Авторские права

Венедикт Кляуззе - Эргономика

Здесь можно купить и скачать "Венедикт Кляуззе - Эргономика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство ЛитагентВышэйшая школаdd258350-1b67-11e6-bded-0cc47a545a1e, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Венедикт Кляуззе - Эргономика
Рейтинг:
Название:
Эргономика
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-985-06-2309-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Эргономика"

Описание и краткое содержание "Эргономика" читать бесплатно онлайн.



Рассматривается место эргономики в системе наук и в проектной деятельности дизайнера, определяются основные принципы построения системы «человек-машина-среда», даются психические, психофизиологические и антропометрические характеристики человека, влияющие на эффективность его деятельности.

Для студентов учреждений высшего образования.






Науки неклассического типа имеют дело с объектом, изменяющимся под влиянием человеческой деятельности. Трудовая деятельность человека как объект эргономики изменяется в процессе исторического развития человека и общества, в процессе развития производительных сил и производственных отношений, совершенствования техники и технологии, характеризуется исчезновением одних и появлением других видов. Однако и развитие самой эргономики оказывает влияние на изменение ее объекта (так, внедрение эргономики в сферу быта существенно изменило объект эргономики, хотя это и не нашло отражения в перестройке ее концептуального и методического аппарата).

Цели. Науки классического типа изучают объект, стремясь к постижению истины. Возможность использования научных знаний в прикладных целях на всех этапах развития науки играло второстепенную роль. В современных условиях практическая значимость является одним из существенных показателей уровня и качества научной разработки.

Науки неклассического типа изучают объект не только ради познания, а прежде всего для того, чтобы направлять, активно влиять на деятельность человека, с которой этот объект связан. Прикладной аспект неклассических наук заключается не в применении знания, а в управлении деятельностью человека. Свое начало неклассическая наука берет в практической задаче, для решения которой она привлекает аппарат и методы других наук, осуществляет их интеграцию, формирует собственную сферу знания.

Развитие эргономики детерминировано триединой целью, сформулированной как достижение максимума производства при гарантии полного здоровья и развития личности трудящихся. Очевидно, что все три компонента цели должны быть достигнуты на практике при создании соответствующих процессов, условий и средств труда. В то же время каждый из этих компонентов требует серьезного научного обеспечения, интеграции методов и концептуальных средств общественных, естественных и технических наук: если цель классической науки – познание мира, то неклассической – целенаправленное и осознанное управление его изменением.

Тенденции развития. Тенденции развития во многом обусловлены целями научного познания в случае классических наук и проектно-конструктивными целями по отношению к неклассическим наукам. В первом случае (классические науки) познавательно-детерминированный процесс ведет ко все большему углублению знаний об объекте, дроблению его на самостоятельные объекты научного изучения, что проявляется в дифференциации наук, рождении все новых и новых ответвлений от базовой науки.

Неклассические науки, развитие которых целедетерминировано, в идеале должны гарантировать достижение требуемого результата. Их развитие имеет тенденцию к максимальной интеграции всех необходимых для решения практической задачи знаний общественных, естественных и технических наук. В рамках неклассической науки тоже может возникать специализация. Так, в эргономике на относительную самостоятельность претендуют офтальмоэргономика, антропологическая эргономика, эргономическая биомеханика. Однако самостоятельность этих ответвлений относительна, так как ни одна из указанных областей не в состоянии собственными средствами обеспечить комплексное решение практической задачи.

Структура знания. Характеризуя эргономическое знание, Н.Г. Алексеев отмечает его двухслойный характер, выделяя слой объектных представлений (знания о деятельности человека в системе «человек-машина-среда») и слой исследовательских представлений (знания об исследовании и проектировании системы «человек-машина-среда» как системного объекта). Двухслойный характер знания рассматривается здесь как отличительная особенность неклассических наук. Однако следует различать знания о том, как исследовать объект, и о том, как его проектировать. Собственно исследовательские представления фактически относятся к уровню специально-научной методологии и формируются в сфере знания любой развитой науки. Именно проектные представления, специально развиваемые для достижения основных целей, стоящих перед неклассической наукой, отличают последнюю по особенностям структуры знания от классической науки.

В этом слое знаний эргономика выступает уже как практическая деятельность и стремится стать технологией управления объектом. Таким образом, если в классических науках знание гносеологично, то в неклассических оно методологично и технологично.

Субъект. По мере дифференциации и специализации классических наук возрастает количество узких специалистов, проводящих исследования в рамках своей науки.

Представитель неклассической науки не может быть узким специалистом, как не может быть и универсальным. Представитель науки неклассического типа – это человек, прежде всего владеющий соответствующим типом мышления, характеризующимся не только вооруженностью знаниями и методами, способный сформулировать задачу исследования, определить, что необходимо сделать для ее решения, и сформировать группу специалистов, которым это исследование будет по силам. Поэтому в «номенклатуру» средств неклассических наук наряду с расчетными, экспертными, проектными методами должны включаться методы соорганизации деятельности специалистов различного профиля, поскольку их участие необходимо для комплексного решения задачи. В сфере контакта неклассической науки с проектной деятельностью коллективный субъект становится скорее нормой, правилом, чем исключением.

Язык. Язык классической науки, как правило, высокоспециализированный. Язык неклассической науки менее строг, насыщен заимствованными понятиями и терминами. В силу того что неклассическая наука имеет два полюса, один из которых лежит в сфере науки, а другой – в сфере практики, язык неклассической науки стремится стать системой взаимоотображенных терминов, используя термины из базовой научной дисциплины – те же, но преломленные при их включении в интегрированное знание, облаченные в форму, доступную потребителю знания.

Для эргономики эта особенность весьма существенна, поскольку она пополняет свой понятийный и терминологический аппарат, опираясь практически на все науки о человеке, а также применяет язык технических наук.

Деятельность. Данный параметр введен с целью подчеркнуть, что эргономика и подобные ей неклассические научные дисциплины являются и сферой знания, и сферой практической деятельности. Если не рассматривать классические науки как сферы приложения практической деятельности, то основные различия здесь сводятся к отличию познавательной деятельности от конструктивно-преобразовательной.

Рассмотрение эргономики в контексте, с одной стороны, процессов интеграции и дифференциации наук, а с другой – инженерно-технической деятельности и усиления роли научного обеспечения позволяет охарактеризовать ее как науку неклассического типа, сочетающую в себе черты научной дисциплины и сферы практической деятельности. Создавая в качестве науки научные средства для решения практических задач, эргономика одновременно решает задачи научными средствами.

Таким образом, эргономика олицетворяет собой определенный тип комплексной, проектно-ориентированной неклассической научной дисциплины, причем тип самосознания является для нее принципиальным, существенно определяющим пути ее развития.

Закономерности взаимодействия человека или группы людей с создаваемым ими миром вещей является специфическим предметом исследования эргономики. Прогнозирование такого взаимодействия в конкретных условиях пользования составляет основное содержание класса эргономических задач.

В то время как объективность знания состоит в его соответствии объекту, объективность замысла об объекте – в соответствии объекта замыслу о нем. Замыслы, связанные с совершенствованием деятельности по преобразованию предметного мира человека, выступают как организационные. Если научно-познавательные дисциплины направлены на создание знаний об изучаемой реальности, то проективно-преобразовательные, к которым с полным правом можно отнести эргономику, направлены на создание замыслов о новой, преображенной реальности. В таком смысле эргономика, интегрируя в своем концептуальном аппарате знания и методы общественных, естественных и технических наук, может быть рассмотрена как организационная дисциплина, активно включающаяся в процесс преобразования мира.

1.3. Основные понятия и определения

Окончательная формулировка эргономики пока не найдена. Имеется лишь общепризнанное краткое определение ее содержания. Это нормальное положение вещей, так как узаконенное и унифицированное определение может оказать сдерживающее влияние на формирование молодой научной дисциплины. Существует достаточно широкий спектр подходов к определению природы и специфики эргономики. Если в начале становления научной дисциплины учеными были очерчены только границы эргономики в самом общем виде (как научные исследования взаимодействия человека и рабочей среды), то уже в 1970-е гг. существовало более 100 вариантов раскрытия содержания этого термина.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Эргономика"

Книги похожие на "Эргономика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Венедикт Кляуззе

Венедикт Кляуззе - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Венедикт Кляуззе - Эргономика"

Отзывы читателей о книге "Эргономика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.