» » » Петр Смирнов - Ласко́во


Авторские права

Петр Смирнов - Ласко́во

Здесь можно купить и скачать "Петр Смирнов - Ласко́во" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Русское современное, издательство ЛитагентНаписано пером3bee7bab-2fae-102d-93f9-060d30c95e7d, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Петр Смирнов - Ласко́во
Рейтинг:
Название:
Ласко́во
Издательство:
неизвестно
Год:
2016
ISBN:
978-5-00071-541-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Ласко́во"

Описание и краткое содержание "Ласко́во" читать бесплатно онлайн.



Ласко́во, с ударением на первое “о”, это название одной из псковских деревень. Её давно уже нет. Нет и многих людей, когда-то в ней живших, или что-либо о ней знавших.

Эта книга – воспоминания и размышления человека, который родился и вырос в Ласко́ве, а потом вместе с народом прошёл труднейшие годы коллективизации, войны, послевоенной колхозной жизни.






Примерно с 1927 года крестьян обязали сдавать натурой все продукты государству. Надо было ежедневно носить в пункт приема в Шума́ях молоко. Зерно, сено, картофель, лён, мясо возили на станцию Сошихино или в другие приемные пункты. Для сена открыли пункт в деревне Морозы, это от Ласко́ва километров пятнадцать.

Сельсовет и слушать не хотел, что крестьянину некогда, что сено надо скорее убрать в сарай, что много других срочных дел. Часто и сам председатель, и другие работники сельсовета прямо-таки над душой стояли, требуя немедленной отправки сена. Уж как только ни умоляли их мужики, как только ни просили подождать с отправкой – мол, не горит же, вот управимся с уборкой, свезём больше задания. Всё напрасно.

А что творилось в Морозах!.. Тогда ведь не то, что теперь – людей в деревнях много было. Сено в Морозы везли из деревень семи сельсоветов. Очереди подвод с сеном выстраивались длиной до километра, с трех или четырех сторон деревни. Жара, воды нет – колодцы на замки закрыты, ни самим напиться, ни коней напоить. Слепни до крови кусают лошадей – те бьются, ложатся прямо в упряжи. Люди, обозленные до предела, лезут без очереди, ругаются, грозят друг другу, пускают в ход кулаки. Хорошо, если выдастся вёдро – хоть простоишь день в очереди, да сено сдашь. А дождь – вези домой. Пропал день! И это когда столько дел…

Сельский совет из органа народной власти, куда мужик поначалу шел за советом, за помощью, скоро превратился в орган давления на мужика, и потому мужик уже стал избегать встречи с ним.

Когда еще не было госпостáвок, у мужика была забота лишь об уплате сельхозналога и страховки. С введением же госпоставок натурой (налог и страховка, само собой, оставались) на крестьянина обрушились мучения. Того же сена надо было отвезти возов восемь-десять. А ведь лошадь-то одна! Поэтому в Ласко́ве сдавать сено возили по очереди, чтобы в деревне оставалась хотя бы пара лошадей и можно было помочь соседям.

…Наступала зима. В разные годы она приходила по-разному. Бывало, что окончательно устанавливалась прямо с Покрова (14 октября). Были годы, когда сначала устанавливался, как говорили, отзимок, после которого еще долго пасли скот в поле.

Зимой крестьяне тоже не отдыхали, хотя напряжение заметно спадало. Мяли, трепали, пряли лён. Бабы ткали полотно. Мужики заготавливали дрова.

Всё повторялось из года в год. Взрослые старели, а мы росли, набирались ума-разума.

В лавке

В годы нэпа была разрешена частная торговля. В селе Травино́ лавку имел Платон Васильев, а торговал в ней его женатый сын Миша.

Отец сказал мне, что мы пойдем в лавку. Я не мог понять, как это можно пойти в лавку. Лавка – ведь это широкая скамья вдоль стены в избе. На лавке можно сидеть, спать, но войти?..

По дороге отец объяснил, что лавка – это изба, в которой продают товары. А когда пришли в Травино, я увидел в лавке баранки, пряники, конфеты. Папаша покупал косу и еще что-то, но только не гостинцы. А просить я стыдился.

Зато мой ровесник Ванька из деревни Желны́ смело шмыгнул под прилавок и схватил баранку.

– Вот молодец! На́ еще, – сказал Миша и подал Ваньке вторую баранку.

Отец Ваньки Никон и папаша рассмеялись.

– Дай же и моему Петьке, – попросил у продавца папаша.

Я всю обратную дорогу жалел, что не я, а Ванька такой смелый. Его сам продавец похвалил.

Надька

Надька из деревни Фóченки иногда бывала у Бобкиных в гостях и вместе с нами бегала по улице. Ее тетя и крёстная, Машка, Коли Бобкина мать, говорила, что выдаст Надьку за меня замуж. Всё Ласко́во дразнило меня Надькой, а я этому только радовался.

Бабка Васи́ха (сестра дедушки Алексея) спрашивала меня:

– Сынок, ты никак жениться будешь?

– Ага, – кивал я головой.

– А замуж-то кого ж возьмешь?

– Надьку Фоченскую.

– А где ж вы жить-то будете?

– Ту́ю избу отломаем и построимся на гуменнике.

– А меня в гости-то пустите?

– Не знаю, как яна́-то (т. е. она).

Взрослые долго пересказывали нашу беседу – вот я её и запомнил.

Надька же про то не знала, пока я лет через пятьдесят ей это не поведал.

Гусак

Иван Матвеев всю свою жизнь прожил в родной Терехо́вке. В молодости был очень силён, смел, голову держал гордо, за что и был прозван Гусаком.

Гусака знали далеко: не была такой драки, где бы Гусак не побеждал. Его боялись, потому что он кулаком сразу сбивал с ног. Да и компания у него была подходящая, только и ждала гусаковой команды.

Прошло много лет. Гусак был уже многодетным отцом и даже дедом, но ещё все признавали его силу. Побаивался его и полоумный Антон, хотя и самого Антона все опасались, старались не сердить. Рассерженный, он мог ударить чем попало.

Как-то раз Гусак чем-то рассердил Антона. Тот побагровел, схватил камень, замахнулся, но тут же бросил камень в сторону, затопал ногами и стал ругаться жуткими словами:

– У-у! Ы-ы! Гусак! Огурец! Фабрика!

Тогда Гусак стал успокаивать и хвалить Антона. Помирились.

Кузьма

Кузьма Иванович Кукушкин из деревни Тя́глица, маленький, юркий мужичонка, жил на хуторе близ нашей деревни. Свою первую жену Нюшку он выгнал из дому, и та ушла к отцу в деревню Шума́и. Боясь мести Нюшкиных братьев, Кузьма через Шумаи больше не ездил, а делал большой крюк через Ласко́во, Сидорёнки, Красики́, Сиго́рицы.

Возвращаясь как-то раз домой в дровнях в лютый мороз, Кузьма отчаянно замёрз. До дому еще далеко, а кобыла, как на грех, выбилась из сил. Что делать?

Вспомнил Кузьма, что вместе с хлебом жена Оля положила в мешок стручковый перец. А что если “согреть” кобылу? И натер Кузьма перцем кобыле под хвостом.

Кобыла понеслась, поджимая хвост, а Кузьма в своих дровнях замёрз еще больше. Когда кобыла, устав, пошла шагом, Кузьма решил согреться сам. Натерев перцем задницу себе, Кузьма побежал впереди кобылы. В Ласко́ве сбросил тулуп, а у собственной избы только успел крикнуть жене:

– Оля!! Кобылу выпряги! А я – пошёл!

Набегавшись, рассказал всё Оле. Оля – тяглицким и ласковским бабам, а уж те – всему свету.

Уха

Махновский дядя Лёшка изредка полавливал в озере рыбу. На удочку. Не как другие, конечно, а всё же и он приносил домой плотичек, окуньков, ершей. Так что семья время от времени баловалась ухой. Нам, в Ласко́ве, где поблизости не было ни реки, ни озера, такого не доставалось.

Но вот однажды тетя Нюша прислала нам свежей рыбы с ребятами – Ванькой и Васькой. Бабуша немедля в горшочке на тагане сварила уху и всех нас, ребят, усадила за стол. Налила в одну чашку, оставив в горшке и взрослым к обеду, предупредила:

– Ешьте, только не деритесь.

Мы хлебали вкуснющую уху деревянными ложками и норовили выловить рыбёшку. Старший из гостей, Ванька, толкал под столом коленом брата, который тоже старался поймать рыбу в чашке. Тот не понимал, в чём дело, и Ванька шептал ему в ухо:

– Васьк, не ешь рыбу-то…

Но Васька сопит себе и ловит дальше. Ванька толкает и шепчет снова, грозно:

– Васьк, кому говорю!..

Васька, не отрываясь от рыбешки, обиженно и громко:

– Да я только уху-у!..

Перец

В тот или другой раз, не помню, Васька увидел у нашей мамы стручки красного перца:

– Теть Дунь, дай мне пелцу домой.

– Пе-ерцу? – удивилась мама.

– Ага.

– Много?

– Не-е. Один стлук (т. е. струк, стручок).

Подав Ваське стручок, мама поинтересовалась:

– На что ж тебе перец, кормилец?

Васька спрятал перец под рубаху, нехотя ответил:

– В ба́йне поло́к намажу.

– Полок намажешь? Зачем?

– Бабы сядуть – пускай повопу́ть (т. е. повопят, покричат).

– Ах ты, шкет! Отдай перец!

Но Васька уже был за дверью.

Кино

Ходил слух, будто в городе стали показывать “живые картины”.

– А как это – живые картины?

– А так: люди на картине бегают, шевелят губами, руками машут.

– Неуж правда?

– И животные двигаются. Вот, к примеру, нарисована лошадь с телегой. И на телеге едет человек, и конь, прямо как живой, идет и головой и хвостом машет.

– Это какой-нибудь “туман” пускають в глазы…

– Никакой не туман. Говорят тебе – картина.

Пришло, наконец, время и нам посмотреть “живые картины”. Темной зимней ночью в пустом доме е́сенского Васи показывали немое кино. Старухи не пошли – побоялись греха. А молодых и ребят – полная изба. Мы уселись прямо на полу у самого полотна.

И смех, и шум, и крик – это когда прямо на нас пошёл паровоз. Страшно ведь!

Цыган Гаврила

В наших краях в те годы было много цыган. С ранней весны, как только зазеленеет первая трава, и до поздней осени, когда лошадям в поле взять уже нечего, цыгане жили в шатрах. Вставали табором на две-три семьи неподалеку от деревень, где-то в затишье, среди кустов, вблизи ручья. Чтобы и вода была хорошая рядом, и трава, и чтобы цыганки успевали напобираться и сготовить ужин.

Их шатры появлялись и возле нашей деревни, но редко и только осенью. Весной и летом мужики не позволяли им стоять на наших угодьях, потому что сенокосов и пастбищ самим было мало. А вот тя́глицкий Никандр, живший на хуторе недалеко от Ласко́ва, не занимал полностью свою землю, и возле него цыгане вставали табором не один раз за лето.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Ласко́во"

Книги похожие на "Ласко́во" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Петр Смирнов

Петр Смирнов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Петр Смирнов - Ласко́во"

Отзывы читателей о книге "Ласко́во", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.