» » » » Павел Селезнев - Культурология: теория и практика. Учебное пособие


Авторские права

Павел Селезнев - Культурология: теория и практика. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Павел Селезнев - Культурология: теория и практика. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Павел Селезнев - Культурология: теория и практика. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Культурология: теория и практика. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Культурология: теория и практика. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Культурология: теория и практика. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие «Культурология: теория и практика» представляет собой учебник-задачник по теории и истории мировой культуры, которая рассматривается как основа существования и развития «локальных» цивилизаций человечества, составной частью которой является экономика. Изложение истории мировой культуры открывает учебное пособие и включает как текстовой, так и закодированный в тестах анализ культурного развития как древних, так и современных «локальных» цивилизаций. Этот материал подводит читателя к изучению теории таких наук, как культурология и цивилизациология. Задачник тестов позволяет проверить собственные познания в области теории и истории мировой культуры, а также степень собственной образованности. Учебное пособие соответствует Государственному стандарту по культурологии Министерства образования РФ и рассчитано на преподавателей, аспирантов, студентов, интересующихся проблемами развития культуры.






Мифология – мировоззрение общества непосредственного общения. Там, где опыт ограничен личными контактами, а цель – выживание родственного коллектива, все одушевлено и наделяется человеческими стремлениями. Различия между социальным и природным воспринимаются слабо, и весь мир – большая община родичей и соседей.

Знаменитый вопрос «был ли первобытный человек личностью?» вызывается, как правило, видимой современными учеными «несобранностью» биологических, социальных и культурно-психологических характеристик представителя архаики в единстве самопереживания и самосознания, где, видимо, существовали другие параметры определения «личности».

Первобытный человек живет в обществе непосредственной коммуникации, которое создает надежные и гибкие способы закрепления социального опыта, опирающегося на слово и память. Строение индивидуальной психики и соответствующих ей знаковых систем культуры обусловлено задачей надежного запоминания. Культура является мнемонизированной. Мнемоническая функция первобытного человека принимает форму мифологической памяти, пронизанной фантастическими образами, со своей специфической системой опосредования знаковыми средствами закрепления информации.

Коллективная память дописьменного периода представляет собой сумму знаний, хранящихся в памяти живых людей, поэтому она нуждается в непрерывном повторении и заучивании фактов, составляющих ее содержание. Как можно достичь максимальной эффективности заучивания и воспроизведения материала, когда источником информации является речь, часто ритмическая и эмоционально окрашенная, когда знания существуют в виде истории богов и героев, а не в понятийной форме. Только путем идентификации с персонажами сюжета и соучастия в действиях рассказчика. Рассказ первобытного сказителя несет в себе гипнотический эффект.

Эта форма культуры и психики исключает высокое развитие индивидуального самосознания и рефлексии. Четко очерченное «Я», сопротивляющееся резким изменениям, уничтожает основу эмоциональной идентификации, которая очень важна при обучении в дописьменной культуре. Выделение рефлексивного «Я» означает конец культуры непосредственного общения. Доистория противостоит истории как непосредственность человеческих связей – их отделению от человека, естественность – искусственности, мифология – рациональности. Письменность создает биографию личности, мифология – коллективную память. Уникальность индивидуальной жизни находится вне разрешающих возможностей коллективного опыта.

Мифологический знак-жест воспринимается со священным трепетом, идущим из эмоциональных глубин личности. Миф нельзя до конца осмыслить, его жизненный смысл постигается всем существом. Разработка рационального отношения к мифу означает почти полное обездвижение тела. В первобытной культуре рациональное начало борется с мифологическим, но никогда не может победить вследствие непосредственного характера отношений в этой культуре. Явление опосредования означает отсечение индивида от стихии непосредственного внушения. Он становится индивидуальной единицей, способной противостоять психическому воздействию со стороны близких. Человек очерчивается как индивидуальная история. И История вступает в свои права.

2. Культура древнеегипетской цивилизации


Древневосточные цивилизации были колыбелью человеческой культуры. Они возникали, начиная примерно с IV тыс. до н. э., на территориях Северо-Восточной Африки, Передней Азии, Ирана и Средней Азии, Китайской равнины и полуострова Индостан. Древнейшими центрами цивилизаций Древнего Востока были древнеегипетская – на Ниле и шумерская – между Тигром и Евфратом.

На Древнем Востоке впервые появились различные науки, литература, философская мысль, изобразительное искусство, наконец письменность. Письменность способствовала взаимному обогащению народов достижениями культуры. Не только античность и Средневековье, но и новая, и новейшая эпохи унаследовали от древневосточных цивилизаций многие открытия в астрономии, математике, географии, архитектуре и строительстве.

В перечне достижений, обозначающих рубеж между историей и доисторией, чаще других фигурирует письменность. Это объясняется тем, что, во-первых, исторические науки опираются прежде всего на письменных свидетельствах, поэтому предмет «история» в основном совпадает с границами массива записанных документов. Во-вторых, письменность обозначает водораздел двух культурных и человеческих эпох универсальнее, чем технологические, экологические, социальные формы. Например, древнеегипетское государство возникло и долгое время существовало в каменном веке, где этнографы уже обнаруживают подобия классов. Письменность расчленила жизнь на события и факты, она оказалась более приспособлена для передачи индивидуального и уникального, чем устная традиция.

Зарождение древнеегипетской цивилизации относится концу IV тыс. до н. э. – началу III тыс. до н. э. (32 в. до н. э.) и связано с появлением письменности. В эпоху, предшествовавшую образованию государства, Египет состоял из отдельных областей; в результате их объединения возникли два царства – Нижний Египет и Верхний Египет. Культура Древнего Египта прошла ряд последовательных стадий развития. Особого расцвета она достигла в эпохи Древнего (XXVIII–XXIII вв. до н. э.) Среднего (XXI–XVIII вв. до н. э.) и Нового царств (XVI–XI вв. до н. э.): это – наиболее значительные периоды в истории Древнего Египта.

Появление цивилизации Древнего Египта отражено в ее письменности. Иероглифическая письменность, подобно всем древним системам письма, появилась из рисунков и узоров первобытной эпохи. В эпоху архаики писец при написании того или иного слова наглядно изображал рисунком соответствующее понятие: рисуя «воду» в виде трех зигзагообразных или почти волнистых линий, изображая «гору» в виде двух гор, между которыми пролегает долина или ущелье, представляя «округ» в форме прямоугольника пахотной земли, разделенной оросительными каналами на равные участки. Эта сложная картинная система письменности была наглядной, но весьма неудобной. По мере общего развития культуры язык усложнялся и обогащался формами и словами, включая множество отвлеченных понятий, собственных имен и грамматических форм, которые было трудно, а иногда и невозможно передать картинными знаками. Поэтому с усложнением языка письменность должна была упрощаться. Отдельные картинные знаки, обозначавшие целые слова, стали постепенно получать значение слогов. С течением времени картинные знаки, при помощи которых писались односложные слова или двухбуквенные корни – слоги, превратились в алфавитные знаки.

Уже в эпоху Древнего царства в египетской письменности появляется система алфавита, служившая для обозначения 24 основных звуков. Однако древнеегипетские писцы не смогли отрешиться от архаики древности и создать систему алфавитной письменности. В силу консервативных традиций египетские писцы сохранили в иероглифической письменности большое число сложных слоговых и картинных словесных знаков, обозначая многие слова картинными определителями (детерминативами) данной смысловой группы. Так, например, слово «корень» (менит) писалось при помощи слогового знака «мен», алфавитных знаков н-и-т, и соответствующего детерминатива, обозначавшего группу «растительных» слов.

Египетская письменность, таким образом, является комбинированной письменностью, где каждое слово изображалось алфавитными, слоговыми и картиннообразными знаками и детерминативами. Древнеегипетская орфография не знала строгих правил: правописание каждого слова могло изменяться в каждом отдельном случае. Единственными правилами египетского правописания было требование симметричного расположения иероглифов, т. е. размещения их прямоугольниками или квадратами. Писали древние египтяне горизонтальными строчками, которые в большинстве случаев читались справа налево, а иногда вертикальными столбцами, которые всегда читались сверху вниз. Изменения в языке происходили всегда: от создания иератики, а затем демотики до серьезных трансформаций типа языка. С эпохи Нового царства древнеегипетский становится в большей степени аналитическим, чем, как прежде, синтетическим языком. (Об этом, например, свидетельствует появление артикля. Сравните это явление с появлением артикля в русском языке.)

При оценке этих изменений необходимо учитывать, по мнению египтологов, намеренное повторение образцов «старых добрых времен», особенно характерное для тяжелых или последних периодов истории любого государства. Так, оскорбленный иноземными завоеваниями, саисский Египет восстанавливает культ царей-строителей великих пирамид, а в искусстве и письменности из долгого забвения всплывают архаические формы и иероглифы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Культурология: теория и практика. Учебное пособие"

Книги похожие на "Культурология: теория и практика. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Павел Селезнев

Павел Селезнев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Павел Селезнев - Культурология: теория и практика. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Культурология: теория и практика. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.