» » » Альберт Кравченко - Социология в вопросах и ответах. Учебное пособие


Авторские права

Альберт Кравченко - Социология в вопросах и ответах. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Альберт Кравченко - Социология в вопросах и ответах. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Социология, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Альберт Кравченко - Социология в вопросах и ответах. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Социология в вопросах и ответах. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Социология в вопросах и ответах. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Социология в вопросах и ответах. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Пособие представляет собой краткое изложение основ социологической науки, преподаваемой в вузе для студентов несоциологических специальностей. Книга написана в соответствии с программой учебного курса «Социология», содержит все основные вопросы, включаемые в экзаменационные билеты: история и структура социологии, даны определения таким основным понятиям социологии, как «общество», «социальная структура», «социальная группа», «личность», «социализация» и др. Структура изложения материала в виде вопросов и ответов, доступность стиля изложения, список рекомендуемой литературы позволят быстро и легко подготовиться к экзамену или зачету. Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов.






XVII в ознаменовался бурным развитием естественных и точных наук. Наследуя и развивая достижения Ренессанса, естествоиспытатели и философы XVII в. создали новую картину мира, ставшую основой европейской научно-технической революции Нового времени. Философские системы Бэкона, Декарта, Гоббса, французских мыслителей Пале-Руаяля были ориентированы на практическое использование достижений науки в интересах промышленности, кораблестроения, мореплавания. Девиз «Знание – сила» стал отражением духа новой эпохи.

Научно-технический прогресс тесно взаимосвязан с экономическим укладом общества. Одни уклады способствуют его развитию в большей степени, а другие – в меньшей. В годы советской власти отечественные философы пытались доказать, что социализм в гораздо большей мере способствует развитию научно-технического прогресса, чем капитализм. Однако за 70 лет его существования выявилось серьезное отставание социалистических стран от капиталистических. Советские ученые даже заговорили о временном регрессе. В частности, НИИ, академические институты, предприятия оборонного комплекса в условиях неплатежей и отсутствия госзаказа вынуждены переходить на выпуск примитивной, ненаукоемкой продукции, на которую существует спрос на рынке. В результате квалификационный потенциал теряется, и в будущем, с переходом к нормальным условиям, его не удастся восстановить. Прекращение государственного субсидирования вынудило многие колхозы переходить от машинной к конной и ручной тяге, восстанавливать давно забытое натуральное хозяйство, развивать бартерный обмен, выдавать зарплату продукцией, трудиться на устаревшей и изношенной технике.

Научно-технический прогресс открывает широкие возможности для внедрения станков с числовым программным управлением (ЧПУ) типа «обрабатывающий центр», развития комплексного автоматизированного производства, замены отдельных станков автоматическими системами машин, применения дистанционных методов управления. Все это позволит сократить, а затем полностью ликвидировать ручной труд, вывести человека с тех участков, где условия труда оказывают отрицательное воздействие на здоровье, и в конечном счете сберечь дополнительно миллионы рабочих рук.


Что представляет собой промышленная революция?


Какие стадии в ее развитии выделяют ученые?


Промышленная революция – процесс глобального преобразования общества и цивилизации на основе развития техники. В рамках промышленной революции как глобального исторического процесса ручного производства в машинное некоторые ученые выделяют 3 стадии. Первым это сделал американский социолог Д. Белл. Все стадии связаны с развитием промышленных технологий. Первая относится к широкому использованию силы пара, что было ознаменовано прежде всего изобретением Д. Уаттом в 1784 г. парового двигателя. Между 1765 и 1776 гг. Джеймс Уатг (1736–1819) усовершенствовал паровую машину, превратив ее в рентабельный источник энергии. Сам Уатг использовал паровую машину только для откачки воды из шахт; именно для этого она и была изобретена Томасом Ньюкоменом в начале XVIII в. Но один из ведущих производителей металла в Англии быстро понял, что усовершенствованную паровую машину можно также применять для подачи воздуха в домну, и сделал заказ на вторую машину, изготовленную Уаттом. Компаньон Уатга Мэтью Боултон (1728–1809) сразу же сообразил, что паровую машину можно использовать в качестве источника энергии в любых видах промышленного производства, особенно в крупнейшей из всех обрабатывающих отраслей – текстильной. Тридцать пять лет спустя американец Роберт Фултон (1765–1815) пустил по Гудзону первый пароход. Еще через 20 лет паровой двигатель установили на колеса, и получился паровоз. К 1840, самое позднее – к 1850 г., паровой двигатель полностью изменил все виды производственных технологий, от изготовления стекла до печатного дела. Произошли коренные изменения в области дальних сухопутных и морских перевозок, начались преобразования в сельском хозяйстве. К тому времени паровая машина применялась по всему миру, за исключением Тибета, Непала и внутренних районов тропической Африки.

Паровой двигатель – новый генератор энергии – требовал столь значительных вложений капитала, что ремесленники уже не могли финансировать свои средства производства и вынуждены были уступить руководящую роль и управление капиталистам.

Вторая стадия связана с промышленным употреблением электричества и химии, применение которых началось в конце XIX столетия. Благодаря ему стало возможным широкое применение электрической энергии и передачи ее на расстояние, создание таких важнейших средств связи, как телефон и радио, создание синтетических материалов. Третья осуществляется сегодня благодаря изобретению компьютеров и телекоммуникаций.

Эти революции позволили резко увеличить объем и характер производства. Англия, которая первая освоила механическую прялку, ткацкий станок и паровой двигатель, быстро перешла от ремесленного производства к машинному. Это дало ей огромные преимущества перед другими странами. Уже в середине XIX в. она производила больше половины мировой промышленной продукции. Вторая технологическая революция во многом содействовала тому, что в конце XIX – начале XX в. развитие экономики в передовых капиталистических странах стало осуществляться небывало высокими темпами. В 1880–1913 гг. ежегодный прирост производства здесь составлял около 3 %. После Второй мировой войны вплоть до начала 70-х гг. XX в. экономика развитых стран продемонстрировала самые высокие темпы роста производства, которые превышали уже 5 % в год. Именно в это время для всех стало очевидным огромное значение науки и техники для общества.

Последствия промышленной революции колоссальны. Население нашей планеты с начала XX в. выросло более чем в 3 раза, а объем мирового промышленного производства в настоящее время в 20 раз выше, чем он был в начале XX в. Темпы промышленного производства выше темпов прироста населения. Во многом они достигаются благодаря тому, что численность сельского населения сокращается, а городского – возрастает. В 1900 г. в городах жило около 10 % людей, а в 2000 г. – около 50 %. В 2000 г. около 22 % населения нашей планеты будут жителями городов-миллионеров. Это означает, что выросло с начала XX в. в 20 раз. Передовые технологии создают горожане. Промышленность прирастает городом. Урбанизация – прямое следствие промышленной революции. Она же – ее двигатель. Промышленная революция, длившаяся гораздо меньше аграрной, по интенсивности и последствиям давно превзошла ее.

Другой ученый, видный теоретик науки управления П. Дракер2 согласен с тем, что промышленная революция происходила в 3 этапа3.

На первом этапе длившемся с 1750 по 1880 гг., научные знания использовались для разработки орудий труда, производственных технологий и видов готовой продукции. Стремительное развитие техники привело к такой потребности в капитале, которая во много раз превосходила возможности ремесленников. Новая техника и технология требовали концентрации производства, т. е. перехода к мануфактуре. Накопленные знания невозможно было эффективно применить в десятках тысяч мелких мастерских в городах и в кустарном производстве на селе. Для этого требовалось сосредоточить производство под одной крышей.

Для применения новой техники и технологии требовалось много энергии, источником которой служили вода или пар и которую невозможно было поделить между множеством мелких производителей. Производство, основанное на умении, навыках и мастерстве ремесленников, сменилось производством, основанным на технике и технологии. В результате чего капиталисты заняли центральную позицию в экономике и общественной жизни. Развитие техники потребовало концентрации капиталов, а она положила основание для формирования капитализма.

Всего за полтора столетия капитализм и технический прогресс завоевали весь мир. Вплоть до 1750 г. крупные предприятия принадлежали не частным владельцам, а государству. Но уже к 1830 г. в странах Запада преобладали крупные частные капиталистические предприятия. Еще через 50 лет они распространились по всему миру.

На втором этапе, который начался приблизительно в 1880 г. и достиг своей кульминации в конце Второй мировой войны, научное знание стало применяться к трудовой деятельности. Результатом стала революция в производительности труда, которая за 75 лет превратила пролетария в среднего буржуа с доходом, приближающимся к уровню представителей высшего сословия. Этот этап именуется революцией в производительности труда. В 1750 г. капиталисты и пролетарии все еще представляли собой маргинальные группы; собственно говоря, пролетариев – в том смысле, в котором это слово использовалось в XIX в., т. е. промышленных рабочих, – почти еще не было. К 1850 г. капиталисты и пролетарии превратились в наиболее динамичные классы. Они быстро становились доминирующими классами общества повсюду, куда проникали капитализм и современная техника.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Социология в вопросах и ответах. Учебное пособие"

Книги похожие на "Социология в вопросах и ответах. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Альберт Кравченко

Альберт Кравченко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Альберт Кравченко - Социология в вопросах и ответах. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Социология в вопросах и ответах. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.