» » » » Михаил Выдренков - Сия жестокая бора


Авторские права

Михаил Выдренков - Сия жестокая бора

Здесь можно купить и скачать "Михаил Выдренков - Сия жестокая бора" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Путешествия и география, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Сия жестокая бора
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Сия жестокая бора"

Описание и краткое содержание "Сия жестокая бора" читать бесплатно онлайн.



12 января 1848 г. в Новороссийской бухте случилась одна из самых страшных трагедий русского флота. Во время аномально жестокого урагана в истории потерпела крушение эскадра Черноморского флота. Более 50 человек утонули, борясь со стихией. Уникальные исторические материалы легли в основу этой книги. «Подобного ужасного случая никогда еще не было!» Адмирал М. П. Лазарев






16-пушечная шхуна. Заложена 10.2.1837 г. в Николаевском адмиралтействе. Строитель С. И. Чернявский. Спущена 12.6.1838, вошла в состав Черноморского флота. В 1838—1840 и 1844—1848 гг. ежегодно в составе отрядов действовала у Кавказского побережья. 22.5.1840 с эскадрой вице-адмирала М. П. Лазарева участвовала в высадке десанта в устье р. Псезуапе. В 1841 и 1842 гг. находилась в Греции в распоряжении русской миссии. В 1844, 1845 гг. в составе эскадр находилась в практических плаваниях в Черном море. Командир: А. Е. Данилевский (с 1846 г.).


Тендер «Струя»

ТТХ: длина – 21,4 м, ширина – 7,3 м,

осадка – 3,9 м. Вооружение: 12 орудий.

Заложен 12.9.1834 в Николаевском адмиралтействе. Строитель Г. Иванов. Спущен 13.7.1835, вошел в состав Черноморского флота. В 1836, 1837 гг. в составе отрядов действовал у Кавказского побережья. В 1838 и 1839 гг. находился в практических плаваниях в Черном море. В 1840 и 1841 гг. находился в Греции в распоряжении русского посланника, плавал в Архипелаге. В 1842 г. занимал брандвахтенный пост в Евпатории. В 1844—1848 гг. ежегодно в составе отрядов действовал у Кавказского побережья. Командир: П. А. Леонов (с 1844 г.).

Письмо адмирала М. П. Лазарева

2 февраля 1848 г.

«…В течение этой зимы отряд наш у абхазских берегов потерпел необыкновенные несчастья в Новороссийской бухте в бывшую там бору или, лучше назвать, жестокий ураган с 12 на 13 января, последствием коего было то, что выкинуло на берег корвет „Пилад“, бриг „Паламед“, пароход „Боец“ и транспорт „Гостогай“, а тендер „Струя“ затонул на бриделе со всем экипажем, командиром и офицерами! Подобного ужасного случая никогда еще не было! На берегу сорвало все крыши даже со стропилами, а стекла в окнах, так сказать, вдавило внутрь! Не знаю – успеют ли спасти хоть одно из потерпевших крушение судов, до такой степени это сомнительно, что и ожидать даже невозможно. Бедная „Струя“! Если бы он [командир] догадался ночью отдать свои цепи у бочки, то хоть и разбило бы его [тендер] на берегу, но спаслись бы люди! Если ко всему этому, т. е. к ужасному этому урагану, прибавлю вам, что морозу тогда было 14°, то вы можете представить себе, в каком положении суда наши в Новороссийске находились и что они вытерпели!..»


Из письма М. П. Лазарева

капитану 2—го ранга В. И. Истомину1

о крушении кораблей в Новороссийской бухте [1]

Адрианопольский мирный договор

2 сентября2 1829 г. Адрианопольский мирный договор завершил русско—турецкую войну 1828—1829 гг.

Статья IV договора гласит:

«…Весь берег Черного моря от устья Кубани до пристани Св. Николая включительно пребудет в вечном владении Российской империи».

Эскадра

Из записки лейтенанта Н. И. Сущева о крейсерстве судов Черноморского флота у кавказских берегов [После 1847 г.]


…По окончании войны с турками, в 1830 г., крейсирующий отряд получил назначение более деятельное и достойное. Анапа, служившая арсеналом турецкого оружия для горцев и рынком невольниц для турок, была разгромлена русскими в 1828 г. и занята нашими войсками. Сильный гарнизон сделал ее значительным пунктом на севере и грозным для непокоренных племен. В то же время [было] предположено принять решительные меры против подвоза пороха, оружия и снарядов к кавказскому берегу и против торга невольниками. Вследствие этого и положение Сухумского отряда должно было измениться… Поэтому состав кавказской эскадры получил лучшее устройство: суда снаряжали крепкие, надежные, моряков выбирали заслуженных и опытных. Северо—восточный берег с крепостью Анапа и укреплением Гагры (первыми местами, занятыми по линии) был назначен исключительно для наблюдений отряда.

Кроме того, от крейсеров требовалась беспрерывная деятельность и движение. Торговля иностранных судов с черкесами была объявлена запрещенной, и крейсера обязаны были не допускать флаги других наций к кавказскому берегу и захватывать контрабандные суда. Продажа и перевоз невольников, производимые черкесами на их чектырмах в Анатолию, также вверялись бдительности крейсирующих командиров для совершенного уничтожения [этого]…

…Особенное внимание высшего начальства обратилось вдруг на кавказскую береговую линию. Целые дивизии, предводительствуемые главными начальниками Черноморского флота, стали ежегодно приходить с десантом для занятия новых мест по берегу. Явились двигатели к прямой пользе: адмиралы, с верным и строгим взглядом на вещи, капитаны, с примерною ревностью к своею делу. Они действовали на массу, и крейсирующая эскадра получила скоро новое и настоящее образование. Флагманам предоставлено постоянное, личное наблюдение за спокойствием по линии и за исправностью отряда. Крейсера получили подробные, ясные инструкции, где, кроме взятия контрабандных судов, на них возложена обязанность постоянно наблюдать за укреплениями, находящимися на их дистанции, и подавать немедленную помощь при появлении горцев.

В 1838 г. наши войска заняли Новороссийск. Обширная бухта его, закрытая от морских ветров и лежащая в кругу действий против черкес и вблизи от Крыма, представила значительные удобства его перед Сухумом крейсирующему отряду; почему Новороссийск и назначен был вместо Сухума для временного пребывания отрядного командира и для освежения крейсеров.

С этого времени начался настоящий период кавказского крейсерства, в котором эта эскадра постоянно является уже с духом деятельности и стремления к положительной пользе и служит надежною подпорою для укреплений и сильною рукою во всех действиях, совершающихся по берегу. Адмиральский фрегат бессменно носится вдоль линии, опрашивая о положении сомнительных укреплений. Всякий крейсер представляет самим собою явление, которое столько веков безуспешно отыскивали ученые: «вечное движение»; и кавказский берег с его поселениями, опоясанный такою летучею эскадрой, находится в положении, совершенно обеспеченном и в отношении продовольствия, доставляемого исправно на кавказских транспортах, и со стороны неприязненных покушений на форты, которые общими силами с моря и берега вовремя предупреждаются или отражаются смело и решительно.

Теперь, наблюдая за каждым крейсером, вы увидите всякий день, как он встречает и опрашивает суда, показывающиеся на горизонте; потом вы следите за ним, когда он змеей извивается перед бухтами и ущельями около берега, высматривая, не готовится ли где чектырма к спуску на воду. После того он бежит к береговым укреплениям на его дистанции, узнает об их состоянии и предлагает услуги. Если сильные скопища горцев показываются перед фортом, крейсер бросает якорь у самого берега, свозит десант или обстреливает укрепление и вместе с ним отражает неприятеля.

Призы и чектырмы стали чаще показываться на буксире у крейсеров и реже выходить из своих ущелий и балок… [2].

О боре у восточных берегов Черного моря

Журнал «Морской сборник», 1848 г.:


Если б великий поэт наш ожил и посмотрел, что сделалось с прославленным им югом, то отрекся бы от звучного стиха:


От финских хладных скал до пламенной Колхиды…


и нашел бы, что эпитет «пламенный» теперь не у места: юг наш превратился в север, по крайней мере, в прошедшую зиму. В Тифлисе катались уже на санях, когда в Архангельске жаловались на бесснежье. Зима с 1847 года на 48-й год была одна из таких, какие изредка посещают наш не привыкший к холоду Новороссийский край. Ее сравнивают с зимами: так называемую Очаковскую 1788—1789; памятную современникам 1812, 1828—1829 и 1837—1838 годов. В степной части Крыма свирепствовали постоянно, более 36 дней, страшные метели; скот по трое и более суток оставался без корму в загонах, куда невозможно было пробраться по причине снежных сугробов, заградивших входы. Сады были покрыты снегом до того, что виднелись одни только вершины деревьев. Ложбины превратились в снежные возвышенности. На Черном море в течение зимних месяцев дули сильные ветры, а у восточного берега свирепствовала бора.

Бора у северо—восточного берега Черного моря дует в NO—й четверти с различною силой, исключительно на пространстве от Анапы до форта Вельяминовского3; далее к SO она постепенно слабеет и очень часто переходит в свежий SO. Разрушительная сила боры бывает только у самих берегов; далее же в море она чувствительно ослабевает; были случаи, что суда, находившиеся не в дальнем расстоянии от берега, при порывах боры крепили марсели, между тем как другие, мористее, несли брамсели.

Нигде бора не свирепствует с такой ужасной силой, как в Новороссийском заливе. Залив этот вдается от мыса Дооб, при входе, к северо—западу почти на восемь миль; по северо—восточную сторону его возвышается сплошной хребет гор, высота которого над поверхностью моря до двух тысяч фут. Простираясь вдоль залива в расстоянии от берега около 11⁄2 мили, хребет этот к NW оканчивается постепенным скатом к обширной лесистой долине в верховье залива; к SO, обогнув Новороссийский залив, идет по северо—восточную сторону Геленджика, за которым вскоре сливается с другими горами. Склон этого хребта к заливу, у вершины голый, безлесный, идет вначале под углом более 45° к горизонту, потом, делаясь постепенно положе, покрывается кустарниками, разрезывается неглубокими ущельями, образуя как бы ряд хребтов, спускающихся к заливу, у которого они и оканчиваются каменными обрывами. По многим ущельям протекают небольшие ручьи, вливающиеся в море. Юго—западный берег залива вначале полог; потом, постепенно возвышаясь, сливается с хребтом гор, который к юго—западу высокими утесами упирается в море и, рассекаясь (местами) ущельями и долинами, оканчивается к северу низменностью у Анапы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Сия жестокая бора"

Книги похожие на "Сия жестокая бора" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Выдренков

Михаил Выдренков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Выдренков - Сия жестокая бора"

Отзывы читателей о книге "Сия жестокая бора", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.