Авторские права

Венедикт Кляуззе - Эргономика

Здесь можно купить и скачать "Венедикт Кляуззе - Эргономика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство ЛитагентВышэйшая школаdd258350-1b67-11e6-bded-0cc47a545a1e, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Венедикт Кляуззе - Эргономика
Рейтинг:
Название:
Эргономика
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-985-06-2309-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Эргономика"

Описание и краткое содержание "Эргономика" читать бесплатно онлайн.



Рассматривается место эргономики в системе наук и в проектной деятельности дизайнера, определяются основные принципы построения системы «человек-машина-среда», даются психические, психофизиологические и антропометрические характеристики человека, влияющие на эффективность его деятельности.

Для студентов учреждений высшего образования.






Сравнение – операция установления сходства и различия между предметами и явлениями.

Абстрагирование – мысленное отвлечение от свойств предмета для выделения его существенных признаков.

Обобщение – форма приращения знания путем мысленного перехода от частного к общему: например, переход от наблюдения над совокупностями индивидуализированных объектов к мысленному их разбиению на классы равночисленных совокупностей.

Конкретизация – представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению.

Анализ и синтез являются основными операциями мышления.

3.3.2. Процесс мышления человека

Представим структуру процесса мышления человека.

1. На подсознательном уровне полученная человеком информация проходит обработку родовой программой, формирующей мироощущение человека, видоизменяя первичную полученную человеком информацию в соответствии с заданной при рождении человека программой его поведения и существования. Родовая программа действует с момента рождения человека и остается неизменной в течение всей его жизни. Это способы поведения и выживания человека – удовлетворение первоочередных жизненных потребностей (питание, защита от воздействующих факторов природной среды, размножение и т. д.), манера поведения (активность, пассивность и др.), черты характера, зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные предпочтения.

2. На обработку информации влияют полученные человеком социальные предписания.

Социальные предписания отражают требования той социальной группы, к которой человек принадлежит. Это язык, определяющий и ограничивающий круг общения человека, национальные особенности жизни данного человека, семейные устои, религиозные традиции, обычаи повседневной жизни (быта).

Социальные предписания выражаются в характерных словах, присущих данной социальной группе (жаргон), манере одеваться, жестах и их значении (кулак с поднятым большим пальцем в Европе означает одобрение, на Востоке – осуждение), правах женщин, кухне.

3. На обработку информации воздействуют индивидуальные (личностные) предписания.

Индивидуальные (личностные) предписания базируются на родовой программе, социальных предписаниях и личном опыте. Индивидуальные предписания включают в себя четыре основных индивидуальных свойства человека: черты характера, мысли, эмоции и поведение.

Это отношение человека к самому себе, к близким людям и к людям вообще, его симпатии и антипатии, идеология, жизненные установки, уровень агрессивности и все другие индивидуальные особенности, отличающие одного члена данной социальной группы от другого.

Индивидуальные предписания часто вступают в противоречие с родовой программой и социальными предписаниями, порождая внутренние конфликты личности.

Информация из окружающего мира, прошедшая вышеуказанные стадии обработки, фиксируется ядром подсознания, которое является своеобразным хранилищем накопленного подсознательного опыта и подсознательных сводных правил. Ядро подсознания непрерывно отслеживает все изменения поступающей в него информации, уточняя социальные и индивидуальные предписания и формируя таким образом подсознательную модель окружающего мира.

4. Происходит корректировка подсознательной модели мира на сознательном уровне при помощи тактического и стратегического анализа информации.

Тактический анализ – анализ происходящего в данный момент (что надо делать и как это сделать).

Стратегический анализ – анализ происходящего в прошлом (предположения, что может произойти в будущем, что понадобиться сделать в будущем и каким образом это можно будет сделать).

В результате формируется ядро сознания, которое является своего рода хранилищем накопленного сознательного опыта, сознательных образов и сводных правил, которые и определяют представление человека о самом себе и об окружающем мире.

3.4. Восприятие человеком окружающего мира

3.4.1. Психофизиологические основы восприятия

Окружающая среда наполнена всевозможными сигналами, из которых мы можем уловить лишь часть. Другую часть информации человек не воспринимает на сознательном уровне, так как не может ее почувствовать, хотя она оказывает на него сильнейшее влияние (например, инфразвук, ультразвук, радиоволны или рентгеновское излучение), т. е. человек анализирует не всю, а лишь доступную ему реальность.

Элементарное психическое явление, возникающее в результате непосредственного воздействия предметов объективного мира на органы чувств человека, субъективно переживаемое человеком как качество, присущее самим предметам, называется ощущением.

Восприятие – форма психического отражения в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы этих предметов или явлений.

Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт человека – осмысление воспринимаемой информации. В связи с этим включаются психические процессы более высокого уровня, такие, как мышление, память и внимание.

С помощью мышления производится выделение основных ведущих признаков.

С памятью восприятие связывает необходимость группирования и классифицирования воспринимаемых признаков. Данный процесс происходит на основе накопления предыдущих знаний о предмете.

Предмет, интересный для человека, будет восприниматься им более активно по сравнению с другим материалом, что подразумевает участие внимания в восприятии, рефлекторную реакцию на информацию, которая может выражаться движением глаз, головы, туловища. Возможна рефлекторная реакция организма и на сигнал опасности (одергивание руки, сужение зрачков и закрытие глаз).

Восприятие не всегда бывает абсолютно истинным. Известны ложные положения объекта в пространстве (иллюзия горизонта, источника света, положения тела в пространстве и т. д.) и ложное восприятие времени. (Некоторые иллюзии стали источником инноваций в живописи – например, особенности творчества Клода Моне[5] были напрямую связаны с состоянием его зрения: он страдал катарактой.)

Психофизический закон восприятия – закон Вебера – Фехнера устанавливает логарифмическую зависимость (ln) интенсивности раздражителя от величины субъективного ощущения. Общий вид функциональной зависимости может быть представлен формулой



где S – субъективная величина ощущения, К и С – константы, J – величина (интенсивность) раздражителя (стимула). Учитывая, что при интенсивности раздражителя, равной абсолютному порогу (J = J0), ощущение исчезает (S = 0), из предыдущей формулы можно вывести формулу Фехнера для измерения ощущений:



Закон справедлив для любого ряда раздражителей – силы звука, яркости света, температуры, вкусовых ощущений; ему также подчиняется зрительное восприятие длины, площади, удаленности, скорости мельканий, субъективных шкал электрического удара и т. д.

В графическом виде закон можно представить в виде рисунка 3.2.


Рис. 3.2. Реакция органов чувств человека в соответствии с законом Вебера – Фехнера


Кривая стремится в область адаптации человека к действию стимула. В физиологии это понимается как преодоление порога (например, болевого), когда изменение величины стимула уже не приводит к адекватной оценке этого изменения и практически не замечается. (Британские ученые из Keele University пришли к выводу, что ругательства и проклятья снижают болевой порог. В Гарвардском университете за это «открытие» они получили так называемую «Шнобелевскую премию» за 2010 год. Мужчины имеют склонность стоически выносить боль, т. е. болевой порог у них выше, чем у женщин).

В условиях рассмотрения функционирования системы «человек-машина-среда» процесс восприятия реализуется в информационной модели деятельности и концептуальной модели человека-оператора.

Информационная модель деятельности оператора – это условное отображение информации о состоянии объекта воздействия, системы «человек-машина-среда» и способов управления ими.

Воспринимая информационную модель, оператор производит анализ и оценку сложившейся ситуации, планирует управляющие действия, наблюдает и оценивает результаты реализации этих действий.

Информационная модель формируется следующими средствами отображения информации:


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Эргономика"

Книги похожие на "Эргономика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Венедикт Кляуззе

Венедикт Кляуззе - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Венедикт Кляуззе - Эргономика"

Отзывы читателей о книге "Эргономика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.