» » » » Борис Безлепкин - Уголовный процесс в вопросах и ответах. 8-е издание. Учебное пособие


Авторские права

Борис Безлепкин - Уголовный процесс в вопросах и ответах. 8-е издание. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Борис Безлепкин - Уголовный процесс в вопросах и ответах. 8-е издание. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Борис Безлепкин - Уголовный процесс в вопросах и ответах. 8-е издание. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Уголовный процесс в вопросах и ответах. 8-е издание. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Уголовный процесс в вопросах и ответах. 8-е издание. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Уголовный процесс в вопросах и ответах. 8-е издание. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие является восьмым, переработанным и дополненным изданием, которое содержит концептуальные основы теории уголовно-процессуального права. Оно базируется на нормах Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также решениях Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ по применению норм уголовно-процессуального права. Материал изложен в виде лаконичных ответов на основные вопросы программы вузовской учебной дисциплины «Уголовный процесс». Для студентов юридических вузов и факультетов, начинающих изучать эту дисциплину, а также всех, кто интересуется уголовно-процессуальным правом.






5. Руководитель следственного органа – должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель (п. 381 ст. 5 УПК). Таким образом, речь идет о различного ранга должностных лицах четырех правоохранительных ведомств, которые являются руководителями следственного подразделения, начиная от группы в несколько человек, вплоть до следственного аппарата в целом в масштабе всей страны, по отношению к которым следователи являются подчиненными по государственной службе, причем в трех из этих ведомств – по службе военизированной.

6. Согласно ст. 39 УПК руководитель следственного органа уполномочен:

– поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;

– проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;

– отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления руководителя, следователя, дознавателя другого органа предварительного расследования;

– давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании меры пресечения, квалификации преступления и объеме обвинения; лично рассматривать сообщения о преступлении и участвовать в их проверке;

– давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, при этом лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого;

– разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;

– отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК;

– отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа;

– продлевать срок предварительного следствия;

– утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу, а также об осуществлении государственной защиты;

– давать согласие следователю на обжалование решения прокурора о возвращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части первой ст. 221 УПК (подробнее о таком обжаловании уже шла речь в разделе, посвященном следователю);

– возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования.

В случае принятия уголовного дела к своему производству руководитель следственного органа обладает всеми правами следователя или руководителя следственной группы.

7. Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Такие указания по общему правилу могут быть обжалованы следователем руководителю вышестоящего следственного органа. Исключение составляют случаи, когда указания руководителя следственного органа касаются адресованных следователю требований прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия. Предписание об исполнении таких требований, с которыми руководитель следственного органа солидарен, обжалованию следователем не подлежит.

8. Обжалование следователем указаний своего руководителя не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда они касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения.

9. Упразднение института судебных следователей, разрозненность следственного аппарата, включенность следователей в различные ведомства, их подконтрольность ведомственному начальству, запутанность взаимоотношений следователя с этим начальством, прокуратурой, судом, дознанием и спецслужбами, ослабление прокурорской власти, приниженность следственной службы и неравенство следователей различных ведомств, а также многое другое, характеризующее их положение в обществе и в системе государственной службы, образуют крупную и застарелую проблему, органически связанную с историческими и политическими перепадами в жизни нашего общества и государства в трагическом ХХ веке. Она производна от еще более масштабной проблемы соотношения судебной, прокурорской, следственной и полицейской властей в демократическом государстве, которая в России также все еще ждет своего решения на научной основе, для чего, конечно, нужны соответствующие условия. Особую роль в этой проблемной ситуации сыграл тот факт, что в ведомственных нормативных документах понятия «руководитель следственного органа» и «руководитель следственного подразделения» отождествляются, отчего структура предварительного следствия в стране оказалась подобна мотострелковой бригаде, где почти каждый старший по должности – начальник в военизированном ведомстве, причем с прокурорскими уголовно-процессуальными полномочиями. И все это называется юстицией. На основании действующего УПК проблемы, о которых идет речь, решить невозможно.

11. ОРГАН ДОЗНАНИЯ И ДОЗНАВАТЕЛЬ (СТАТЬИ 40 И 41 УПК)

1. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК к органам дознания относятся органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Формулировка «…а также иные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности» таит в себе проблему. Во-первых, наличие в УПК норм, которые отсылают к другим нормативным правовым актам (отсылочные нормы), нельзя признать положительным явлением; в настольной книге судей, прокуроров, следователей, дознавателей и адвокатов желательны исчерпывающие ответы на вопросы и о субъектах уголовно-процессуальных правоотношений, и об их содержании. Во-вторых, в числе органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, исчерпывающий перечень которых установлен ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (он уже приводился нами), имеются и такие, которые к органам дознания отнести никак нельзя, потому что полномочиями возбудить уголовное дело и расследовать его они не наделены и собственной подследственности не имеют. Это оперативные подразделения федеральных органов государственной охраны и Службы внешней разведки Российской Федерации.

2. В числе органов дознания особое место занимают органы внутренних дел. Не случайно в части первой упомянутой ст. 40 УПК они названы в первую очередь. Именно на эти органы, находящиеся на переднем крае противостояния уголовному миру, приходится основной объем работы по дознанию. Эта деятельность сосредоточена в криминальной полиции и полиции общественной безопасности – двух основных службах, входящих в структуру территориальных и транспортных органов внутренних дел. Процессуальные полномочия органа дознания сосредоточиваются «в руках» начальников этих служб и их заместителей, отвечающих и за оперативно-розыскную деятельность, и за дознание, которое по своей природе является делом «чисто» полицейским.

3. К органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и по этому признаку к органам дознания, кроме органов внутренних дел, также относятся следующие:

а) органы Федеральной службы безопасности, которые производят дознание по делам о преступлениях, отнесенных к их ведению Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. «О Федеральной службе безопасности»[6]. Это, прежде всего, дела о преступлениях против государственной власти, выявленных в ходе контрразведывательной и разведывательной деятельности данного органа, контрабанде, терроризме и некоторых других преступлениях;

б) пограничные органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации вправе возбудить уголовное дело и произвести дознание по делам о нарушении режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, по делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе Российской Федерации, наиболее распространенным из которых является незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации (ст. 322 УК РФ), а также нарушение законодательства Российской Федераций о континентальном шельфе (ст. 253 УК РФ);


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Уголовный процесс в вопросах и ответах. 8-е издание. Учебное пособие"

Книги похожие на "Уголовный процесс в вопросах и ответах. 8-е издание. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Борис Безлепкин

Борис Безлепкин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Борис Безлепкин - Уголовный процесс в вопросах и ответах. 8-е издание. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Уголовный процесс в вопросах и ответах. 8-е издание. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.