» » » Альберт Кравченко - Социология в вопросах и ответах. Учебное пособие


Авторские права

Альберт Кравченко - Социология в вопросах и ответах. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Альберт Кравченко - Социология в вопросах и ответах. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Социология, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Альберт Кравченко - Социология в вопросах и ответах. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Социология в вопросах и ответах. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Социология в вопросах и ответах. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Социология в вопросах и ответах. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Пособие представляет собой краткое изложение основ социологической науки, преподаваемой в вузе для студентов несоциологических специальностей. Книга написана в соответствии с программой учебного курса «Социология», содержит все основные вопросы, включаемые в экзаменационные билеты: история и структура социологии, даны определения таким основным понятиям социологии, как «общество», «социальная структура», «социальная группа», «личность», «социализация» и др. Структура изложения материала в виде вопросов и ответов, доступность стиля изложения, список рекомендуемой литературы позволят быстро и легко подготовиться к экзамену или зачету. Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов.






Что представляют собой прикладное исследование, методология и методика социальной науки?


Прикладное исследование – оперативное исследование, проведенное на одном объекте (предприятие, банк, деревня) в короткие сроки с целью социальной диагностики ситуации, объяснений конкретного явления (процесса) и подготовки практических рекомендаций.

Пример: сокращение кадровых работников на предприятии, повышение мотивации менеджеров. Для решения такой задачи социолог должен привлечь какие-либо частные теории, ограниченный круг эмпирических данных, эффективные технологии и методы, после чего приложить все это к конкретному объекту. В этом и состоит смысл прикладного исследования – приложение фундаментальной науки к практическим проблемам. Прикладное исследование не ставит целью приращение нового знания, открытие новых теорий: в нем применяются уже известные знания, оформленные в так называемые типовые методики, т. е. социальные технологии. Методика ГОЛ (Групповой Оценки Личности), применяемая для оценки личных и деловых качеств работников, является примером социальной технологии, которая применяется к десяткам и сотням однотипных объектов, и представляет собой коммерческий товар, имеющий определенную цену. Если академические ученые изобретают новые методики, то прикладные этого не делают и берут готовое знание. Прикладное исследование не ставит целью приращение новых знаний или открытие новых теорий.

Кроме того, надо обязательно выделить две важные области социологической науки – методологию и методику. Они не расположены ни в вертикальной, ни в горизонтальной областях. Скорее всего, они выполняют роль некоего цементирующего материала, скрепляя все отрасли, тематические области и уровни знания в единое и нерушимое целое.

Методология – учение о методе, т. е. совокупность теоретических положений о том, какова природа научного знания, как устроена научная теория и как она развивается, о том, как строятся гипотезы и происходят их эмпирические подтверждения, как надо концептуализировать и операционализировать понятия, строить выборочную совокупность, делать логический анализ данных и т. д.

Методика и техника – конкретные приемы и процедуры построения выборочной совокупности, разработки анкет, бланков наблюдения или интервью, сбора и анализа данных и т. д.

Иерархия уровней социологического значения

Рождение новых отраслей очень редко диктуется потребностями самой науки. Гораздо чаще побудительным стимулом является общество, в котором на первый план в разные периоды выходят те или иные социальные проблемы. В советское время лидировала трудовая тематика и наиболее активное развитие получила социология труда, а в 90-е гг. в связи с ростом имущественного расслоения общества, падением материального благосостояния населения широкое развитие получили проблемы бедности и неравенства (включаемые в тематическое направление «социальная структура и стратификация), о которых при социализме никогда не говорили.

Между уровнем и сложностью социального знания и уровнем и сложностью развития общества существует не только тесная связь, но и прямое соответствие. Социологию можно считать объективным зеркалом структуры и динамики данного общества. Американская социология, количество отраслей и степень разработанности научной проблематики отражают уровень продвинутости американского общества по пути технического и социального прогресса. То же самое можно говорить о российской и любой другой национальной социологии.

Если мы сравним отраслевую структуру США и России, то увидим не только сходства, но и серьезные различия. Это происходит потому, что Россия и США находятся на разных исторических этапах развития и принадлежат к разным типам общества. Одним из показателей уровня развития страны является соотношение городского и сельского населения. Пример: в первой половине XX в. страны Западной Европы и США представляли собой страны с преобладанием городского населения, а Россия оставалась аграрной страной, поэтому первые перешли в индустриальную стадию, а Россия находилась в доиндустриальной. Лишь в 60-е гг. впервые доля городского и сельского населения сравнялась, поэтому можно говорить о том, что наша страна достигла расцвета индустриального общества. Движение по индустриальному пути продолжалось и в 80-е гг. За это время западноевропейские страны завершили индустриальную фазу и вступили в постиндустриальную, в то время как Россия продолжает отставать от передовых стран на 1–1,5 фазы. Движение, отставание или переход в новую фазу сопровождается изменением в спектре тех социологических тем, которые изучает наша наука. Проблемы рабочего класса, городской преступности, бедности и нищеты европейские социологи изучали в середине и конце XIX в., в США – в начале XX в. (Чикагская школа), в России – в середине XX в. (социология рабочего класса) и в конце XX в. (преступность, бедность и нищета). Если в СССР в 70-80-е гг. активной отраслью являлась социология труда (индустриальная социология), то в США и Западной Европе эта отрасль уже ушла на второй план, т. к. западные страны перешли в постиндустриальную фазу. В 90-е гг. в России активно заявляет о себе экономическая социология, и сегодня она является ведущей отраслью (вместе с ней популярна социология менеджмента). Но в США расцвет этих дисциплин приходится на 50-60-е гг. XX в.


Каковы ведущие темы современной российской социологии?


1. Формирование предпринимательского класса (экономическая социология).

2. Проблемы классового неравенства, бедности и богатства (социальная стратификация, социология бедности).

Эти вопросы отражают период первоначального накопления, стадию, через которую Европа и США прошли в конце XIX в., а мы проходим лишь в конце XX в. Первоначальные накопления сопровождаются:

• социальной поляризацией – возникновением в обществе крайних степеней богатства и бедности, ухудшением положения основной массы населения и размыванием среднего класса

• преобладанием нелегальных методов обогащения – коррупцией, мошенничеством и т. д.

Итак, количество и список отраслей национальной социологии, уровень их развития и время появления отражают движение данной страны по пути технического и социального прогресса.

Глава 3

СОЦИОЛОГИЯ И РОДСТВЕННЫЕ НАУКИ

Какое место занимает социология в системе научного знания?


В содружестве с другими, родственными ей, дисциплинами: психологией, социальной психологией, экономикой, антропологией, политическими науками и этнографией – она образует подсистему системы научного знания – социальное знание. Родственные дисциплины заимствуют друг у друга понятия и категории, обмениваются результатами исследований, методами и теоретическими находками. В практической сфере, скажем, в области управленческого консультирования, от выпускника социологического факультета часто требуется знание также основ психологии (тестирование личных и деловых качеств персонала фирмы) и экономики (определение цены рабочей силы, производительности труда, затрат на обучение персонала и др.). Чаще всего социологи считают свои исследования комплексными, смело комбинируя методы экономики, психологии и социологии.

Каждая наука смотрит на мир, в данном случае на социальную реальность, под специфическим углом зрения. Возьмем конкретное событие: дама покупает в магазине шляпку. Экономист проанализирует событие в терминах спроса и предложения, сезонного колебания цен, семейного бюджета. Психолога заинтересует, быть может, то, каким образом дама стремится выразить в покупке свое Я, не произошла ли покупка под влиянием эмоционального порыва, как на выборе шляпки сказывается характер и темперамент человека, не желает ли покупатель подчеркнуть свою сексуальную привлекательность, выбрав именно этот фасон и т. д. Социолог поспешит установить взаимосвязь таких переменных, как социальная принадлежность и тип покупки, престиж и демонстративное поведение, способы проявления социальной роли и нормативные ожидания.


В чем отличие социологии от других общественных наук?


В отличие от других наук социология, если можно так выразиться, мыслит крупными блоками. Она способна описать поведение больших масс людей, поэтому тяготеет к статистике. Но для нее закрыт внутренний мир человека. Его исследует психология. Родившаяся на стыке социологии и психологии новая дисциплина – социальная психология — описывает человека в непосредственном окружении. Она затрагивает взаимодействие людей в малой группе. И конечно же социальный психолог не способен предсказывать смену правящих режимов или исход политической борьбы партий.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Социология в вопросах и ответах. Учебное пособие"

Книги похожие на "Социология в вопросах и ответах. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Альберт Кравченко

Альберт Кравченко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Альберт Кравченко - Социология в вопросах и ответах. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Социология в вопросах и ответах. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.