» » » » Василий Зверев - История России. Краткий курс


Авторские права

Василий Зверев - История России. Краткий курс

Здесь можно купить и скачать "Василий Зверев - История России. Краткий курс" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Василий Зверев - История России. Краткий курс
Рейтинг:
Название:
История России. Краткий курс
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История России. Краткий курс"

Описание и краткое содержание "История России. Краткий курс" читать бесплатно онлайн.



Пособие излагает основные события и проблемы российской истории с древнейших времен до настоящего времени. Оно адресовано абитуриентам и старшеклассникам, готовящимся к сдаче экзаменов, и поможет им систематизировать и дополнить полученные знания. Объем информации соответствует школьной программе. Задача пособия – просто, доступно и по возможности кратко представить материал для быстрого и целенаправленного усвоения. Для этого наиболее значимые события, даты, понятия, имена, названия художественных произведений и т. п. выделены в тексте курсивом. В конце пособия даны словарь понятий, а также хронологическая таблица, которые помогут закрепить и активизировать усвоенные знания.






Книжная грамотность, создание книг позволили Киевской Руси стать в один ряд с другими народами в деле освоения культурного наследия человечества. Самой древней сохранившейся русской книгой является Остромирово евангелие, созданное по заказу новгородского посадника Остромира в XI в. Значительную художественную ценность представляют Мстиславово евангелие, Изборники 1073 и 1076 гг. Древние книги создавались долго. Кропотливо и искусно переписчики выводили на пергаменте (специально обработанной коже молодого теленка) буквы и замысловатые миниатюры, украшавшие страницы фолианта. Стоили такие книги очень дорого.

Для простых людей пергамент был недоступен, но выход был найден в использовании дешевого материала – бересты. Она применялась для написания писем, деловых документов, долговых расписок и т. п.

Принятие христианства подтолкнуло не только к изучению Библии и Евангелия, но и открыло доступ к богатому наследию греческой культуры. На Руси стали активно переводить на древнерусский язык жития святых, хроники и повести.

Заметным шагом в культурном развитии стало летописание (особая форма исторических знаний в виде годичных сообщений о событиях). Наиболее полным собранием летописей киевского периода считается «Повесть временных лет», созданная по легенде монахом Киевского Печерского монастыря Нестором в начале XII в.

Наряду с летописанием стало развиваться и литературное творчество. В числе наиболее значимых произведений этого периода «Слово о законе и благодати» первого русского митрополита Иллариона. В этом произведении, прославляющем христианскую религию, он противопоставлял Ветхий (Библия) и Новый (Евангелие) Завет. По его мнению, новозаветная благодать выше библейского закона. Тем самым Илларион стремился доказать равенство всех народов перед богом. Его взгляды были также направлены против попыток Византии подчинить молодые христианские народы (и население Киевской Руси в том числе) своему влиянию.

К другим формам литературных произведений относятся жития русских святых: Бориса и Глеба, Ольги, Владимира. Особый жанр составляют записки русских путешественников, так называемые «хожения». К числу наиболее известных работ относится «Хожение Даниила», игумена черниговского монастыря в Палестину. В нем сообщались не только сведения о христианских святынях, но и содержалась информация о климате, природе, растительном и животном мире далеких от Руси мест.

Появился на Руси и жанр воспоминаний. В начале XII в. князем Владимиром Мономахом было написано «Поучение». Оно содержало наставление детям, воспоминания и послание князю Олегу Черниговскому. В «Поучении Владимира Мономаха», отличавшемся высокой художественностью, были четко сформулированы главные жизненные принципы, которыми руководствовался в своих действиях этот выдающийся государственный деятель: мужественность и смелость, верность слову и нищелюбие, вера в бога и готовность на подвиг.

Принятие христианства и становление новой религии сказалось и на развитии архитектуры. Каменное строительство напрямую было связано с деятельностью приехавших на Русь византийских мастеров. Они воздвигли в Киеве храм Успения Богородицы, более известный как Десятинная церковь, названная так по десятой доли от всех доходов, отпускаемой киевским князем на украшение этого собора.

В основе строительной техники византийских зодчих лежало использование плоского греческого кирпича (плинфы). Его форма в сочетании с умелым использованием способов кладки увеличивали прочность зданий.

Строившиеся на Руси храмы имели крестово-купольную форму. Она представляла собой прямоугольное помещение, разделенное столбами на несколько частей (нефов). Обычно древнерусские храмы были четырехстолпными и трехнефными. При необходимости количество нефов могло возрастать, как и число столбов.

Самыми известными культовыми сооружениями стали Софийский собор в Киеве (1037), Новгородская София (1045–1050), Успенская церковь Печерского монастыря в Киеве (1073–1078), Георгиевский собор Юрьева Монастыря в Новгороде (20–е гг. XII в.). Храмы отличались большой вместительностью и богатым внутренним украшением храмов. Это было необходимо для активного распространения христианства среди населения и эмоционального воздействия на прихожан.

Интерьер храмов обычно украшался фресками и мозаикой. Фреской называется роспись водяными красками по еще не высохшей штукатурке. Эта техника требовала быстроты и расчета, ясности замысла, точности исполнения. В соборах древней Руси фрески посвящались не только церковным сюжетам, но и сценам обыденной жизни. В Киевской Софии удалось обнаружить два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого. Интересна и сохранившаяся фреска с изображением музыкантов и скоморохов.

Мозаика представляет собой технику создания изображения при помощи специального стекловидного материала (смальты). Ее разноцветные кусочки, расположенные под различным углом наклона, образовывали неповторимые картины. При попадании лучей света мозаика «играла», завораживала внимание верующих. Именно такое впечатление производит Богоматерь-Оранта Софийского собора в Киеве. Для ее создании было использовано около 130 оттенков цветовой гаммы. Прекрасна и мозаика Дмитрия Солунского из церкви архангела Михаила в Киеве.

Прославлению величия и силы столицы служила постройка Золотых ворот. Они символизировали богатство и могущество Руси.

С принятием христианства получило распространение и станковая живопись (иконы). Традиция письма по дереву, как и многое другое, пришла из Византии, и первыми наиболее почитаемыми иконами были иконы византийского письма. Среди них выделяется «Владимирская Богоматерь». Она полна нежной лирики, мягкости и глубины чувств. Образ «Владимирской Богоматери» послужил основой для создания на Руси целого ряда икон на эту же тему.

2. Культура Руси второй половины XII – начала XIII вв

Вместе с распадом Древнерусского государства на отдельные княжества появились и новые центры культуры, которые, восприняв лучшие традиции Киевской Руси, обогащали их новыми элементами и придавали им неповторимый местный колорит.

Как правило, развитие искусства, ремесленного производства, зодчества происходит в наиболее крупных и влиятельных государственных образованиях. Не стала исключением и Русская земля. К числу главных очагов культуры относились Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Киевское княжества, Псков и Новгород.

Наряду с экономическим и политическим обособлением русских земель в культуре проявлялись тенденции, свойственные в целом для развития материальной и духовной жизни людей. Так в XII – начале XIII вв. происходило дальнейшее усовершенствование технологии обработки железа, что позволяло добиться изготовления более прочных орудий труда и оружия. В литейном производстве стали применяться каменные литейные формы. Повсеместное распространение получили водяные мельницы. Ювелиры искали новые способы обработки драгоценных металлов. В культовой архитектуре преобладали небольшие по объему, устремленные вверх храмы, внешний вид (экстерьер) которых становится богаче и разнообразнее по сравнению с предыдущим периодом.

Однако общим для периода феодальной раздробленности все-таки стало формирование собственных стилей, характерных для каждого княжества. Наиболее явно это проявилось в каменном строительстве.

Для новгородской архитектурной школы отличительной чертой было использование местного строительного материала – известняка, который приходил на смену плинфе. Изменились и размеры возводимых соборов. Поскольку главными заказчиками в Новгороде выступали не бояре и князья, а купцы и состоятельные ремесленники, то в первую очередь ценилось умение строить быстро и не дорого. Основной формой застройки стали небольшие одноглавые церкви со скромным украшением. К числу наиболее известных сооружений этого времени относятся церковь Спаса-Нередицы близ Новгорода (1198), Петра и Павла на Синичьей горе (1185–1192), Благовещения в Аркажах (1179) и др.

Совершенно иной характер присущ архитектуре Владимиро-Суздальского княжества. Стремление местных князей занять первенствующее положение среди других правителей воплотилось в создании пышных и монументальных сооружений. Особенно отличался своими замыслами Андрей Боголюбский, пригласивший для украшения своей столицы даже немецких мастеров. Знакомство с новыми приемами ремесла обогащало технику русских зодчих, позволяло сформироваться неповторимой архитектурной школе. Главным храмом г. Владимира стал Успенский собор (1158–1160), построенный из белого камня, с богато украшенным экстерьером. Значимость и величественность городу придавали и Золотые ворота (1164), построенные по образу Золотых ворот в Киеве. Неповторимым шедевром отечественной архитектуры является церковь Покрова на Нерли (1166), в которой воплотились красота и торжественность, стройность и легкость. До наших дней, к сожалению практически не сохранился дворцовый ансамбль в Боголюбове. Но по свидетельству специалистов, он представлял собой удивительный памятник мастерства и фантазии строителей. Не менее великолепен и величествен сохранившийся Дмитриевский собор (1194–1197), отличающийся исключительным богатством отделки.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История России. Краткий курс"

Книги похожие на "История России. Краткий курс" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Василий Зверев

Василий Зверев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Василий Зверев - История России. Краткий курс"

Отзывы читателей о книге "История России. Краткий курс", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.