» » » » Зельфира Гаджиева - Конституционное право человека и гражданина на информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Монография


Авторские права

Зельфира Гаджиева - Конституционное право человека и гражданина на информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Монография

Здесь можно купить и скачать "Зельфира Гаджиева - Конституционное право человека и гражданина на информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Монография" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Зельфира Гаджиева - Конституционное право человека и гражданина на информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Монография
Рейтинг:
Название:
Конституционное право человека и гражданина на информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Монография
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Конституционное право человека и гражданина на информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Монография"

Описание и краткое содержание "Конституционное право человека и гражданина на информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Монография" читать бесплатно онлайн.



В монографии описывается система конституционно-правового законодательства, посвященного регулированию права человека и гражданина на доступ к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, выявляются особенности и проблемы законодательного регулирования доступа граждан к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в Российской Федерации и правового обеспечения информации ограниченного доступа. Уделяется внимание информационной безопасности и ответственности за информационные правонарушения. Показан исторический процесс становления и развития права на информацию в России и зарубежных странах. Законодательство используется по состоянию на январь 2015 г. Книга рассчитана на руководителей и служащих органов государственной власти и местного самоуправления, юрисконсультов, преподавателей юридических вузов и факультетов, аспирантов и студентов.






В соответствии со ст. 19 Международного пакта от 16 декабря 1966 г. «О гражданских и политических правах» «1. Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений.

2. Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения или иными способами по своему выбору.

3. Пользование предусмотренными в пункте 2 настоящей статьи правами налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми:

a) для уважения прав и репутации других лиц,

б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения»33.

Тоже сказано и в ст. 11 Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г.: «1. Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения. Это право включает свободу придерживаться своих мнений, получать и распространять информацию и идеи любым законным способом без вмешательства со стороны государственных властей и независимо от государственных границ.

2. Поскольку пользование этими свободами налагает обязанности и ответственность, оно может быть сопряжено с формальностями, условиями и ограничениями, предусмотренными законом и необходимыми в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка или защиты прав и свобод других лиц»34.

В Конституции России содержатся основополагающие нормы с точки зрения закрепления и дальнейшей конституционно-правовой регламентации права граждан на доступ к информации о деятельности органов государственной власти.

Так, согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать и получать информацию любым законным способом. Вместе с тем в Конституции РФ содержатся и иные нормы, гарантирующие право граждан на доступ к информации. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Эти нормы определили развитие законодательства России о доступе к информации о деятельности органов публичной власти.

Как отмечается в Национальном докладе о доступе к информации о деятельности органов власти в Российской Федерации, «положения ч. 2 ст. 24 Конституции РФ в определенной степени дублируют общие нормы ч. 4 ст. 29, а также ч. 3 ст. 55 Конституции РФ применительно к информации, непосредственно затрагивающей права и свободы лиц. Вместе с тем основной, но не самой очевидной специфичной особенностью нормы ч. 2 ст. 24 Конституции РФ является то, что ее положения сформулированы не как описание права человека, а в виде определения обязанности органа власти: "Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами…". На основе буквального толкования положений ч. 2 ст. 24 Конституции РФ можно сделать вывод о том, что если иное не предусмотрено федеральным законом, то на орган власти, который обладает информацией, непосредственно затрагивающей права и свободы конкретного лица, возложена конституционная обязанность не только ознакомить это лицо с такой информацией по его запросу (реактивный способ), но и создать такие условия, при которых это лицо будет уведомлено о том, что в органе власти имеется такая информация (проактивный способ).

Таким образом, право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления основывается на положениях ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, а положения ч. 2 ст. 24 Конституции РФ предоставляют дополнительные гарантии этого права в отношении той информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, которая непосредственно затрагивает права и свободы субъектов»35.

В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной 9 сентября 2000 г., соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею стоит на первом месте среди составляющих национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере. Но тем не менее в правовых актах различного уровня, касающихся вопросов формирования видов общедоступных информационных ресурсов и обеспечения доступа пользователей к открытой информации, на протяжении долгого периода времени не было закреплено четкого определения понятия доступа к информации.

Субъекты и объекты доступа в различных нормативных правовых актах определяются по-разному, механизмы доступа к информации также не определены. В большинстве правовых актов, направленных на регулирование информационных отношений, отсутствовали нормы, обязывающие органы государственной власти обеспечить доступ каждому гражданину к формируемым ими общедоступным информационным ресурсам.

Соответственно, в 1990-е и 2000-е гг. проблема доступа граждан России к информации о деятельности органов государственной власти являлась чрезвычайно актуальной и практически значимой.

Первый специализированный российский закон, регламентирующий общую часть информационно-правовых отношений, в том числе в сфере доступа к информации о деятельности органов государственной власти, появился спустя год с небольшим после принятия Конституции Российской Федерации.

Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»36 стал первым законодательным актом нашей страны, в котором была предпринята попытка комплексного регулирования отношений в сфере поиска, получения и распространения информации.

В данном законодательном акте (ст. 1) содержались нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при:

– формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации;

– создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения;

– защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.

Несмотря на то что в самом Законе об информации и информатизации не содержалось понятия доступа к информации о деятельности органов государственной власти, в нем тем не менее были определены виды информации по степени доступа, права собственника информации по установлению правил доступа к ней, определены государственные информационные ресурсы, установлен порядок доступа к государственным информационным ресурсам.

В соответствии с Законом государственные информационные ресурсы Российской Федерации формировались в соответствии со сферами ведения как федеральные информационные ресурсы; информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации формировали государственные информационные ресурсы, находящиеся в их ведении, и обеспечивают их использование в соответствии с установленной компетенцией.

Конечно, государственные информационные ресурсы представляли собой в понимании Закона 1995 г. не только информацию о деятельности органов государственной власти, но и иную информацию, созданную или полученную органами государственной власти и включенную в установленном порядке в государственной информационный ресурс.

В Законе определялось, что использование информации, содержащейся в государственных информационных ресурсах, возможно с учетом степени доступа к ней (аналогичное правило установлено и действующим в настоящее время Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» 2006 г.).

Согласно ст. 10 Закона 1995 г. государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа. Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.

Более конкретно можно сказать, что законодательство РФ не определяет перечень информации, доступ к которой юридических и физических лиц должен быть обеспечен, и это правильно, поскольку многие законы в рамках сферы правового регулирования устанавливают либо обязанность предоставлять некоторую информацию, либо запрет на ограничение доступа к информации.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Конституционное право человека и гражданина на информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Монография"

Книги похожие на "Конституционное право человека и гражданина на информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Монография" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Зельфира Гаджиева

Зельфира Гаджиева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Зельфира Гаджиева - Конституционное право человека и гражданина на информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Монография"

Отзывы читателей о книге "Конституционное право человека и гражданина на информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Монография", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.