» » » » Игорь Исаев - История правовых учений. Конспект лекций


Авторские права

Игорь Исаев - История правовых учений. Конспект лекций

Здесь можно купить и скачать "Игорь Исаев - История правовых учений. Конспект лекций" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Политика, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Игорь Исаев - История правовых учений. Конспект лекций
Рейтинг:
Название:
История правовых учений. Конспект лекций
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История правовых учений. Конспект лекций"

Описание и краткое содержание "История правовых учений. Конспект лекций" читать бесплатно онлайн.



В предлагаемых лекциях рассматриваются наиболее значимые направления в развитии правовых учений с древнейших времен до современности. Правовое, историческое и позитивистское (в различных его модификациях) направления развития права анализируются в их отношении к основным категориям права, таким как справедливость, принудительный характер воздействия и нормативность. Прослеживается эволюция этих категорий. Лекции рассчитаны на аспирантов и соискателей, готовящихся к сдаче экзамена по истории и философии науки, также будут полезны студентам, изучающим историю правовых учений.






Императорское законодательство уже в IV в. подвергается системной кодификации, а древние юридические установления интерпретируются в русле этого процесса. Кодекс Феодосия стал-таки собранием императорских постановлений(начало V в.), действующих наряду с текстами классических юристов. Конституции Юстиниана (начало VI в.) стали всеобъемлющей кодификацией (Corpus Juris Civilis), основанной на классической традиции, а его «Дигесты» стали анталогией суждений римских классических юристов о праве. В Кодекс Юстиниана были включены также другие правовые источники, кроме императорских конституций (эдиктов, статутов и т. д.), а именно: мандаты принцыпсов, постановления Сената, рескрипты и фрагменты сочинений «знатоков права». В систему позднеримского и византийского права активно проникали элементы канонического и обычного права. Основанная на нормах свода Юстиниана, Эклога пошла значительно дальше по пути унификации права, внеся целый ряд новелл в уголовное, процессуальное и брачное семейное право.

В XI в. начинается рецепция римского права европейскими обществами. Дигесты и Кодекс Юстиниана стали методологической и научной базой для этого процесса. Глоссаторы (Ирнерий и др.), постглоссаторы (Луллий и др.) и гуманисты (Альциат и др.) олицетворяли собой три этапа процесса рецепции (XIII–XVI вв.). Фрагментарные положения римских юристов выстраивались в логически стройные теоретические концепции, при этом осуществлялось существенная интерпретация, в ходе которой из римской традиции вычленялись наиболее общие принципы. Систематическое изложение юридических институтов и более тщательное изучение источников привели к появлению новой науки – теоретического правоведения.

3. Систематизация естественного права

Начатая Юстинианом кодификация римского права была воспринята и использована в процессе становления христианской правовой доктрины. Научная систематизация и комментирование интенсивно проводились болонской (XII в.) правовой школой. Законодательством римской католической церкви были восприняты все основные принципы римской классической юриспруденции. Школа средневековых схоластов попыталась придать правовой системе законченный и почти математический, строго логический характер.

Христианство своим авторитетом укрепило статус естественного права в античном, а затем и средневековом обществе. Блаженный Августин отмечал, что существует некий нерушимый и вечный закон, восходящий к Богу и определяющий для людей естественный порядок существования. Фома Аквинский утверждал, что Божественный разум формулирует вечный закон мироздания, частью которого является человеческий правопорядок.

Древние христиане хотя и разделяли веру стоиков в братство людей, но были безразличны к идее господства всеобщего закона разума на земле. Однако они признавали, что справедливость является частью высшего закона и божественного порядка. Таким образом, естественное право приравнивалось к божественному закону, который частично открывался посредством откровения, частично – путем рационального познания. Связь естественного права с христианством значительно усилило его влияние по сравнению с периодом господства стоического всемирного закона. Естественное право ставилось выше человеческого; оно провозглашалось Богом и разъяснялось первосвященником.

Фома Аквинский отверг представление о несовершенстве права как порождении греховной сути человека. Схоластическая философия, идущая от Фомы, подчеркивала рациональный аспект естественного права, доказывая его истинность также рациональными аргументами, доказывая истину не столько умозаключениями исследования, сколько догматами христианской веры.

До Фомы естественное право не было системой норм, опосредующих все области человеческой деятельности в целом. Фома стал утверждать, что природа не есть навечно заданный и неизменный феномен. А значит, могут меняться и нормы естественного права: ему было позволено заполнять пробелы в естественном праве, однако явный приоритет в случае конфликта права естественного и человеческого все же оставался за первым. Должным у Фомы выступает определенный тип нормативности, устанавливающий разумное состояние общего блага.

Средневековые правоведы восприняли многие традиции римского права, этого требовала та широкая рецепция этого права, которая прошла в ряде европейских государств (преимущественно в области гражданского права). Болонская школа глоссаторов (конец XI в.) обстоятельным образом комментировала «Дигесты», мало внимания уделяя субъективным представлениям отдельных авторитетов по вопросам справедливости в праве.

В конце XIII – начале XIV в. возникает школа комментаторов (постглоссаторов), продолживших дело глоссаторов, но больше внимание уделивших приспособлению положений римского права к новым социальным и хозяйственным условиям Европы. Постглоссаторы больше внимания уделяли также проблеме естественного права, видя в нем основу для права позитивного. Естественное право мыслилось им более могучим фактором, чем власть монарха, представлявшим собой базу для формирующийся новой Римской (священной) империи в средневековой Европе.

Схоластическое направление в правовой теории связывается с именем Фомы Аквинского, попытавшегося соединить философию и богословие, Аристотеля и католическую доктрину в едином пространстве правового учения. При этом он наметил методологический переход от сверхъестественного, сугубо теологического детерминизма к естественному объяснению правовых закономерностей. В значительной степени его взгляды повторяли юридические конструкции римских юристов. Справедливое и равное распределение и одинаковые формы человеческого поведения формируют «право народов»; отличия, специфика и распределительная справедливость характеризуют «право граждан», т. е. право национального государства.

Папа Григорий I Великий (конец VI в.) был одним из главных инициаторов использования римского права в практической деятельности церкви. Имперское право, базировавшееся на римской традиции, предоставляло церкви юрисдикцию по вопросам веры, по гражданским и отчасти уголовным делам. За пределы этой юрисдикции можно было выходить лишь в некоторых исключительных случаях, когда ущемлялись права и интересы церкви.

Другой известный богослов эпохи «темных веков» (VII–X вв.), Исидор Севильский, используя наследство римского классического права, в своей «Этимологии» вводит новые правовые понятия и терминологию. О законе он говорил, что это есть «установление народа, которым старшие по роду вместе с плебеями что-либо санкционируют». Право – это только общее наименование, закон – частный случай права. Естественное право проявляется и в гражданском, и международном праве, оно является общим для всех народов и используется как то, что «выдумано природой, а не каким-либо обыкновением». Публичное же право состоит в праве «священнослужителей, праве жрецов и праве магистратов».

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История правовых учений. Конспект лекций"

Книги похожие на "История правовых учений. Конспект лекций" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Игорь Исаев

Игорь Исаев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Игорь Исаев - История правовых учений. Конспект лекций"

Отзывы читателей о книге "История правовых учений. Конспект лекций", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.