимодействие знаковых систем, которое не требует участия субъекта, а науку – как языковую игру. Поскольку в зоне взаимодействия теорий может появиться несколько систем связей, возможно существование и нескольких истин. Постмодернизм отстаивает идею принципиального плюрализма научных истин.
Идея плюрализма истин, как считают представители постмодернизма, хорошо подходит и к гуманитарному познанию. Каждый текст, указывают они, потенциально имеет множество равнозначных интерпретаций, поскольку к нему можно «подключить» различные исторические, социологические, психологических и другие концепции. В процессе интерпретации происходит взаимодействие текстов друг с другом, текста и автора, текста и читателя, формируются смыслы. Наличие связей, благодаря которым тексты могут ссылаться друг на друга, получило название интертекстуальности. Понятие «интертекстуальность» было предложено французским философом Ю. Кристевой в 1967 г. Феномен интертекстуальности лишает смысла не только проблему правильного толкования текста, но и проблему истины, а интерпретация превращается в бесконечное путешествие (кочевание) по текстам. Но именно интертекстуальность, согласно представителям постмодернистской философии, адекватно отражает образ жизни современного человека, который вынужден постоянно переходить от одной информации к другой, третьей и так до бесконечности.
Отдельно рассматривая вопрос о социальном познании, постмодернисты утверждают, что не существует мышления, свободного от социальных и политических факторов, поскольку никакая власть не может существовать без добывания, присвоения, распределения и сокрытия знания (М. Фуко). Поэтому ученый, занимающийся социальными проблемами, не может претендовать на объективность: он всегда политически ангажирован, обслуживает интересы тех или иных социальных групп. Понятия «ложь» и «истина» вообще не применимы к социальному познанию. Истина – всего лишь соглашение, установленное властью господствующих групп.
Определяя роль культуры в современном обществе, постмодернизм формулирует парадоксальное утверждение: чем больше культуры, тем меньше творчества и свободы. Включаясь в культуру, человек осваивает нормативные рамки, принуждающие его мыслить и поступать определенным образом. Даже сознательно ориентируясь на создание принципиально нового, человек постоянно сверяет и согласует свои результаты с тем, что уже есть. Поскольку в реальной действительности никакой свободы нет, в качестве идеала, считают постмодернисты, необходимо выбрать абсолютную свободу, свободу от всего – от политических, правовых, нравственных и других норм и традиций.
Рассуждая о творчестве, постмодернисты подчеркивают, что оно имеет место только в том случае, если есть процесс рождения первоначального, абсолютно нового смысла, когда художник впервые предлагает какие-то новые идеи, сюжеты и образы. Современный же автор имеет дело не с «чистым» материалом, а с материалом, уже «обработанным» предшествующей культурой. Культурой обусловлен и внутренний мир самого художника. Кроме того, возможности копирования и тиражирования, существующие в современном обществе благодаря техническим достижениям, лишают творчество одного из важнейших признаков – уникальности и неповторимости. Произведения современных авторов – это совокупность заимствований, «цитат» из ранее созданного, поскольку что-то принципиально новое создать уже невозможно. В связи с этим художник сам должен вполне осознанно стремиться к компиляции, цитированию, эклектизму, созданию ремиксов и ремейков. Процесс художественного творчества сводится постмодернизмом к совокупности процедур: расчленению культурного наследия на ряд составляющих, произвольному оперированию полученными частями, созданию из них новых комбинаций, смещению и перестановке акцентов. Именно такой смысл вкладывает Ж. Деррида в свою идею деконструкции. По его мнению, деконструкция должна стать основным принципом любого вида интеллектуальной деятельности.
Рассматривая состояние современной западной культуры, постмодернисты оценивают его как кризисное. Одну из причин кризиса они усматривают в фаллоцентризме (доминировании мужского начала), который, по их мнению, обусловливает агрессивный и репрессивный характер западной культуры. Поэтому общество, убеждены представители постмодернистской философии, нуждается в обеспечении реального равноправия мужчин и женщин и адекватном отражении этого равноправия в культуре.
Постмодернисты стремятся передать остроту переживаний, которые испытывает человек западной цивилизации, столкнувшись с кризисом ее системы ценностей. Они подчеркивают, что ценности эпохи модерна в виде просветительских идеалов свободы, гуманизма, равенства, прогресса, рациональности сохраняются в культуре лишь формально, но реально они потерпели крах. Но поскольку постсовременнное общество не способно предложить новые идеалы и ценности, человек в поисках смысла своего существования вынужден обращаться к культурным образцам прошлого, перебирать их и всякий раз обнаруживать, что ни один из этих образцов в настоящее время не подходит. Обращение к культуре оборачивается скольжением по ее поверхности, своеобразной игрой с культурой. Человек помимо своей воли оказывается в ситуации невозможности и бессмысленности выбора, поскольку для выбора у него нет оснований в виде системы ценностных координат. Согласно представителям постмодернизма, человеку, находящемуся в такой сложной ситуации «ценностной неприкаянности», следует сформировать у себя ироническое отношение ко всему, что происходит.
Анализируя общество постсовременности, представители постмодернистской философии подчеркивают, что оно является необычайно сложным, неопределенным и хаотичным. В таком обществе нет развития, поскольку в нем нельзя выделить доминирующий вектор. История принципиально нелинейна – делает вывод постмодернизм. История «симультанна» (от фр. simultane – одновременный), уточняет Дж. Ваттимо, поскольку в ней одновременно происходят самые различные, не связанные друг с другом события. Итальянский философ подчеркивает, что ее специфической чертой является случайность. История «радикально прерывна», считает М. Фуко, так как она распадается на дискретные, автономные эпохи. Согласно постмодернизму, постсовременность (постистория) не знает своего будущего, к прошлому она относится с иронией, «играет с ним», ее удел – настоящее.
Модуль 4. Философия и национальное самосознание
Глава 4.1. Философская мысль Беларуси
4.1.1. Особенности становления философской мысли Беларуси
История восточной и западноевропейской философии показывает, насколько тематика, стилистика и достижения философского мышления тесно связаны с особенностями общей картины мира, системами ценностей, содержанием общих понятий, сформированных в той или иной культуре или цивилизации.
Это касается и процессов развития славянских культур, имеющих фундаментальные общеславянские черты, но в то же время и особенности, выражающиеся прежде всего в контурах локально-цивилизационных процессов, сформировавших восточнославянский мир с его неповторимыми по своим оттенкам и самобытности мировоззрением и ментальностью. В рамках восточнославянского мира происходило развитие этнонациональных культур – белорусской, русской, украинской со спецификой их исторических судеб, обусловившей своеобразие философского знания. И если на первых этапах развития восточнославянских культур философская мысль формировалась в рамках традиционной религиозно-мировоззренческой традиции, то позднее тенденции их исторического бытия оказались в состоянии противоречивых отношений с собственными культурно-философскими поисками и философскими идеями, возникшими в лоне культуры Западной Европы.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Философия"
Книги похожие на "Философия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Философия"
Отзывы читателей о книге "Философия", комментарии и мнения людей о произведении.