» » » » Ирина Чаплыгина - Экономическое мышление: философские предпосылки. Учебное пособие


Авторские права

Ирина Чаплыгина - Экономическое мышление: философские предпосылки. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Ирина Чаплыгина - Экономическое мышление: философские предпосылки. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство ЛитагентЭкономический факультет МГУe39042c3-2327-11e6-9614-0cc47a545a1e, год 2005. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ирина Чаплыгина - Экономическое мышление: философские предпосылки. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Экономическое мышление: философские предпосылки. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
2005
ISBN:
5-16-002011-X
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Экономическое мышление: философские предпосылки. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Экономическое мышление: философские предпосылки. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Книга представляет собой два учебных пособия, посвященных исследованию отдельных аспектов предпосылок экономической мысли.

Первое учебное пособие «Модели человека в структуре экономической мысли» посвящено раскрытию антропологических основ экономического анализа в исторической ретроспективе – от эпохи античности до современной экономической науки.

Во втором учебном пособии «Диалектика нормативного и позитивного подходов в истории развития экономической науки» речь идет как о мировоззренческих, так и о методологических предпосылках экономического мышления.

Оба учебных пособия, представляя собой два исследования в рамках общей темы, взаимодополняют друг друга, поскольку вопросы антропологии и нормативности экономического анализа тесно связаны.

Для магистров экономических факультетов университетов и экономических вузов, а также для всех интересующихся данной тематикой.

Подготовлен при содействии НФПК – Национального фонда подготовки кадров в рамках Программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» инновационного проекта развития образования.






2. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. Спб., 1995.

3. Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. Спб., 1996.

4. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. M., 1991.

5. Жальсон Э. Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского. M, СПб., 2000.

6. Калмычкова Е. Экономические представления средневековых мыслителей как отражение структуры сознания средневекового человека // Очерки экономической антропологии. M., 1999. С. 94–110.

7. Карсавин Л.П. Основы средневековой религиозности, Спб., 1997.

8. Кентерберийский Ансельм. Сочинения. M.: Канон, 1995.

9. Маритен Ж. Знание и мудрость. M.: Научный мир, 1999.

10. Поппер К. Открытое общество и его враги. M., 1992.

11. Эшли У. Экономическая история Англии в связи с экономической теорией. M., 1897.

12. St. Thomas Aquinas. Summa Theologiae. L., 1918. Q. 77–79.

Глава 3. Особенности воззрений на структуру личности в эпоху Ренессанса

3.1. Человек – творец как отражение идеала эпохи Ренессанса. Необходимые качества идеального творца

В литературе принято связывать эпоху Возрождения с деятельностью прежде всего итальянских ученых-гуманистов. Между тем практически каждая европейская страна на протяжении XV–XVII вв. имела свою эпоху Возрождения. Термин «возрождение» трактуют весьма расплывчато, но общее во всех трактовках – одно: развитие искусства (прежде всего изобразительного), возрастание интереса к наследию античных ученых, писателей и художников, изменение стандартов образования, новые подходы к научным исследованиям; обобщенно – тотальное обращение к материальному миру, человеку как его неотъемлемой и лучшей части. При этом человек как личность рассматривается прежде всего с точки зрения его творческого потенциала, т. е. способности не только познать окружающий материальный мир, но и изменить его, а зачастую и сотворить свой, лучший, мир.

Таким образом, структура личности в эпоху Возрождения отражала основные требования, которые предъявлялись к человеку-творцу в любой области деятельности – искусстве, науке, политике или экономике. Наиболее выдающиеся представители этой эпохи стремились реализовать свой творческий потенциал как можно полнее, охватывая все доступные им виды деятельности. Следует отметить, что в эпоху Возрождения преобладал нормативный подход к характеристике личности. Это сближает трактовки ученых Возрождения и средневековья, однако сами нормы и требования к личности начали резко меняться. Кроме того, средневековье и Возрождение сближает то, что экономические проблемы по-прежнему были подчинены общей системе мировоззрения человека, а не выделялись в отдельную самостоятельную систему. Экономическая сторона человеческой деятельности не становилась самоцелью ни в науке, ни в практической деятельности. Расцвет торговли, финансовых операций, возникновение современного бухгалтерского анализа не привели вплоть до XVIII в. к развитию узкой специализированной научной системы. Все экономические проблемы рассматривались с общих политических, философских и религиозных позиций, их рассмотрение объяснялось необходимостью решения общих задач. Особенно наглядно отличие идей Ренессанса от идей Нового времени, и особенно, от идей эпохи Просвещения, проявляется в учении о человеке и связи этого учения с экономическими взглядами представителей этой эпохи.

Рассмотрим представление о личности человека в эпоху Возрождения. М. Бицилли, Л. Баткин, Л. Брагина и другие исследователи отмечают следующие черты методологии философов Возрождения:

1) отдельная вещь, явление или личность человека рассматриваются не как отражение общей идеи, символ, как в эпоху средневековья, но и не как совершенно обособленное, частичное, одностороннее явление, как в более позднее время индивидуализма и рационализма. Отдельная личность мыслится как индивидуум, т. е. как самостоятельный микрокосм, со своей идеей (или vitru – честью). Развитие личности означает самовыражение и осуществление этой идеи, или чести. В этом самоосуществлении человек достигает Бога. Однако он не выходит и за рамки собственной личности. Такое единство общего и индивидуального характерно для философии Николая Кузанского. Оно отражает не столько схоластическое католическое учение, сколько мистический опыт, и роднит ученых Возрождения не столько с Аристотелем, сколько с Платоном;

2) отличие от идей Платона и средневековых авторов заключается прежде всего в том, что индивидуумом может быть только творческая личность, так как творчество и есть осуществление чести, идеи личности. Личность достойна уважения по мере того, насколько полно и мужественно она осуществляет свою идею. Любое отступление от своих целей означает ущербность личности. Моральные критерии средневековья иногда совершенно явственно отступают перед силой творчества, например у Макиавелли, Ботеро, Альберти или Кастильоне;

3) любой трактат того времени подводит к выработке идеальных характеристик личности как творческого индивидуума. Поэтому в работах Макиавелли, Ботеро, Альберти, Кастильоне содержится не столько позитивный анализ общественных процессов, сколько модель (т. е. обобщенная и упрощенная картина) идеального правителя, государства, придворного или хозяина. В отличие от современных моделей эта идеальная личность иногда полностью отождествляется со знакомым, родственником автора или с самим автором;

4) в любой работе идеологов Возрождения сильны тенденции к утопизму. Идеи Кампанеллы не только не противоречат гуманистическим установкам Возрождения, но служат их продолжением. Требование достигать совершенства в каждом случае, в каждом акте творчества или в каждой личности – в высшей степени жесткое и утопическое требование. Такой подход к исследованию общества и человека нельзя назвать вполне рациональным, а тем более утилитарным. Цель и даже форма всех общественных процессов (в том числе и экономических) для этой эпохи важнее пропорций обмена или достижения эффективного распределения ресурсов.

Неудивительно, что эпоха Возрождения была кратким периодом в истории любой страны. Она часто рассматривается как переход к Новому времени, а такие ученые, как Ф. Бэкон, Г. Галилей, Н. Коперник, Э. Роттердамский, изучаются как представители новой, рационалистической науки.

3.2. Рационализм, творчество и религия: единство и противоречивость развития модели человека Ренессанса

Рассмотрим труды Альберти, Кастильоне и Луки Пачоли как примеры подходов к изучению общества в эпоху Возрождения.

В работе выдающегося итальянского гуманиста XV в. Л.Б. Альберти (1404–1472) «О семье» (или «Об управлении семьей»), написанной в 1434 г., излагается теория идеального домашнего хозяйства большой семьи. Вполне можно отождествить трактат Альберти с жанром домостроя (что по-гречески означает «экономика»). В этом трактате соединяются средневековые представления о самодостаточном поместье (вилле) и гуманистические черты универсума со своей идеей (честью).

Характерно, что трактат написан в форме диалога – в подражание античности.

Диалог ведут мудрый, опытный отец большого семейства и его сыновья. Все они являются близкими родственниками самого автора, а трактат имеет форму воспоминаний. Трактат отождествляет идеалы юс хозяйство и действительное поместье родных Альберти, В поместье проживают не только родители и дети, по и дальние родственники, многочисленная прислуга и рабы. Это большой род, разветвленное семейство, которое ведет свое хозяйство во всех областях деятельности: сельское и мануфактурное производство, торговля, строительство, образование и искусство. Причем в любой области деятельность сопряжена с высокими эстетическими и этическими критериями. Поместье должно быть расположено в красивой и чистой местности, соответствовать строгим эстетическим, социальным и гигиеническим правилам, представлять собой образец архитектурного изящества, должно быть прекрасно обставлено и спланировано, снабжено всем, что необходимо и для труда, и для творческого досуга. Иными словами, перед нами идеальный мир, построенный в соответствии с идеалом Возрождения.

Деятельность людей в этом поместье должна быть активной, творческой И занимать все время.

Понятие труда и досуга в трактате Альберти тесно связано с понятием времени. Время трактуется как ценность, которую нельзя передать или накопить, но можно потерять. Мудрый отец говорит: «Если кто… использует время в учении, размышлении и в занятиях достохвальными вещами, тот делает время своим; а кто упускает час за часом в безделье, без всякого благородного занятия, тот, конечно, его теряет». Ради чего же «правильно» употребляют время? Ради приобретения «телесных благ и душевного счастья»[36].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Экономическое мышление: философские предпосылки. Учебное пособие"

Книги похожие на "Экономическое мышление: философские предпосылки. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ирина Чаплыгина

Ирина Чаплыгина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ирина Чаплыгина - Экономическое мышление: философские предпосылки. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Экономическое мышление: философские предпосылки. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.