» » » » Салават Асфатуллин - Литературные портреты

Салават Асфатуллин - Литературные портреты

Здесь можно скачать бесплатно "Салават Асфатуллин - Литературные портреты" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Критика, издательство Золотая аллея, год 1997. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Салават Асфатуллин - Литературные портреты
Рейтинг:

Название:
Литературные портреты
Издательство:
Золотая аллея
Жанр:
Год:
1997
ISBN:
5-7111-0272-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Описание книги "Литературные портреты"

Описание и краткое содержание "Литературные портреты" читать бесплатно онлайн.



Писать литературные портреты своих собратьев-литераторов – дело неблагодарное: вдруг что не так напишешь – обидятся. А напишешь, чтоб не обиделись, приукрасишь – погрешишь против истины. Лучше уж не писать вовсе. Но вот нашелся один смелый по имени Салават – написал.Да как-то эдак легко. С иронией. И весьма многое – в I точку. И странно – самим писателям понравилось.





Салават Асфатуллин

Литературные портреты

© С. Асфатуллин, 1997

* * *

Акварельные портреты

Сергей

Про себя я его называю молодым Львом Толстым – тот же стиль письма. Только наш-то, в духе времени, по-мобильнее. Ездит не на извозчике и паровозных поездах, а на попутках и самолетах. И пишет не такие толстые книги, а потоньше. И вполне доступен.

Коренаст, крепко сложен. Лобастая голова, короткая стрижка, ладная борода. Не бородка и не лопата дворника Степана. Купринская бооола. Глаза хоть и голубые, но никак уж не фарфоровые. Умные, живые глаза. И какие-то доброжелательные, причем с ходу. Любимая поговорка: «Работа, работать над этой рукописью…», «За плугом, сударь ты мой, за плугом!». Вот именно так, четыре раза. В этой фразе весь он сам.

Хорош тем, что всегда оставляет свет в конце тоннеля. Теоретически он, конечно, прав. Если бесконечно работать, то даже из школьного англо-русского словаря лет через сто можно составить «Сон в летнюю ночь» Шекспира.




Его мнение особенно ценно тем, что к нему прислушиваются и правые, и левые. Ну, а для зеленых он вообще кумир. Хороший мужик, одним словом. Свой. Вполне земной, еще не ударился ни в какую крайность и не закостенел в портретных рамках. Да небось и портрет-то еще не заказал, как полагается писателю, да еще живущему в Тарусе – вотчине московских художников. А жаль. Он сейчас «мужчина в соку». Нет, потом он, конечно, будет еще интереснее. Появятся благородные морщины, седина. Глаза станут еще значительнее. Ну прямо – как настоящий русский классик из учебников литературы для пятого класса. Но уже не будет того сока, смака к жизни, мужской силы и мужской привлекательности. Надо ему срочно заказать портрет. И обязательно маслом по холсту. Такой же основательный, как он сам. Очень хорош и в роли былинного сказателя.

Но эта же чрезмерная основательность его частенько подводит – в текстах иногда видно, как натужно он пахал. А этого не должно быть видно ни при каких обстоятельствах. Так что извини, Сергей: «Платон Михеенков мне друг, но истина дороже».

Февраль – май 1997

Потоцкий

Фамилия-то какая громкая. И по звучанию, и по смыслу, ну, а если историю копнуть, там много славных дел можно раскопать, связанных с Потоцкими.



Худой, субтильный, много курит. Как все худые, внешне злой. Его все побаиваются. Дескать, головы рубит – только так! Свист стоит. А того не понимают, что это от: профессии. Сценарист, драматург никогда не напишет «Ваня улыбнулся Степану широкой улыбкой, обнажив щербатый рот, достал мятые папиросы, протянул одну папироску соседу, другую сунул себе в рот и полез за спичками. Спички были сырые, гореть не хотели. Но в конце концов все уладилось, оба затянулись и выпустили первые струйки дыма». Сценарист напишет: «ЗАКУРИЛИ».

И будет совершенно прав. Потому, что он умный и читателей своих тоже считает умными и сообразительными людьми.

Ведь ритмы жизни-то неизмеримо ускорились. Беречь надо и свое, и чужое время. Время теперь – деньги. Это раз.

Образованных людей на земном шаре стало в десятки раз больше, чем когда писалось «Муму». Гораздо больше стало и начитанных, обладающих образным мышлением. Если бы все в литературе шло своим естественным путем, без вторжения телевидения, то удельный вес сценариев рос бы в геометрической прогрессии. Все больше знаю людей, которые заявляют: «А у меня в голове было интереснее, чем у Свердловской киностудии, или, скажем, у Ленфильма». Это два.

Вот потому-то Потоцкий никогда не будет полчаса растолковывать школьнику от литературы, где у него косо, где криво, а где пришито белыми нитками. Он скажет: «Чушь!», или: «Это не литература!», или: «Это вообще не стихи!». Но зато в одном молодежь может быть спокойна – если в груде сырых рукописей есть талантливый кусок, то уж Потоцкий никак не пропустит и не проспит. Сценаристы, они вообще очень наблюдательны. Изнутри это идет.

Ведь для того, чтобы написать одно слово «Бардак», он должен в долю секунды увидеть и горы пустой посуды, и объедки, и девиц под одеялами, и девиц, выходящих из туалета, и горы окурков везде, и женские трусики, и тупые, пьяные рожи мужиков, и обрывки магнитофонных лент, и мусор, мусор на столах и на полу. И не просто увидеть, а запомнить и запечатлеть в мозгу. И не только картинку, но и визги, пьяный мат и даже смрадные запахи. Ведь для того, чтобы потом, через много лет, выразить все одним словом, надо иметь в голове всю картину того бытия. А расписывать длинно ему нельзя – жанр не позволяет. Кинокритикам в толстых газетах и журналах можно, а ему нельзя. Это про его случай пословица: «Лучше враждовать с умным, чем дружить с дураком».

А вообще-то он совсем не злой, хоть и выглядит так сквозь очки. Любит возиться с деревом.

Давно заметил, кто любит работать с деревом, тот добрый. И терпеливый. Знаете, сколько надо терпения, чтобы вручную выстругать ножку обыкновенного стула? Лично меня никогда не хватало на это.

С удовольствием привел бы пару отрывков из Потоцкого, но в Калужской губернии никто в глаза не видел его текстов. Тайна могикан. Такова судьба киносценаристов. Так что извините. Но одну-две кинокартины некоторые смотрели. Впечатления разные, но, в основном, хорошие.

Переживает он сильно и внутренне, что культура наша дичает. Люди, внешне интеллигентные, уже начали спрашивать: «А зачем вы книги пишете, да еще за свой счет издаете? Какой навар?» Болеет он от этого. Ведь это уже запредел. Поневоле станешь пессимистом. Да и рукописи двух романов, желтеющие в тумбочке спальни, оптимизма не прибавляют. Это, если сказать очень мягко. Но ничего, Владимир Иванович, мрак не вечен. Жизнь продолжается…

Февраль 1997

День удач

Бывают дни, когда удается все.

Например: 10 утра, стук в дверь. Открываешь, а там стоит поэт, член Союза писателей России, ответственный секретарь областной газеты – Кухтинов. Сам пришел к зеленому писателю в коммунальную квартиру. Сам решил занести свое вступительное слово к первой книжке. И никогда бы не поверил в подобное, если бы это был не КУХТИНОВ. Славный, мягкий, добрый и, одновременно с этим, – с молниеносной реакцией матерого журналиста. И с авторитетом в журналистских и литературных кругах. Открываешь Слово, а там одна похвала. Ну уж тут крепче держись за стул, а то упасть можно. Скажете, опять фантастика. Но вот именно так и было в тот звездный день.

11 часов утра. Стук в дверь. Открываешь, а там старинный друг Ваня, который почему-то потерялся и целый месяц не давал о себе знать. Беспокоился я о нем. Забежал по дороге в «Белый дом», хочет просить там кредит на развитие овощеводства. Желаю ему ни пуха, ни пера.

12 часов дня. Стук в дверь. Опять Ваня. Дали кредит другу! Причем не на 3 месяца, как принято в наших банках, а не полтора года. И не пять миллионов трясущимися руками, а двести пять.

13 часов дня. Совершенно случайно на улице встречаешь вездесущего Днепровского-Орбелиани, которого десять дней подряд пытался поймать в его тесной каморке, именуемой так пышно и длинно, что мне лень выговаривать это самому, а тем более утомлять вас.

Приведу в сокращении:

Калужское отделение ВООПИК. И этот ходячий знаток старины калужской за 10 минут дает точные названия и годы построек к моим снимкам церквей. Без него мне пришлось бы облазить все библиотеки и музеи города Калуги и затратить 10 дней.



14 часов. Директор издательства «Золотая аллея» Владислав Васильевич Трефилов вернулся, наконец, из длительной командировки по Башкирии и Оренбуржью. Встретился в коридоре и назначил окончательный день принятия решения о выпуске моих открыток с видами города.

15 часов. Его редактор Наталья Солнцева с оттенком почтительности доброжелательно разрешает издать мой мизерный тираж художественной прозы через них.

16 часов. Художник-график Ляпичев, ударившийся в рекламу, наконец-то отвечает: «Нет, не буду обманывать и задерживать книжку. Не смогу – нет времени».

Великое слово: «Нет». Особенно, если оно сказано сразу, а не через месяц или полгода. В науке нет отрицательных результатов: отрицательный результат тоже результат. Как мало решительных людей, быстро, взвешенно и ответственно умеющих говорить: «Нет!» Ведь после получения такого ответа не теряешь время на ожидание, а ищешь другие пути.



17 часов. Другой художник – Евгений Смирнов быстро и ответственно отвечает:

«Да. Я буду оформлять вашу книжку».

А архитектор, поэт и журналист Валерий Васильев попутно предлагает свои шаржи.



18 часов. Забираешь из фотоателье толстую пачку фотографий с картин фантаста и философа Голубева и отсылаешь в Кондрово. То-то будет радость художнику! А то за 15 лет никто в Кондрове не удосужился заснять картины художника и составить хоть какой-то каталог. Да что там каталог, заметки в районной газете не было уже лет десять. А живут с главным редактором в одном подъезде. Воистину нет пророка в своем Отечестве! Можно подумать, по всему Кондрову толпами ходят художники-космисты и даже дворники там все рисуют и изучают Космос.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Литературные портреты"

Книги похожие на "Литературные портреты" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Салават Асфатуллин

Салават Асфатуллин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Салават Асфатуллин - Литературные портреты"

Отзывы читателей о книге "Литературные портреты", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.