» » » » Сергей Лебедев - Методология научного познания. Монография


Авторские права

Сергей Лебедев - Методология научного познания. Монография

Здесь можно купить и скачать "Сергей Лебедев - Методология научного познания. Монография" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Лебедев - Методология научного познания. Монография
Рейтинг:
Название:
Методология научного познания. Монография
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Методология научного познания. Монография"

Описание и краткое содержание "Методология научного познания. Монография" читать бесплатно онлайн.



В монографии раскрываются основные проблемы современной методологии научного познания: ее предмет и структура, методологическая культура ученого, уровни научного познания, общенаучные и частнонаучные методы, проблема индукции, методологические аспекты динамики научного знания, методологические аспекты научной истины. Все эти проблемы рассматриваются в книге с позиций уровневой структуры организации знания в современной науке. Книга адресована всем, кто интересуется проблемами современной методологии науки, но прежде всего начинающим исследователям: магистрам, аспирантам, а также молодым преподавателям и научным сотрудникам.






Наблюдение и эксперимент как два основных метода чувственного познания в науке реализуются в огромном числе разного рода методик их проведения. Конкретные методики проведения наблюдения и эксперимента уже достаточно жестко привязаны к содержательным особенностям объектов и процессов, изучаемых в той или иной науке: физике, астрономии, химии, биологии, геологии, географии, физиологии, медицине, почвоведении, агрономии, экономике, технических и технологических, социальных и гуманитарных науках. В разных науках и их областях методики наблюдения и эксперимента существенно разнятся, а их усвоение требует специальной подготовки, которая дается в процессе длительной подготовки специалистов соответствующей отрасли научного знания или научной дисциплины. Такого рода методики есть особое когнитивное искусство («когнитивное техно»), знание о которых и искусство владения которыми может быть передано только непосредственно от учителя к ученику, что называется из рук в руки, путем практической демонстрации их применения. Вот почему описание конкретных технологий наблюдения и эксперимента не входит в задачи философской методологии. Это – дело самих конкретных наук. Задачей же философии в области методологии науки является лишь описание и обоснование общей структуры методологии науки и общих методов научного познания на его различных уровнях.

В этой связи необходимо подчеркнуть, что научное наблюдение и эксперимент сами по себе являются средствами именно чувственного познания в науке, но еще не эмпирического уровня научного познания. Они лишь подготавливают почву для эмпирического познания как первой ступени рационального познания в науке. Смысл этой ступени заключается в применении к содержанию чувственного знания мышления и его методов, в рациональном моделировании чувственной информации об объекте и последующем закреплении ее в научном языке (научном дискурсе) [4; 6].

Литература

1. Вознесенский В. А. Статистические методы планирования эксперимента в технико-экономических исследованиях. М., 1981.

2. Георгиев Ф. И., Дубовской В. И., Коршунов А. М., Михайлова И. Б. Чувственное познание. М., 1965.

3. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., 1982.

4. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, 1998.

5. Капица П. Л. Эксперимент. Теория. Практика. М., 1981.

6. Лебедев С. А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории). М.: Академический проект. 2008. 692 с. 20.

7. Лебедев С. А., Ильин В. В., Лазарев Ф. В., Лесков Л. В. Введение в историю и философию науки. М.: Академический проект. 2007. 384 с. 21.

8. Лебедев С. А., Рубочкин В. А. История и философия науки. М.: Издательство Московского университета. 2010. 200 с. 22.

9. Ракитов А. И. Анатомия научного знания. М., 1969.

10. Сорокин А. В., Торгашина Н. Г., Ходос Е. А., Чиганов А. Г. Физика. Наблюдение, эксперимент, моделирование. М., 2006.

11. Сул К. Пузырьковая камера. Измерения и обработка данных. М., 1970.

12. Хакинг Я. Представление и вмешательство. Введение в философию естественных наук. М., 1998.

13. Lebedev S. A. Methodology of science and scientific knowledge levels // European Journal of Philosophical Research. 2014. № 1(1). P. 65–72.

ГЛАВА 4. МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

Эмпирический уровень научного знания – это более высокий уровень научного знания по сравнению с чувственным научным знанием. Это – первая ступень рационального познания в науке. Сколько бы многочисленными ни были данные наблюдения и эксперимента, эмпирическим научным знанием они еще не являются. Для этого необходимо, чтобы они получили определенную мыслительную обработку и были представлены в некоторой языковой форме (либо в виде совокупности терминов и предложений эмпирического языка определенной науки, либо с помощью других способов символического представления чувственной научной информации: графиков, диаграмм, схем и т. п.). С другой стороны, необходимо подчеркнуть, что вне чувственного восприятия фиксация и идентификация терминов, предложений и символов как эмпирического, так и теоретического языка науки также невозможны, поскольку их знаковая форма является материальной. Важно также отметить, что возможности и границы эмпирического познания в науке обусловлены не только содержанием чувственных данных, содержанием чувственной информации об объектах исследования, но и операциональными возможностями языка и мышления на стадии рассудка (на необходимость четкого различения рассудочного и разумного мышления обратили серьезное внимание уже И. Кант и Г. Гегель).

Деятельность рассудочной формы мышления («рассудка») в науке достаточно обширна. Она состоит в применении к данным наблюдения и эксперимента таких мыслительных операций, как научное абстрагирование, анализ, сравнение, обобщение, индукция, выдвижение гипотез эмпирических законов, дедуктивное выведение из них проверяемых на опыте следствий, обоснование эмпирических законов науки и т. д. [19]. Результатом эмпирического познания и является эмпирическое знание. Кратко оно может быть определено следующим образом: эмпирическое знание – это множество высказываний об абстрактных (или эмпирических) объектах. Эмпирический объект не тождественен чувственному объекту, а является лишь его определенной стороной, аспектом, частью, но которые мышление при этом наделяет столь же самостоятельным существованием, как и их исходные прообразы – целостные чувственные объекты. Эмпирические объекты называются абстрактными также потому, что являются результатом абстрагирующей деятельности мышления по отношению к чувственным объектам. Примерами абстрактных объектов науки являются, например, такие геометрические свойства чувственных объектов, как их геометрическая форма, размеры и т. д., их цвет, запах, масса, скорость, временная длительность и т. д. Поэтому эмпирическое знание является знанием об объективной действительности (множестве «вещей в себе») лишь опосредовано, через ее чувственное восприятие и последующее моделирование в мышлении поступившей от объектов чувственной информации через длинную цепь допущений, различений и отождествлений. Целью эмпирического познания является формирование рационального или мыслительного знания об объектах. При этом необходимо отметить, что по своей структуре эмпирическое научное знание является весьма неоднородным, будучи множеством высказываний различных по логической структуре, степени общности и обоснованности.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Методология научного познания. Монография"

Книги похожие на "Методология научного познания. Монография" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Лебедев

Сергей Лебедев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Лебедев - Методология научного познания. Монография"

Отзывы читателей о книге "Методология научного познания. Монография", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.