» » » » И. Афонин - Социология управления и управленческой деятельности. Учебник для бакалавров


Авторские права

И. Афонин - Социология управления и управленческой деятельности. Учебник для бакалавров

Здесь можно купить и скачать "И. Афонин - Социология управления и управленческой деятельности. Учебник для бакалавров" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство ЛитагентКнорусc6af03c1-2809-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
И. Афонин - Социология управления и управленческой деятельности. Учебник для бакалавров
Рейтинг:
Название:
Социология управления и управленческой деятельности. Учебник для бакалавров
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-4365-0163-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Социология управления и управленческой деятельности. Учебник для бакалавров"

Описание и краткое содержание "Социология управления и управленческой деятельности. Учебник для бакалавров" читать бесплатно онлайн.



Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавров 39.03.01 «Социология».

В учебнике рассматриваются вопросы становления социологии управления, история зарубежной и отечественной социологии управления, научно-теоретические проблемы трудовой организации и проблемы управления персоналом в современных условиях. Освещаются основные концепции российского и зарубежного опыта в решении современных проблем, связанных с социальным управлением в коллективах и организациях. Раскрываются вопросы мотивации трудовой деятельности и разрешения социально-трудовых конфликтов в организациях.

Данный учебник является попыткой обобщения накопленного опыта в сфере социального управления в современных организациях.

Коллектив авторов надеется, что изложенный в учебнике материал послужит определенным подспорьем в дальнейшем изучении поставленных в нем проблем.






Жизнедеятельность людей и общественных систем не является абсолютно произвольной и беспорядочной. Общество вырабатывает определенные средства и механизмы, упорядочивающие и регулирующие человеческое поведение и социальное взаимодействие. Изучению этих средств и механизмов уделяется большое внимание в социологии. Их рассмотрение раскрывает многие грани управления общественными системами и процессами.

Регуляторами человеческого поведения в любом обществе выступают прежде всего ценности и нормы.

Ценности – в самом общем виде – это какие – либо материальные или духовные блага, которые тому или иному человеку либо человеческому сообществу (социальной группе, другой общности, обществу в целом) представляются очень значимыми и потому в высокой степени желательными для получения, сохранения, реализации и т. д. Естественно, что стремление к таким благам формирует у социальных субъектов то, что в социологии называется ценностными ориентациями, которые определяют их деятельность. В этом и заключается роль ценностей в качестве регуляторов человеческого поведения. Ценности, на которые ориентируются люди и человеческие сообщества, оказываются весьма различными и даже противоположными. При этом в реальности поведение субъекта – человека, социальной группы, организации, государственной власти может ориентироваться совсем на иные ценности, чем провозглашаемые на словах.

Ориентация на те или иные ценности лежит в основе и управленческой деятельности. И задача социологии управления, на какую ценность ориентирована конкретная управленческая деятельность, соответствует ли эта ориентация стоящим перед ней целям, совпадает ли провозглашаемое с реальностью. Выяснение этого позволяет в ряде случаев повысить эффективность управления. Например, выясняется, что главной ценностью, на которую ориентировано управление производством в конкретной ситуации, является качество продукции, и соответственно, преследуется в качестве основной цели его повышения, а на деле работники «гонят количество» в ущерб качеству. В таком случае бесполезно укорять работников, взывать к их сознательности и т. п.; следует сделать вывод, что используемые средства и методы управления неадекватны лежащей в его основе ценностной ориентации, и потому заменить их другими. Еще в качестве примера можно привести довольно таки типичную ситуацию, когда управление в трудовом коллективе не способствует упрочнению такой социальной ценности, как сплоченность его членов на базе общих социально значимых целей, а ведет к его разобщению. Если социологический анализ раскрывает такую картину, следует опять – таки произвести необходимые изменения в управленческой деятельности, обеспечивая ее адекватность социальной ценности.

Другим регулятором жизнедеятельности людей в обществе выступают социальные нормы. Они представляют собой правила поведения, которые либо стихийно складываются в обществе в ходе его исторического развития (нормы морали, обычаи, нормы этикета) либо устанавливаются государством (нормы права) и различными социальными организациями (правила трудового распорядка).

Те или иные социальные нормы лежат в основе любой управленческой деятельности. Так, в трудовой организации она должна опираться на широкий круг правовых норм и прежде всего – трудового права, на моральные нормы, на правила внутреннего трудового распорядка и др. нормативно-правовые акты данной организации. Однако на практике управленческая деятельность нередко осуществляется с различными отступлениями от правовых норм, моральных и иных социальных норм, а то и противоречит им.

Социологический анализ и позволяет установить: во-первых, насколько управленческая деятельность соответствует различным социальным нормам или расходится с их требованиями, во-вторых, как эта реальная практика воспринимается управляемыми людьми.

Следует обратить внимание на то, что некоторые нормы, регулирующие жизнедеятельность трудовой организации, – как писанные, так и неписанные – создаются ею самой и потому могут не соответствовать господствующим в обществе ценностям и моральным нормам и даже действующему законодательству. Наличие таких несоответствий тоже необходимо выявлять с помощью социологического подхода, с тем чтобы устранять их.

Упорядочение человеческой жизнедеятельности во всех ее проявлениях, во всех сферах общественной жизни осуществляется с помощью таких особых системных образований, какими являются социальные институты. Ими являются, например, институты брака, собственности, власти, системы образования, здравоохранения, избирательная, финансовая и многие другие системы.

Одни социальные институты представляют собой просто системы правил деятельности, системы, гораздо более сложные, чем отдельные нормы, являющиеся достаточно крупной совокупностью взаимосвязанных норм или даже норм и ценностей. Такими нормативно-ценностными системами являются, например, упомянутые институты брака или собственности. В других институтах образующие их нормативно – ценностные системы находят еще некое организационное оформление или воплощение, т. е. образуются институционализированные организационные системы, каковыми являются упоминавшиеся системы образования, здравоохранения и др.

Управление осуществляется также в рамках и под воздействием социальных институтов – главным образом функционирующих в той сфере, где происходит данная управленческая деятельность. Кроме того, есть и собственные институты, присущие самой управленческой деятельности – например, институты кадрового резерва, конкурсного замещения некоторых должностей, информационного обеспечения, проверки исполнения и др. Задача социологии управления в этой области – выявление того, насколько в конкретной управленческой деятельности находят воплощение принципы функционирования организующих эту деятельность институтов.

Многогранной, широкомасштабной системой, регулирующей жизнь общества, деятельность индивидов и их объединений, выступает культура. Социология рассматривает культуру именно как ценностно-нормативную систему, упорядочивающую и регулирующую жизнь общества и образующих его сфер и элементов вплоть до отдельной личности.

С управленческой деятельностью культура связана, по крайней мере, в двух планах.

С одной стороны, культура оказывает влияние на формирование и функционирование управленческой деятельности в разных сферах и на разном уровне (в различных звеньях государственного механизма, в производстве, в других организациях). Поэтому с полным основанием говорится применительно к самым разным структурам о культуре управления в них. Суть этой характеристики человеческой деятельности заключается в том, что в последней находят свое воплощение ценности, выработанные культурой – как общечеловеческой, так и специфической для данного общества, для его национальных традиций и т. д. Конечно, эти ценности в конкретных управленческих системах и действиях воплощаются в разной степени. В зависимости от этого мы можем оценивать и характеризовать уровень управленческой культуры в конкретных условиях.

Выявляя посредством социологических методов уровень управленческой культуры в тех или иных общественных системах, намечая на основе полученных таким образом данных повышения ее уровня, т. е. более полного воплощения в управленческой деятельности выработанных человечеством принципов и ценностей культуры, социология может тем самым способствовать совершенствованию этой деятельности, усилению эффективности.

С другой стороны, сами процессы культурного творчества в разных сферах общественной жизни – созидания материальных и духовных ценностей, формирование культуры труда, быта, общения и др. – являются в большинстве своем управляемыми. Причем управление оказывается встроенным в соответствующие процессы культурного творчества. И если это управление учитывает природу процесса, на который воздействует, помогает ему развиваться в соответствии с его собственными внутренними закономерностями, если сама управленческая деятельность строится на основе высокой культуры, то ее воздействие способствует оптимальному течению этого процесса.

Напротив, губительным для культуры в любом ее проявлении и особенно в сфере духовной, художественного творчества является управление некомпетентное, а тем более произвольное, волюнтаристское, пронизанное стремлением подчинить творческий процесс чуждым ему целям, искусственным идеологическим и политическим установкам.

Социология призвана анализировать управленческую деятельность в различных областях культурного творчества с позиции отмеченных критериев. Так социология управления через совершенствование своего предмета может способствовать развитию культуры общества, следовательно, более эффективному функционированию этой организующей общественную жизнь системы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Социология управления и управленческой деятельности. Учебник для бакалавров"

Книги похожие на "Социология управления и управленческой деятельности. Учебник для бакалавров" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора И. Афонин

И. Афонин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "И. Афонин - Социология управления и управленческой деятельности. Учебник для бакалавров"

Отзывы читателей о книге "Социология управления и управленческой деятельности. Учебник для бакалавров", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.