Анатолий Свенцицкий - Краткий психологический словарь
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Краткий психологический словарь"
Описание и краткое содержание "Краткий психологический словарь" читать бесплатно онлайн.
Цель настоящего словаря заключается в том, чтобы представить точные и информативные определения наиболее важных терминов, с которыми может встретиться читатель психологической литературы, дать краткие биографические справки об ученых, определивших пути развития психологии как науки. Словарь содержит около 1980 статей, являясь одним из самых полных (по количеству рассматриваемых терминов) среди российских изданий подобного рода. Словарь рекомендуется всем интересующимся психологией, прежде всего студентам, аспирантам и преподавателям вузов.
ГОЛОД – 1) физиологическое состояние организма, возникающее в результате нарушения равновесия питательных веществ в теле, а острота этого состояния обусловлена степенью данного нарушения равновесия; 2) множество ощущений из области желудка, описываемых как гложущие неприятные ощущения; 3) внутреннее состояние организма, возникающее в результате пищевой депривации, острота которого измеряется продолжительностью данной депривации (операциональное определение, даваемое биохевиористами).
ГОМЕОСТАЗ(ИС) (от греч. homoios – подобный + stasis – стояние) – тенденция организма как целого к установлению постоянства своего функционирования или восстановлению равновесия, если это постоянство нарушено. Американский физиолог У. Кеннон (1929) ввел этот термин для обозначения любого процесса, видоизменяющего существующие условия и тем самым инициирующего другие процессы, которые действуют стабилизирующим образом, чтобы восстановить первоначальные условия. Например, термостат представляет собой механический Г. Термин Г. используется в физиологической психологии, им обозначается ряд сложных биологических механизмов, осуществляющих свою деятельностью посредством автономной нервной системы для регулирования таких факторов, как температура тела, кровяное давление, водный баланс, метаболизм и т. д.
ГОМЕОСТАТ (от греч. homoios – подобный + statos – неподвижный, стоящий) – техническое устройство, предназначенное для моделирования и изучения гомеостаза. Первая модель Г. создана английским биологом Р. Эшби в 1948 г. В настоящее время Г. используется в экспериментальных целях при изучении психологической совместимости. При этом использование Г. позволяет моделировать групповую взаимозависимую деятельность по принятию решений.
ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ (от греч. homos – тот же самый, такой же + лат. sexus – пол) – сексуальное влечение к лицам своего пола (сексуальная инверсия). По данным отечественного социолога И. С. Кона, исключительно гомосексуальную половую жизнь ведут 2–5 % мужчин и 2–3 % женщин. Как свидетельствуют американские данные, около 1 % сексуально активного населения ведет исключительно гомосексуальный образ жизни, а около 40 % населения имели по крайней мере один гомосексуальный контакт, приведший к оргазму. В некоторых обществах Г. рассматривается с официальной точки зрения как извращение или как психическое заболевание. В психоанализе есть термин «гомосексуальные неврозы», обозначающий группу расстройств, вызванных подавленным гомосексуальным влечением. Имеется тенденция в популярной литературе и даже в некоторых специальных изданиях использовать термин Г. для контактов между мужчинами и термин «лесбиянство» для контактов между женщинами.
ГОРМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от греч. horme, букв. животный импульс или возбуждение, влечение, стремление) – одно из направлений западной психологии, связанное с работами англо-американского психолога У. Мак-Дугалла (см.). Его главное предположение заключалось в том, что поведение характеризуется какой-либо целью или тенденцией поиска цели и в основном мотивируется инстинктами либо чувствами. Под инстинктами понимаются «внутренние склонности» (например, воспроизводство потомства, приобретательство, драчливость, любопытство, самоутверждение и др.). Все инстинкты в Г. п. описываются исходя из трех основных характеристик или атрибутов – когнитивного, аффективного и конативного. Таким образом, все инстинкты имеют сенсорный, мотивационный и эмоциональный компоненты. Под влиянием опыта и социальных взаимодействий инстинкты модифицируются в чувства. Например, любовь, ревность, патриотизм и т. п. являются сочетанием инстинктов. Г. п. Мак-Дугалла была популярна среди психологов и социологов в начале 1920-х гг. Однако критика Г. п. со стороны бихевиористов привела к тому, что концепция Мак-Дугалла быстро утратила свое научное значение. Основное положение Г. п. о влечениях и инстинктах как основе человеческой психики позволяет отнести это направление к глубинной психологии (см.).
ГОРМОН (от греч. horme – возбуждение, влечение, стремление) – продукт желез внутренней секреции, выделяемый непосредственно в кровь и поступающий в другие органы, инициируя и (или) регулируя их активность. Каждый из Г. влияет на организм во взаимодействии с другими Г. Термин Г. ввел в научный оборот в 1904 г. английский физиолог Э. Старлинг (1866–1927). (См. Катехоламины, Кортикостероиды, Эндокринная система.)
ГОСПИТАЛИЗМ (от лат. hospitalis – гостеприимный) – синдром патологии детского развития, являющийся результатом отделения младенца от матери и его ранней институализации. Для Г. характерны потеря в весе, апатичность, повышенная сонливость, мышечный гипотонус, неадекватное реагирование в ситуациях взаимодействия. Г. является следствием недостатка нормальных физических и социальных стимулов, поскольку наблюдается даже в тех случаях, когда ребенок имеет приемлемые социальные условия и питание. Отметим, что термин Г. не используется, если в каком-либо конкретном случае имеется очевидная задержка психического развития. Термин ввел в 1945 г. австрийский психоаналитик Р. Шпиц.
ГРАДИЕНТ (от лат. gradiens – шагающий) – прогрессирующее непрерывное изменение какого-либо качества или переменной. Г. отражает меру возрастания или убывания какого-либо показателя (например, Г. раздражителя).
ГРАДИЕНТ ПОДКРЕПЛЕНИЯ – принцип, состоящий в том, что чем скорее за определенным подкреплением следует какой-либо ответ, тем он оказывается сильнее.
ГРАФЕМА (от греч. graphe – начертание) – минимальная смысловая единица письменной речи (например, а, б и т. д.), соответствующая фонеме (ее варианту или последовательности фонем) в устной речи.
ГРАФОЛОГИЯ (от греч. grapho – пишу + logos – учение) – учение о почерке как выражении психологических свойств и психических состояний пишущего. Графологический анализ с целью идентификации текстов используется в юридической практике, а также в экспериментальной психологии (поскольку ряд психомоторных особенностей личности проявляется в специфике ее почерка). Однако эти ограниченные возможности Г. привели к появлению шарлатанов, заявляющих о возможности использования Г. с целью оценки личности, диагностики заболеваний и т. п.
ГРАФОМАНИЯ (от греч. grapho – пишу + mania – безумие, страсть) – патологическое, навязчивое стремление к писанию, многословному дилетантскому сочинительству.
ГРЕЗЫ – одна из форм воображения, представляющая собой ряд образов или идей, преднамеренно вызванных индивидом, но оторванных от конкретной действительности, не направленных на их претворение в реальность.
ГРОМКОСТЬ – мера субъективного восприятия звукового стимула, соответствующая физическому параметру интенсивности этого стимула.
ГРУППА БОЛЬШАЯ – 1) реально существующая и значительная по своим размерам совокупность людей, занятых какой-либо совместной деятельностью (например, коллектив школы, вуза, предприятия); 2) условная общность людей, количественно не ограничиваемая, выделяемая на основе определенных социальных характеристик (социально-демографические группы, социальные классы, партии, профессиональные объединения и т. п.). Подобные Г. б. называются также социальными категориями; 3) стихийно возникающие кратковременные общности (например, толпа, зрители на стадионе, в театре и т. п.).
ГРУППА ВСТРЕЧ – форма психотерапии, фокусированная на интенсивных межличностных взаимодействиях (или «встречах») в малой группе. Цель Г. в. состоит в поощрении личностного роста и улучшении межличностных коммуникаций посредством интенсивного обмена опытом общения между членами группы. Лидеры (терапевты) таких групп поощряют открытость, честность, эмоциональную экспрессию и сенситивность по отношению к чувствам других людей. Опыт терапии в подобных группах считается на Западе одним из путей развития также и личностных способностей терапевта, его навыков консультирования и помощи людям. (См. Т.-группы.)
ГРУППА ВТОРИЧНАЯ – группа, включающая в себя людей, имеющих общие ценности и стандарты поведения, но применительно лишь к некоторым отдельным сферам своей жизни. В Г. в. обычно отсутствуют прямые контакты каждого из ее членов со всеми другими. Примеры Г. в. – профессиональные организации, политические партии, клубы. Термин Г. в. введен в 1909 г. в научный оборот американским социологом Ч. Кули (1864–1929).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Краткий психологический словарь"
Книги похожие на "Краткий психологический словарь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анатолий Свенцицкий - Краткий психологический словарь"
Отзывы читателей о книге "Краткий психологический словарь", комментарии и мнения людей о произведении.





















