» » » » Коллектив авторов - Теория социальной работы


Авторские права

Коллектив авторов - Теория социальной работы

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Теория социальной работы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство ЛитагентКвант Медиа9593aed6-3f71-11e6-9ba0-0cc47a1952f2, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Теория социальной работы
Рейтинг:
Название:
Теория социальной работы
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-7139-0853-9, 978-5-7139-1259-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Теория социальной работы"

Описание и краткое содержание "Теория социальной работы" читать бесплатно онлайн.



В учебнике теория социальной работы рассматривается как вид общественной практики, научная теория и учебная дисциплина. Учебник содержит изложение основных вопросов и проблем учебного курса «Теория социальной работы» и соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Социальная работа».

Предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей.






В силу того, что социальная работа имеет интегративный характер, сами проблемы, с которыми имеет дело социальный работник, носят междисциплинарный характер. Но из междисциплинарного характера теории социальной работы не следует автоматически целостность знания о человеке. Функцию интегрирования, синтеза знаний о человеке выполняет именно философия социальной работы.

Характер проблем социальной работы обусловил необходимость ее философского осмысления, разработки методологии, концептуального аппарата философии социальной работы, выбора культурно-философской традиции. Помимо специальных знаний социального работника, которые включают в себя психологические, социологические, правовые, экономические и медицинские дисциплины, в фундаменте образовательной программы окажется глобальный философский уровень, связанный с жизненной, экзистенциальной онтологией человека.

Именно философия пытается прояснить основы и смысл экзистенциальной ситуации выбора, а также человеческого бытия. Философские и методологические предпосылки оформления теории социальной работы во многом формируются в русле феноменологии и философии экзистенциализма. Человеческая мысль, таким образом, проходит через осознание множественности и равноправия ценностных и нормативных систем, от понимания и сопереживания пограничных ситуаций к состраданию, воплощаемому во вполне прагматичной и рациональной помощи и поддержке.

Философию социальной работы в общем плане можно рассматривать как основные философские идеи, лежащие в основе социальной работы, то есть как идеологию профессиональной деятельности. Ее основу составляют ценности и идеалы, оформившиеся в процессе эволюционного развития социальной работы как общественной деятельности. Но есть и другое определение философии социальной работы. Философия социальной работы – это коллективное представление людей, объединенных едиными требованиями к своей профессии, имеющих определенные знания, руководствующихся соответствующими общественными и профессиональными принципами, нормами, ценностями.

Концептуальный аппарат философии социальной работы содержит универсальные категории культуры и форм мышления: человек, культура, социум, социальное действие, свобода и конфликт, выбор, время, жизненный путь, смерть, экзистенция, ситуация, риск, маргинальность, субъект и объект, образ жизни, коммуникация. Общие принципы построения концепции – это гуманизм как стратегия социальной политики и социального действия, социальная онтология человека и жизненной сферы, полиформизм деятельности социального работника.

Философия социальной работы оказывается системой философских идей о страдающем человеке и его жизненном мире. Она ставит проблему личностной регуляции в масштабе жизненного пути, который включает возрастные этапы: детство, юность, молодость, зрелость, старость. Все эти критические точки могут стать точками риска.

Большая часть понятий теории социальной работы употребляется с прилагательным «социальный»; милосердие, действие, работа, гарантия, сфера, поддержка, риск, девиация, адаптация, интеграция, реабилитация. Эти понятия аккумулируются философской теорией социальной работы, в системе которой субъектно-объектные зависимости и взаимоотношения тради-ционны: от страдающего индивида или отдельной семьи до социальной группы или целого народа; от единичного социального работника до государства и общества в целом. Клиентом социальной работы может стать целый народ и даже отдельная страна. Но они же могут предстать и в роли субъекта социальной работы.

Милосердие оказывается универсальной категорией в тезаурусе теории социальной работы. В любом случае в структурах мотивации социальной работы присутствуют не просто клиент и социальный работник, но и человек страдающий, гибнущий, и человек милосердный, помогающий, спасающий. Социальный субъект, готовый проявлять милосердие, в каком-то смысле исповедует философию любви. Объект милосердия при этом далеко не всегда соответствует идеалу высших целей цивилизации, нормам социального здоровья; напротив, он чаще всего девиантен, имеет маргинальный статус. Со стороны социального работника как активного агента общества предполагается нравственное беспокойство, порождение естественного стремления проникнуть во внутренний мир другого, не только познать общность с другим, но и понять, прочувствовать, каким же видит и воспринимает мир страдающий человек.

Философские ценности становятся неотъемлемой частью социальной работы во второй половине XIX в. Именно в этот период намечается отход от практики добровольных помощников и филантропической деятельности, основанной на индивидуальных способах поддержки, и переход к решению этих проблем как коллективных. Концепции коллективной ответственности, социальное благополучие общества в целом смещают акценты в деятельности добровольных помощников. Патерналистский морализм, при котором понимание бедности связывалось с индивидуальными особенностями личности, заменяется концепциями гражданских и политических прав человека. Социальных реформаторов привлекают проблемы последствий промышленной революции, урбанизация, эксплуатация труда, нищета рабочего класса.

В середине XX в. в практике социальной работы начинают преобладать подходы защиты прав человека от различных форм дискриминации. И в этой связи проблемы, рассматриваемые социальными работниками в различных областях человеческой жизнедеятельности, начинают осмысливаться не только на микро- и мезоуровнях, но и на макроуровне, то есть на принципах глобальной солидарности. Такой контекст осмысления потребовал не только понимания психологических и социально-экономических процессов, но и осознания глобальных ценностных структур и процессов. Это определило обоснование профессиональных представлений о реальном мире, об идеалах и ориентирах социальной работы, вызвало к жизни философию социальной работы.

Парадигмы философии социальной работы

Со второй половины XIX в. до конца XX в. в философии социальной работы можно выделить следующие основные модели: гуманизм, позитивизм, утопизм, профессионализм.

Гуманистическая идея о человеке как самой большой ценности и высшей цели, сформулированная еще античными философами, затем развивалась в Средние века. В Новое время она получила широкое распространение как в русской, так и в современной зарубежной социальной философии. Демокрит, Платон, Аристотель, М. Квинтилиан, Т. Мор, Т. Кампанелла, Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И. Песталоцци, Р. Оуэн, К. Маркс, Ф. Энгельс, А. Дистверг, П. Наторп, Дж. Дьюи, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, П.А. Сорокин, Н.А. Бердяев и многие другие философы до нашей и нашей эры внесли свой вклад в формирование философии социальной работы. Гуманность, рассматриваемая как человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека, относится к бытийному строю человеческого конечного существования, является фундаментальным моментом, основанием возможности человека, с одной стороны, и его конечности – с другой.

Философия гуманизма в социальной работе особенно ярко проявляется в конце XIX в. и связана с положениями социальной благотворительности. Гуманизм (лат. humanus – человеческий, человечный) – исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов. В основе этой доктрины экзистенциальные ценности человека, представление об удовлетворении его жизненных потребностей, когда общество стремится обеспечить минимальные прожиточные стандарты индивиду. Путем организационных мероприятий достигается регулирование социальных отношений, обеспечивается благосостояние общества.

Гуманизм противопоставлен пуританской этике. В основе пуританской этики лежат идеи социал-дарвинизма. Основные положения данной концепции связаны с представлениями о сильной личности, выживающей в жесткой конкуренции. Этические принципы направлены против помощи социально уязвимым слоям населения: больным, бедным, престарелым и другим категориям. Помощь и поддержка нуждающимся рассматривается как ослабление общества, как социальные действия, направленные на его разрушение. Однако общество вынуждено предпринимать шаги к реабилитации нуждающихся, где важнейшими стимулами для их самостоятельного существования должна быть система мер физического и экономического поощрения и наказания.

В 20-е гг. XX столетия модель гуманизма сменяется философией позитивизма в социальной работе. Позитивизм (лат. positivus – положительный) – философское направление, основанное на принципе, что все подлинное, «положительное» может быть получено как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения. Данная доктрина абсолютизирует знания вообще и социальные знания в частности. Знание выступает критерием объективности, оно позволяет людям изменять внешние обстоятельства, а научный метод дает реальное представление о макро-, мезо- и микропсихических процессах. Бихевиоризм, фрейдизм, радикальная социология становятся основой идеологии позитивизма в данной парадигме. Согласно традиции, идущей от Э. Дюркгейма, научное познание позволяет не только определять, но и объяснять общественные факторы в их норме или патологии. Дальнейшее развитие эта традиция получает в работах Пинкер, Варнока, Скиннера. Согласно Скиннеру, внешние воздействия среды определяют поведение человека. Поэтому изменение типологии клиента связывается прямо с изменением окружающей среды.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Теория социальной работы"

Книги похожие на "Теория социальной работы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Теория социальной работы"

Отзывы читателей о книге "Теория социальной работы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.