» » » » Коллектив авторов - Новейшая история стран Азии и Африки. XX век. 1945–2000. Часть 3


Авторские права

Коллектив авторов - Новейшая история стран Азии и Африки. XX век. 1945–2000. Часть 3

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Новейшая история стран Азии и Африки. XX век. 1945–2000. Часть 3" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ЛитагентВладосdeb3a7bd-f934-11df-8c7e-ec5afce481d9, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Новейшая история стран Азии и Африки. XX век. 1945–2000. Часть 3
Рейтинг:
Название:
Новейшая история стран Азии и Африки. XX век. 1945–2000. Часть 3
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-5-691-00644-9, 978-5-691-00821-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Новейшая история стран Азии и Африки. XX век. 1945–2000. Часть 3"

Описание и краткое содержание "Новейшая история стран Азии и Африки. XX век. 1945–2000. Часть 3" читать бесплатно онлайн.



Учебник посвящен истории стран Юго-Западной Азии, Северной, Тропической и Южной Африки.






В такой обстановке в сентябре 1953 г. в Афганистане произошла смена кабинета. Новое правительство во главе с братом короля Мухаммадом Даудом стало предпринимать шаги по развитию национальной промышленности и производительных сил.

Государственно-капиталистические преобразования (50-х – начале 60-х гг.)

Мухаммад Дауд провозгласил политику «руководимой экономики», в рамках которой были осуществлены важные преобразования государственно-капиталистического типа: усиление контроля над внешней торговлей, расширение кредитной системы путем создания новых банков, а также кредитных кооперативов, расширение программы кредитного строительства при участии государства. В 1956 г. правительство приняло пятилетний план развития экономики страны, уделив в нем основное внимание энергетике, промышленности, транспорту, сельскому хозяйству, ирригации, а также расширению системы просвещения и медицинской службы. Важное значение имела отмена в 1959 г. обязательного ношения женщинами чадры.

Осуществленные в Афганистане к началу 60-х гг. экономические мероприятия способствовали изживанию патриархально-феодальных пережитков в общественной жизни. Значительный по афганским масштабам рост фабрично-заводского производства и строительства расширил базу наемного труда, ускорил формирование экономических районов, складывание общенационального рынка. В то же время капиталистическая эволюция страны характеризовалась углублением общественных противоречий.

Серьезные социальные проблемы порождались нерешенностью аграрного вопроса. Острые столкновения возникали при осуществлении мер, направленных на ликвидацию традиционных привилегий кочевых и полукочевых (пуштунских) племен. Политика государственно-капиталистического вмешательства получила в целом поддержку буржуазии города и деревни. Но вместе с тем неприкосновенность отживших политических институтов сохраняла оппозицию правого крыла политических сил страны: ханов племен, консервативной части королевской семьи и мусульманского богословия.

Внешнеполитический курс Афганистана

Основой внешнеполитического курса Афганистана в послевоенный период стала политика нейтралитета. Став в 1946 г. членом ООН, Афганистан объявил себя противником колониализма, сторонником принципов мирного сосуществования и равноправного сотрудничества государств.

Однако к середине 50-х гг. резко обострились афгано-пакистанские противоречия по вопросу о районах с пуштунским населением. Эти земли в XIX в. были насильственно включены в состав Британской Индии, а затем вошли в образовавшийся в 1947 г. Пакистан. Тогда же Афганистан выступил за предоставление населению этих районов права на национальное самоопределение.

В 1955 г. был закрыт транзит афганских товаров через территорию Пакистана, что означало фактически экономическую блокаду. В этих условиях важнейшее значение для Афганистана имело заключенное с Советским Союзом в 1955 г. соглашение о транзите. Правительство СССР согласилось оказать Афганистану техническую и финансовую помощь для развития экономики.

Серьезный пересмотр характерной для первых послевоенных лет преимущественной ориентации на США и другие капиталистические страны помог афганскому правительству получить техническую помощь и финансовое кредитование. Это позволило начать строительство десятков энергетических, металлообрабатывающих, горнодобывающих предприятий и объектов. Заметно выросли темпы производительных сил страны. Таким образом, изменение внешнеполитического курса в какой-то степени способствовало позитивным экономическим изменениям, рассматривавшимся в предыдущем разделе.

Однако в начале 60-х гг. возник серьезный кризис в афгано-пакистанских отношениях. В целом сохранение напряженности в этом районе во многом создавалось искусственно, поскольку в 1956 г. пакистанские районы с пуштунским населением были включены в зону действия СЕАТО. В сентябре 1961 г. дипломатические отношения между Афганистаном и Пакистаном были прерваны. Это вызвало беспокойство наиболее консервативных слоев афганского общества. На протяжении 1961–1963 гг. кабинет Дауда столкнулся с возраставшей оппозицией справа, подогревавшейся западной пропагандой. Разногласия в среде правящих классов привели к тому, что в марте 1963 г. кабинет Мухаммада Дауда ушел в отставку.

Конституционная реформа и внутриполитическая жизнь страны (60-е – начало 70-х гг.)

На смену правительству Дауда пришел новый кабинет министров во главе с Мухаммадом Юсуфом, занимавшим ранее пост министра горных дел и промышленности. Первым шагом правительства М. Юсуфа стала нормализация отношений с Пакистаном. Между тем было высказано твердое убеждение в правильности прежнего курса «руководимой экономики», ее дальнейшему осуществлению. Приоритетными направлениями деятельности правительства стали меры по некоторому изменению системы государственного управления, разработке и принятию новой конституции.

В сентябре 1964 г. проект конституции Афганистана был утвержден на заседании Лоя Джирги (национальный, сословно-представительный съезд), а в октябре подписан королем и вступил в силу. Новая конституция подтверждала конституционно-монархический строй Афганистана, наделяла короля верховными полномочиями в области исполнительной, законодательной и судебной власти. Правда, теперь уже членам королевской семьи запрещалось занимать официальные посты в парламенте и в Верховном суде. В этом ее главное отличие от прежней. Гражданам Афганистана предоставлялся ряд прав: на свободу слова, печати, собраний, провозглашалось равенство граждан перед законом. Хотя ислам ханифитского толка и оставался государственной религией, тем не менее влияние мусульманских богословов в области просвещения и судопроизводства по конституции ограничивалось. Эти сферы их деятельности переходили под контроль государства.

Создавался двухпалатный парламент страны, состоящий из нижней палаты – Народного совета с избранием в него депутатов сроком на 4 года и верхней палаты – сената, состав которого формировался на 2/3 из числа депутатов, назначенных непосредственно королем, и 1/3 – на основе прямых выборов. По конституции король обладал правом роспуска парламента. Правительство, в свою очередь, было подотчетно Народному совету.

Принципиально новым для политической жизни Афганистана стало декларирование конституцией права граждан страны на создание обществ и политических партий, правда, при условии, что их деятельность не будет противоречить положениям Основного закона. В сентябре 1965 г. прошли выборы в новый парламент, участие в которых впервые приняли и афганские женщины. Первой акцией вновь избранного парламента должно было стать утверждение вотума доверия составу кабинета министров, сформированного по поручению короля Мухаммадом Юсуфом. Однако возникло непредвиденное для депутатов обстоятельство. Общественность столицы, особенно ее радикально настроенная часть, предварительно ознакомившись с составом будущего правительства, выразила решительный протест против включения в него ряда лиц, ранее замешанных в коррупции и взяточничестве. Не имея других возможностей воспрепятствовать их вхождению в правительство, в столице 25 и 26 октября прошли многолюдные демонстрации протеста. Власти применили силу. Причем при разгоне демонстраций были жертвы, главным образом из числа студентов. На неделю были закрыты университет и средние школы. Тем не менее новый состав кабинета министров был утвержден парламентом, а затем получил и поддержку короля.

Однако игнорирование общественных настроений вызвало новую волну массовых выступлений, в частности столичной молодежи, и 29 октября только что избранное правительство М. Юсуфа вынуждено было отказаться от исполнения своих обязанностей. На смену пришел очередной кабинет министров, возглавляемый бывшим министром информации и печати Мухаммадом Хашимом Майвандвалем. Правительство выразило приверженность курсу на развитие «руководимой смешанной экономики» на основе планирования, принципам неприсоединения и позитивного нейтралитета во внешней политике.

Тем временем парламент страны во исполнение конституционного положения об общественных организациях мучительно долго утверждал законопроект о политических партиях. Однако он так и не был утвержден королем. И все политические партии и организации, которые стали образовываться во второй половине 60-х гг., фактически вопреки воле верховных властей страны действовали в нелегальных или полулегальных условиях. Пожалуй, единственное, что удалось провести в жизнь парламенту, это принятие нового закона о печати в 1965 г. В стране стали выходить частные газеты и журналы. К 1973 г. их число достигло 26.

Период с середины 60-х и до начала 70-х гг. не привнес в афганское общество существенных изменений, которые бы способствовали улучшению социально-экономического положения в стране, стабилизации в ней общественно-политической ситуации. Налицо четко обозначились признаки общенационального кризиса.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Новейшая история стран Азии и Африки. XX век. 1945–2000. Часть 3"

Книги похожие на "Новейшая история стран Азии и Африки. XX век. 1945–2000. Часть 3" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Новейшая история стран Азии и Африки. XX век. 1945–2000. Часть 3"

Отзывы читателей о книге "Новейшая история стран Азии и Африки. XX век. 1945–2000. Часть 3", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.