» » » » Коллектив авторов - Современные теории социального благополучия


Авторские права

Коллектив авторов - Современные теории социального благополучия

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Современные теории социального благополучия" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство ЛитагентКнорусc6af03c1-2809-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Современные теории социального благополучия
Рейтинг:
Название:
Современные теории социального благополучия
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-4365-0241-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Современные теории социального благополучия"

Описание и краткое содержание "Современные теории социального благополучия" читать бесплатно онлайн.



Данное издание – это первое в России учебное пособие по дисциплине «Современные теории социального благополучия», подготовленное в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки «Социальная работа» (бакалавриат).

Учебное пособие ориентировано на формирование способности анализа социокультурного пространства, на исследование особенностей культуры социальной жизни и социального благополучия представителей различных общественных групп.






С теорией социальной политики связана теория социального государства, одним из первых разработчиков которой являлся известный немецкий юрист, экономист и обществовед XIX века Лоренц фон Штейн. Согласно его учению, государство как высшая форма общежития должно способствовать благополучию, материальному и духовному развитию каждого из образующих его индивидов. Воля государства должна соответствовать воле его граждан и может быть выражена органом, стоящим вне борьбы общественных классов и глубоко понимающим идею государства, которая заключается в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных. Выполнение этой задачи, по мнению Л. фон Штейна, должна взять на себя монархическая верховная власть, стоящая над обществом и борьбой его классов [39].

В XX веке в развитии теории социального государства выделились две основные тенденции, первая из которых была связана с разработкой модели регулирующего государства, вторая – с концепцией социально-правового государства. Идея регулирующего государства состоит в том, что для обеспечения социального благополучия государство должно регулировать антагонизм между богатством и бедностью, ограждать человека от гибельной конкуренции, сглаживать социальную биполярность. При этом правительство не должно вмешиваться в экономические процессы, регулируя социальное неравенство через выравнивание условий жизнедеятельности индивидов, предоставляя им примерно одинаковые жизненные шансы и возможность для самореализации [25, с. 430].

Концепция социально-правового государства фокусирует основное внимание на проблемах обеспечения с помощью закона баланса между свободой, справедливостью, равенством и эффективностью ограничения государственного вмешательства при сохранении его стимулирующей, контролирующей роли в развитии национальных и социальных вопросов.

Право рассматривается как главный способ охраны интересов граждан, ограничения власти и силы, обеспечения мирного сосуществования бедного и богатого, слабого и сильного, воздействия на распределительные процессы, обеспечения социально ориентированной политики и экономики [3].

В настоящее время интерес к теории социального государства в странах Запада, где социальное государство стало реальностью, заметно снизился, поскольку необходимость его концептуального осмысления отпала. В отечественном социальном знании данная теория обрела популярность в конце XX века, когда назрела острая потребность в преодолении негативных последствий реформ, стабилизации социальной ситуации, воссоздания механизмов обеспечения социального благополучия населения. Анализ работ отечественных ученых, посвященных исследованию сущности и содержания феномена социального государства и опыта его формирования в передовых странах мира [12; 27; 62], показывает, что главными чертами социального государства являются: правовые демократические ориентиры политики, отработанная нормативно-правовая система социальной жизни, широко развитое социально законодательство; социально-ориентированная экономика с развитий системой страховых социальных отчислений, высоким уровнем налогов, формирующих бюджет, высокими отчислениями на социальную сферу; сильная социальная политика, ориентированная на выполнение масштабных по своему объему социальных функций, направленных на обеспечение достойного уровня и качества жизни, социальной защищенности, свободного развития и реализации потенциала каждого гражданина. В целом социальным можно назвать такое государство, которое берет на себя обязанность заботиться об обеспечении социальной справедливости и социального благополучия своих граждан.

В тесной взаимосвязи с идеей социальной государственности зарубежной и отечественной наукой разрабатывалась концепция прав человека, которая также оказала влияние на развитие представлений о социальном благополучии и способах его обеспечения. Концептуальное оформление прав человека началось в XVIII веке на основе первых документов в области защиты прав человека – Американской декларации независимости (1776 г.) и Французской декларации прав человека и гражданина (1783 г.). В XX столетии после Второй мировой войны была признана необходимость оформления прав человека на международном уровне, в связи с чем в 1948 году ООН была принята Всеобщая декларация прав человека, которая стала основой всей последующей деятельности как в рамках теоретического обоснования сущности и содержания прав и свобод человека, так и в области практической их защиты.

В современном понимании права человека – это фиксированные социальные возможности индивида в экономической, социальной, политической, культурной, правовой сферах, обеспечивающие ему определенный жизненный стандарт, детерминированные экономическими и культурными условиями жизни и законодательно закрепленные государством. Права человека тесно связаны с важнейшими человеческими потребностями и социальными ценностями, отражают положение граждан в обществе и государстве. В них выражена объективно возможная мера свободы на конкретном историческом этапе развития общества. В условиях их полной реализации граждане получают возможность полноценного физического, интеллектуального, культурного развития и достижения благополучия [2324; 52].

Таким образом, в контексте социально-политического направления благополучие рассматривается в социальном контексте как целевой ориентир социальной политики государства, главное условие социальной стабильности, порядка, безопасности и прогресса.

Экономическое направление исследования сущности и содержания благополучия сосредоточено на его материальной стороне. В центре внимания представителей данного направления находятся имущественные блага, процессы их производства и распределения. В рамках экономического направления благополучие отождествляется с понятиями «благосостояние», «материальная обеспеченность», «достаток», «богатство», которые отражают объективную сторону состояния благополучия.

Экономическое направление

Экономическое направление исследования проблем благополучия, сформировалось в эпоху Просвещения. Начало данной традиции положил А. Смит, который одним из первых выделил в системе факторов благополучия человека и общества экономическую составляющую, включающую трудовую занятость, заработную плату, частную собственность, экономическую свободу, производительность труда и национальное богатство. Он утверждал, что общественная жизнь основана на естественном стремлении людей к богатству и высокому социальному положению, важнейшим источником которых является справедливо оплачиваемый труд [60]. Существенную роль в обеспечении благополучия Смит отводил полноте развития индивидуальных способностей, предприимчивости, образованию. Государство, стремящееся к благополучию, по его мнению, должно обеспечить все необходимые условия для развития потенциала своих граждан, позаботиться о всеобщем образовании [66].

Экономическое направление исследования благополучия в XIX веке получило свое развитие, благодаря ряду идей, сформированных в рамках политической экономии. Представители классической школы политической экономии (Т.Р. Мальтус, Дж. Милль, Д. Рикардо, и др.) считали, что главной задачей экономической науки является изучение законов материального богатства как важнейшего источника и условия благополучия человека. По их мнению, человек в своей экономической деятельности руководствуется, прежде всего, эгоистическими побуждениями, стремлением к удовлетворению личного интереса. Классики утверждали, что собственная выгода естественно приведет отдельного человека к предпочтению того занятия, которое будет наиболее выгодно для всего общества, а индивидуальные польза и благополучие большинства граждан позволят достичь благополучия всего государства [38; 55].

Реакцией на распространение идей классической школы политической экономии стало формирование и развитие социализма. Социалистические учения XIX века развивались на почве недовольства существующим экономическим строем и провозглашали в качестве важнейших принципов экономической политики коллективизм и необходимость государственного контроля над экономическими процессами. Их основная идея состоит в том, что для преодоления социальной несправедливости, устранения социального неравенства и разрешения классового конфликта, которые препятствуют всеобщему благополучию, необходимо передать средства производства – землю и капитал – в распоряжение всего общества, которое должно организовать производство на общественных началах [41].

В XX веке благополучие в рамках экономического направления стало отождествляться с благосостоянием, исследованию сущности и содержания которого посвящена экономическая теория благосостояния английского экономиста А.С. Пигу. В ней подчеркивается, что конечной целью экономической науки является разработка научно обоснованных рекомендаций и программ, направленных на создание всех необходимых условий для улучшения жизни людей и обеспечения их благосостояния. Благосостояние означает то, насколько хорошо чувствует себя человек или какова степень удовлетворения его актуальных потребностей. Оно определяется А. С. Пигу как объективное выражение максимальных степеней удовлетворения [50].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Современные теории социального благополучия"

Книги похожие на "Современные теории социального благополучия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Современные теории социального благополучия"

Отзывы читателей о книге "Современные теории социального благополучия", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.