» » » » Лев Волохонский - По понятиям. Происхождение современной общественной морали


Авторские права

Лев Волохонский - По понятиям. Происхождение современной общественной морали

Здесь можно купить и скачать "Лев Волохонский - По понятиям. Происхождение современной общественной морали" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Альтернативная история, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
По понятиям. Происхождение современной общественной морали
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "По понятиям. Происхождение современной общественной морали"

Описание и краткое содержание "По понятиям. Происхождение современной общественной морали" читать бесплатно онлайн.



История возникновения и развития преступного мира от отмены крепостного права в 1861 г. до наших дней. Что такое «воровской закон» и нормы, им установленные. Смысл и функции «понятий» в общественном сознании сегодня. «Общество, за неимением иных ценностей, учится жить «по понятиям». Книга впервые публикуется под изначальным авторским названием без издательских сокращений. В книге представлены нигде ранее не публиковавшиеся фотоматериалы из личного дела легендарного вора в законе Васи Бриллианта.






Варлам Шаламов «Очерки преступного мира», «ГРИФОН-2000».

Если соотнести наиболее яркие проявления симпатии к преступному миру со временем и местом, то получится некая закономерность: чем меньше справедливости в государственных структурах, чем больше в них беспредела, тем сильнее симпатии общества к криминалу.

II. До ВОСРа

(«Великой Октябрьской Социалистической Революции»)


Широко распространено мнение, что страна наша изначально бандитская и криминальное противостояние власти – изначальная черта россиян.


А. Синявский в статье «Отечество. Блатная песня», выражает мысль, что и вообще-то после ВОСРа, если что и осталось русского в совдепии, так это только традиции и фольклор преступного мира:

«…Пьяный пристает. За рублем. «Но я ж русский человек?!» Клянется и в рот и в нос, что он русский. Суёшь ему рупь – отвяжись. А он своё: «Я – русский?!.. Я русским языком тебе говорю?!..» … «Окромя «русского», ничего за душой. Ни принадлежности к истории, к обществу, к семье, к собственности, к селу или городу, к заводу или колхозу. Он мать и отца не помнит. Имя забыл. Жену и детей рассеял. Он совесть пропил. В Бога не верит и не чует под ногами земли, по которой ходит… Только повторяет угрюмо, заученно, как бы сомневаясь или надеясь на что-то: русский он всё еще или не русский?.. Что-то похожее случается иногда со всеми нами. Потеряв всё, мы спрашиваем себя тревожно: русские мы или не русские?» … «Выясняем, что значит быть русским и что не быть. Есть разные рецепты… Мне (за других не говорю) на память, на помощь обычно приходит песня. Увы, не старинная и не классическая, не дворянская и не крестьянская. Ничья. Без дома, без рода (и даже без паспорта).

Сижу я цельный день, скучаю,

В окно тюремное гляжу.

А слёзы катятся, братишка, незаметно

По исхудалому моему лицу…

Можно и повеселее:

А поезд был набит битком,

А я, как курва, с котелком —

По шпалам, шпалам!..

Блатная песня. Национальная, на вздыбленной российской равнине ставшая блатной… глубже других современных песен помнит она о се6е, что она русская. Как тот пьяный. Всё утратив, порвав последние связи, она продолжает оставаться «своей», «подлинной», «народной», «всеобщей»… И кто-то ещё поёт, выражая «душу народа» на воровском жаргоне, словно спрашивает, угрожая: русский ты или не русский?!»

…«Славен и велик народ, у которого злодеи поют такие песни. Но и как он, должно быть, смятен и обездолен, если ворам и разбойникам дано эту всеобщую песню сложить полнее и лучше, чем какому-либо иному сословию. До какой высоты поднялся! До каких степеней упал!..»

Недавно телеведущий Соловьёв, отвечая на вопрос о причинах популярности русского шансона, сказал: «И какой же русский не хочет хотя бы пять минут побыть бандитом?!»

В песне Михаила Круга лирический герой мотивирует отказ от жизни в Европе следующим образом:

«…Я без Твери, как туча хмурая.
У нас суды и мусора
И два действительных вора».

В другой песне, другого автора, о заграничной жизни:

«…По жизни мне хватало куража,
И даже в тюрьмах, в коридорах узких.
Но заграница, как ни хороша —
Всё шняга здесь, всё как-то не по-русски».

И ещё из песни:

«…Нас прессует вражья сила
По деньгам и по уму
Мы в ответ полмира грузим по понятиям…»

До того, как я начал работать с этой книгой, я думал примерно так же, как цитированные выше авторы, то есть, что россияне отличаются от остального человечества исключительно изначально присущей им так называемой «воровской жилкой», вот этим самым – «хоть пять минут побыть бандитом».

«… Пишет сыночку мать:
– Милый, хороший мой,
Помни, Россия вся —
Это концлаг большой…»

Вот мы и смотрим на остальное человечество, как блатной на фраера, или точнее, как зэк на вольного. У нас есть уникальный опыт, которого нет у них, а то, что есть у них – по нашей жизни смешно и не нужно.

До ВОСРа были ещё Православие и Самодержавие, а после – только «воровская жилка» и осталась.

Взявшись писать эту книгу, я припомнил всё, что знал о дореволюционном криминале и посмотрел всякие-разные материалы, и нигде не обнаружил никаких следов всеобщего желания «хоть пять минут побыть бандитом».

Законопослушная часть населения не распевала блатных песен. И вообще, судя по всему, их не слыхала. Да и было их немного. Да и не блатные они были вовсе, а так… каторжанские – разновидность народных. И содержание ну никак не пропагандировало преступный образ жизни.

Лейтмотив дореволюционной каторжанской песни:

«Умел воровать, умей ответ держать!»


Основные темы:


в тюрьме плохо

«…У добра молодца ноженьки скованы,

На ноженьках оковушки немецкие

На рученьках у молодца – заимки тюремные,

А на шеюшке у молодца – рогатки железные».


в тюрьме тоскливо

«…Тошно рыбушке в сетке

А мне, пташечке, сидеть в клетке».


сожаление о прошлом

«…Эх ты молодость, моя молодость!

Прогулял я тебя, да всё без толку».

«…Меня родные все любили,

Когда я рос вокруг семьи;

Баловство меня сгубило

Я сбился с правыва пути»


судьба

«…Посещал я трактиры, бильярды

Часто, часто я в карты играл,

Грабежи совершал я порою

И под выстрелом часто бывал.

А теперь я наказан судьбою:

Сам от выстрела я пострадал».


мечта о побеге

«…Дай попробую снова решеточку

Принажму молодецким плечом!

Вот упала железна решеточка

Вот упала в траву не стуча, —

Не услышала стража тюремная…

– Не поймать вам меня, молодца!»


разлука с любимой женщиной

«…Там живет моя зазноба, —

Не видал её давно.

Мне бы, братцы, вольной птицей

По ветру туда нестись…

Но без крыльев не подняться

И без них не полететь!»


Ни слова на сленге, – просто разновидность народной песни. Ни малейшей агрессии по отношению к власти и обществу. Даже к правоохранительным органам. Разве что сожаления об их недостаточной коррумпированности:


«…Послышу я: милый в неволе

Сидит в городском он остроге!

Возьму ль я ключи золотые,

Я стану ль ларцы отпирати.

Возьму ль я казны сорок тысяч,

Пойду ль я дружка выкупати.

Судьи казны взять не желают,

На волю дружка не пускают».


Та же ситуация сразу после ВОСРа выглядит по-другому:


«…Город, детка, познакомил нас с тобой

Лагерь нам принес с тобой разлуку,

Суд на наше счастье и покой

Поднял окровавленную руку.

Так за это, милая моя,

Обещаю бить ментов я метко,

Потому что воля дорога,

А на воле мы бываем редко».


Тут уже не избалованность и легкомыслие и не судьба, а вполне конкретные виновники разлуки обозначены и отношение к ним (то есть к власти) однозначное.

Моральное превосходство преступного мира и резкая конфронтация с государством появились вместе с советской властью и не раньше. До того, нигде и никогда преступники не считали свою мораль выше общественной, а свою справедливость выше государственной.

До ВОСРа российские преступники по своим действиям и понятиям ничем особенно не отличались от своих зарубежных коллег.

Касательно отношения к власти наша преступность была даже более лояльна.

В русском эпосе нет своего Робин Гуда, а Илья Муромец, хотя и чалился в киевской тюряге по ложному доносу, в бытность свою на воле исправно выполнял поручения князя по части борьбы с бандитизмом в лице Соловья-разбойника.

Аналога, то есть положительного героя, исполнявшего чисто ментовские функции, ни в каком другом эпосе мне отыскать не удалось.

Вообще, до отмены крепостного права, с преступностью в Российской Империи было (по сравнению с Европой, в которой уже в Средние Века существовало развитое преступное сообщество) как-то хиловато. Можно сказать, что её (за исключением коррупции) практически и не было вовсе.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "По понятиям. Происхождение современной общественной морали"

Книги похожие на "По понятиям. Происхождение современной общественной морали" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Лев Волохонский

Лев Волохонский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Лев Волохонский - По понятиям. Происхождение современной общественной морали"

Отзывы читателей о книге "По понятиям. Происхождение современной общественной морали", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.